Диссертация (Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе), страница 33
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе". PDF-файл из архива "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 33 страницы из PDF
Назовите основные периоды истории этноконфессиональной группырусского народа – некрасовских казаков.5. Охарактеризуйте один жанр музыкального фольклора казаковнекрасовцев на выбор. Приведите примеры песен.6.Этнохудожественное образование – это:1) педагогический процесс, в котором репрезентированы две или болеекультуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному илирасовому признаку;2) процесс формирования человека, способного к активной и эффективнойжизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде,обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур,умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас,верований;3) оба варианта верны.7. На каком регламентирующем документе базируется Концепция развитияэтнохудожественного образования в Российской Федерации?8. Термин «этнохудожественное образование»:1) впервые был предложен отечественными учёными;2) является калькой с западного термина «multicultural»;3) носит рабочий характер и нигде официально не закреплён.9.
Какие умения/навыки важны для студентов педагогического направленияв рамках изучения спецкурса «Этнохудожественное образование будущих196педагогов-музыкантов на основе народного творчества (фольклор казаковнекрасовцев)» (возможно несколько ответов):1) должны уметь работать с различными в культурном отношении людьми;2) правильно понимать человеческое различие, быть толерантными к ним;3) уметь утверждать своими личными делами и словами культурныйплюрализм в обществе.10. Запишите алгоритм подготовки и проведения занятия в ДШИ сиспользование нового музыкального фольклорного материала.11.
Перечислите профессионально важные личностные качества педагогамузыканта.12. Как называется документ, который регламентирует существованиетрадиционной народной культуры в Краснодарском крае?197Приложение 8МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНИНГ «ФОЛЬКЛОРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ»Упражнение «Добрый день – Merhaba!»Цель: навык коммуникативности при отсутствии вербального контакта.Инструкции:Группа делится пополам. Одни – представители турецкой среды, другие –казаки-некрасовцы. Залача вторых сообщить первым о себе в танцевальнойформе. Необходимо вспомнить видеоматериалы спецкурса иреконструировать один из видов танца. Затем группы меняются ролями.Вопросы:− Легко ли было вжиться в роль представителей иной субэтническойгруппы?− Данный опыт полезен для вас? Аргументируйте свой ответ.− В роли кого вы чувствовали себя увереннее – принимающей стороныили представляющейся?Комментарии:Помимо коллективных коммуникативных умений участники получаютвозможность формировать навык межкультурного взаимодействия черезневербальный инструментарий.
Также развивается аксиологическийкомпонент в виде профессионально важных личностных качеств имотивационно-ценностных отношений.Упражнение «Ценностные русские традиции»Цель: обозначить тезисно культурные ценности, присущие русским, черезанализ фольклорных песен, текстов нематериального наследия казаковнекрасовцев.Материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, аудиозаписи песен,видеозапись выступления казаков-некрасовцев, сборник текстов фольклораказаков-некрасовцев.Инструкция:198Песни – это музыкально-поэтическое отражение быта людей.
Сейчас вамбудут представлены песни разных жанров, ваша задача – сформулировать,какие ценности русской культуры ассоциируются с песнями.Вопросы для обсуждения:− Каково утилитарное значение песни?− С какими культурными ценностями связан текст песни?− Лично вам близки рассмотренные аксиологические тезисы?199Приложение 9МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНИНГ «ЭТНИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»Упражнение «По одежке встречают»Цель: развитие рефлексии, самопознания.Материалы: вырезанные педагогом бумажные шаблоны в формесарафана/рубахи формата А3 или А4, цветные карандаши и маркеры.Инструкция:У каждого народа присутствует стиль и особенности национальной одежды.Чтобы поделиться с группой информацией о себе, вы создадите свой костюм.Допускается использование изображения узоров, присущих костюмунепосредственно своего этноса, либо того, который нравится вам/лучшезнаете, либо придуманный вами.Вопросы для обсуждения:− Какую внешнюю информацию можно «прочесть» по представленномувами костюму? Какая информация завуалирована?− По каким критериям вами отбирались элементы костюма?− Чей костюм для вас оказался самым интересным/понятным/близким?− Есть ли в группе участники, чей костюм и ваши представления оличности не совпали?− Чей костюм вам бы хотелось примерить? Почему?Комментарии:Данное упражнение рассматривается как знакомство участников,побуждение к познанию культурны других, желание поделиться своейкультурой, понять, как повлияла среда, в которой участник, вырос на егосамоопределение.Упражнение «С чего начинается Родина»Цель: формирование самоопределенияИнструкция:Вспомните пройденный в спецкурсе фольклорный материал песни казаковнекрасовцев.
