Диссертация (Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе". PDF-файл из архива "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиСТРЕЛЬЦОВА Ксения АлександровнаФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАННОСТИБУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВВ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка)соискание ученой степеникандидата педагогических наукНаучный руководитель:доктор педагогических наук, профессорАфанасьев Владимир ВасильевичМосква – 2019ОглавлениеВведение .................................................................................................................. 3Глава 1.
Теоретико-методологические основы этнохудожественногообразования в отечественной музыкальной педагогике ............................ 191.1. Историко-педагогические концепции и теорииэтнохудожественного образования ............................................................... 191.2. Психолого-педагогические основы учебного процесса приформировании этнохудожественной образованности будущих педагоговмузыкантов в высших учебных заведениях. ................................................
431.3. Модель становления этнохудожественной образованности будущихпедагогов-музыкантов в высших учебных заведениях ............................... 62Выводы по главе 1 ..............................................................................................
91Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированиюэтнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов ввысших учебных заведениях ............................................................................ 932.1.
Структура и содержание формирования этнохудожественнойобразованности будущих педагогов-музыкантов в высших учебныхзаведениях ........................................................................................................ 932.2. Технология формирования этнохудожественной образованностибудущих педагогов-музыкантов в высших учебных заведениях ............
1122.3. Ход и результаты экспериментального процесса формированияэтнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов ввысших учебных заведениях. ...................................................................... 135Выводы по главе 2 ............................................................................................ 157Заключение ......................................................................................................... 159Список литературы ..........................................................................................
163ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................ 1822ВведениеАктуальность исследования. Ситуация в современном российскомобществе, перемены во всех сферах общественной жизни сегодня создаютблагоприятные условия для исследования механизмов формированияличности подрастающего поколения. Современный выпускник вуза долженобладать определенными профессиональными компетенциями и качествами,которые позволят ему осуществлять различные виды деятельности,посколькугосударствуисовременномуобществунужныквалифицированные кадры, готовые осуществлять свою профессиональнуюдеятельностьвусловияхмежкультурнойсредыполиэтническогогосударства. В частности, выпускник, который будет реализовывать себя вмузыкально-педагогическойсфере, долженобладатьспособностью кпониманию своей собственной позиции как гражданина полиэтническогогосударства и быть готовым к межкультурному взаимодействию в нем.Важность этнохудожественного образования в вузовской подготовкебыла отмечена в Национальной доктрине образования в РФ (2000 г.), гдеуказано, что оно «призвано обеспечить историческую преемственностьпоколений в сохранении и развитии национальной культуры, в воспитаниибережного отношения к историческому и культурному наследию народовРоссии» [107].
Документ «Основы законодательства РФ о культуре»зафиксировал принципы национального культурного достояния РФ, чтонашло отражение в Концепции модернизации российского образования (2014г.) и федеральной целевой программе «Развитие культуры и туризма» (20132020 гг.) [114, 45]. Без возрождения ценностей традиционной народнойкультуры невозможен подлинный расцвет духовной жизни народа. Этоттезис отражен в документе № 1264-КЗ «О государственной политике в сфересохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарскомкрае» [62].
Следует отметить, что обращение к истокам народнойнациональной культуры присуще не только Краснодарскому краю, но и3многим другим регионам России. Признавая важность в образовании ролирегиональногокомпонентанарядусфедеральнымкомпонентом,вгосударственной Концепции художественного образования в РФ появилосьпонятие«этнохудожественноеобразование»,котороеоснованонареализации национальной идеи. Данная идея заключается в формировании уобучающихся готовности к освоению национально-регионального искусства.Федеральные государственные образовательные стандарты высшегообразования студентов бакалавриата укрупненной группы направленийподготовки 53.00.00 Музыкальное искусство в качестве одного изобразовательныхкомпетенцийрезультатов«Межкультурноеопределяютгруппувзаимодействие».универсальныхПоказателемэтихкомпетенций становится владение совокупности качеств для восприятиямежкультурногоразнообразия.Условиемразвитияиреализацииэтнохудожественного потенциала студентов бакалавриата в вузе становитсяэтнопедагогический подход, а этнохудожественная образованность даетвозможность осознанно сопрягать достижения в усвоении этнокультурногоматериала (опыта) с личной, эмоционально-ценностной позицией к этомунаследию.
Помимо этого, этнохудожественная образованность такжевыражается в потребности личностью адаптировать усвоенный опыт врамках подготовки будущих педагогов-музыкантов к профессиональнойдеятельности.Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературыопределилнесколькопредпосылкамигруппработ,исследованияявляющихсяформированиятеоретическимиэтнохудожественнойобразованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе.Первую группу составляют исследования, рассматривающие понятие«культура» как философскую категорию (Л.Г.
Ионов, Ф.И. Минюшев);этнические аспекты культуры (Н.И. Величко, И.Л. Набок, С.Е. Рыбаков,В.А.Тишков,О.М.Штомпель);теории4этноса(С.А.Арутюнов,Ю.В. Бромлей, Л.И. Гумилев, С.М. Широкогоров); роль культуросообразногознаниявотечественноймузыкальнойпедагогике(Б.В.Асафьев,Н.Ф. Бунаков, Е.А. Бодина, С.В.
Смоленский); историко-педагогическиеконцепции и теории этнохудожественного образования (А.Б. Афанасьева,Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, Т.Я. Шпикалова); проблему творчества иличности (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.О. Грузенберг, Г.В. Косов,В.С. Соловьев).Вторую группу характеризуют работы в области методологииисследований народной культуры и систематизации фольклорного материала(В.П. Аникин, И.С. Бочарова, Р.-С. Боггс, П.Г. Богатырев, Г.Н.
Волков,В.Е. Гусев, Дж.-Л. Гомм, A.C. Каргин, В.Я. Пропп, В.И. Чичеров,К.В. Чистов и др.); исследования, где предметом изучения являетсямузыкальный фольклор казаков-некрасовцев (Е.Т. Аракельян, А.Н. Иванов,А.М. Листопадов, В.Ф. Тумилевич).Третью группу представляют исследования об основах психологопедагогической работы с личностью (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик); научные изыскания, раскрывающие понятие«образованность» (В.С. Безрукова, И.Б. Бичева, В.Г. Онушкин, Б. Рассел,Г.Н.Сериков);вопросВ.П.Зинченко,Л.Н.саморазвитияКуликова,А.А.личностиВербицкий,Н.Ф. Родионова); проблему творчества иличности(В.Г.Е.О.Цукерман,Галицких,(Н.А. Бердяев,С.Н. Булгаков, С.О.
Грузенберг, Г.В. Косов, В.С. Соловьев); работы вобласти теории сущности профессиональной деятельности музыканта(О.В. Грибкова, В.Д. Шадриков, Е.П. Кабкова, Л.А. Пиджоян, И.В. Сокерина,П.Ф. Каптерев); исследования, посвященные проблеме художественноэстетического и этнокультурного воспитания молодежи регионов РоссийскойФедерации (Т.И. Бакланова, Л.И. Васеха, Н.Р. Туравец, Л.И. Уколова и др.).5Четвертую группу характеризуют изыскания, посвященные основампостроениямоделейпедагогическогоисследования(В.А.Веников,А.Н. Дахин, И.Б.