Выберите одну песню.200Вопросы:− Помните ли вы историю создания песни?− Каким событиям она посвящена?− Можете ли вы охарактеризовать признаки турецкого музыкальногостиля и русских традиций в представленном примере?Комментарии:На примере выбранных песен и рассказов участников поясняется механизмэтноидентификации личности. Посредством прослушивания возможныхаутентичных записей формируется чувство эмпатии.Упражнение «Что я слышу?»Цель: на принципе вариативности народной мелодии показать, что одно и тоже явление (в данном случае музыкальное произведение) можетвосприниматься по-разному.Материалы: аудиозапись песни «Заиграю, сам да заплачу» - аутентичныйвариант и исполнение в аранжировке гр.
«Иван Купала».Инструкция: прослушать варианты песни. Дать характеристику.Вопросы:− Как воспринимается одна и та же мелодия в разном исполнении?− Отчего зависело ваше восприятие?− Повлиял ли ваш предыдущий музыкальный опыт слушателя навосприятие?Комментарии:Цель упражнения – показать студентам, что восприятие мира в целом, имузыки в частности, находится в зависимости от полученного культурногоопыта, личных ценностей.201Приложение 10НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ АВТОРСКИХ ОБРАБОТОКПЕСЕН КАЗАКОВ-НЕКРАСОВЦЕВ202203Приложение 11Аутентификационная карта уровней сформированности этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантовПраксиологическийАксиологическийГносеологическийКомпонентыкритерииУровниПоказателиОптимальный ( 5 баллов)-знания о народном музыкальном-систематизированныезнаниятворчестве;исполнительскогорепертуарас-знание национальной музыкально- национально-региональнойрегиональной тематики;тематикой;-знание методологии исследования -умениечеткоанализироватьинародного творчестваподбирать фольклорный песенныйматериал;-признание значения методологииисследований в области народноготворчества;-интерескдуховно- -сформированность представлений оинтеллектуальнымиценностям ценностных ориентациях, стремлениечеловека (гуманность и эмпатия)достичь понимания исторического-чувство профессионального долга прошлого и духовного наследия(ответственность);своего и других народов;-творческаямобильность -осознанное стремление к личностному(креативность)и профессиональному росту;- ярко-выраженнаякреативность,стремление создать новые формы иметоды обучения с использованиемфольклорного материала-умениеприменять -выработано умение отбирать методы вэтнохудожественные знаниясоответствиисконкретными-умение диагностировать уровень условиямипедагогическойэтнохудожественнойреальности;образованности;- сформировано умение проводитьнавык применения фольклорного исходное и текущее диагностированиематериалавпедагогической уровняэтнохудожественнойпрактикеобразованности;-частоиспользуетфольклорныйматериал в педагогической практике204Достаточный (4 балла)Недостаточный (3 балла)-пониманиенационально- -отсутствие навыков анализа фольклорногорегиональной тематики;материала;-нецелостноепредставление -отсутствиепонятияметодологииметодологииисследования исследования народного творчества;народного творчества;-стихийность в работе с исполнительским-разрозненные навыки работы с репертуаром с национально-региональнойфольклорным материаломтематикой-пониманиенеобходимости -фрагментарныйхарактерпроявлениястремления к личностному и гуманности и эмпатии;профессиональному росту;-стихийностьпониманиячувства-уверенность в необходимости ответственности в своей профессии;пониманияисторического -отсутствиетворческоймобильности,прошлого и духовного наследия креативности в музыкально-педагогическойсвоего и других народов;деятельности-понимание значения ценностейэтнокультуры другого этноса– слабо выражено умение отбирать – отсутствует умение отбирать методы вметодывсоответствиис соответствии с конкретными условиямиконкретнымиусловиями педагогической реальности;педагогической реальности;– отсутствует умение проводить исходное и– владеет не в полной мере текущеедиагностированиеуровняумением проводить исходное и этнохудожественной образованности;текущеедиагностирование – не использует фольклорный материал вуровняэтнохудожественной педагогической практикеобразованности;– использует готовые аранжировкифольклорногоматериалавпедагогической практике.