Диссертация (Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе". PDF-файл из архива "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Его содержание предполагает, что взрастить и воспитатьличность человека в жажде истины и познания, в любви, побудить человекастать творцом – главная цель художественного образования. Средства для еедостижения – воспитание и образование через искусство и народноехудожественное творчество.Основополагающийпринципаксиологическогокомпонента–глубинные связи искусства с национальной идеей, культурным наследием.Необходимо осуществить путь от эстетического, конкретно-чувственноговосприятияпроизведенийискусствакихактивномудуховномупереживанию. Так как мы говорим о музыкальной сфере художественногообразования, то стержнем становится песенно-музыкальный фольклор.Праксиологический компонент осуществляет создание условий длясвободного поиска личностью обучающегося способов самоопределения впространстве жизнедеятельности.
При соотнесении звуковых и визуальныхобразов художественно-образной системы народных традиций происходитсопереживание и соучастие личности. Данный компонент подразумеваеткультурно-просветительские формы работы (например, сохранение традицийнародной культуры, а также возвращение к истокам народного творчества,пропаганда и освещение его в средствах массовой информации).Главная форма – практические занятия, позволяющие закрепитьтворческие навыки, способность к импровизации.
Немаловажную рольиграет организация внеучебной деятельности (творческих встреч, концертов,мастер-классов фольклорных исполнителей), которая важна не только дляобщего ознакомления, но и для овладения профессиональными умениями изнаниями,атакжерасширенияфольклорногорепертуара.Праксиологический компонент может быть выражен в интеграционной56работе с организациями-побратимами, семинарских занятиях и творческихвстречах – все это способствует обмену творческими идеями и создаетнеобходимую этнохудожественную образовательную среду.Обобщенныйиинтегральныйхарактеручебногопроцесса,направленного на формирование этнохудожественной образованности,отличается конструктивным содержанием, соединяя в себе концептуальнотеоретическую, личностно-развивающую, деятельностную и оценочнокорректирующую функции.Федеральныегосударственныестандартывысшегообразованияукрупненной группы направлений подготовки 53.00.00 Музыкальноеискусствопопрограммебакалавриатаопределяютвкачествеобразовательных результатов общие компетенции будущего бакалавракак:–способностьиспользоватьзнаниядляформированиямировоззренческой и гражданской позиций;–способностьккоммуникациидлярешениязадачмежличностного и межкультурного взаимодействия;–способность толерантно воспринимать социально-этнические икультурные различия;–способность к самообразованию и саморазвитию, что исоставляет основное содержание этнохудожественной образованностибудущего педагога-музыканта.Ееконкретноенаполнениеопределяетсяфункциональнымиособенностями профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Наоснове особенностей профессиограммы педагога-музыканта нами былвыделен комплекс профессионально важных качества, интегрируемых вкомплексную систему психологических свойств субъектов труда.Теоретической основой для разработки профессионально важныхкачеств педагога-музыканта для нас является идея В.Д. Шадрикова, котораязаключается в понимании профессионально важных качеств относительно57компетентностного подхода [171]. Исследователь предлагает рассматриватьпрофессионально важные качества как аспект, влияющий на эффективностьусвоения деятельности, индивидуально-психологические свойства личностисубъекта.
Профессионально важные качества представляют собой двекатегории, так называемые «ведущие и базовые качества», которые могутвыступать как в одной, так и в другой категории, либо пересекаться.В ходе анализа научных исследований (Л.А. Пиджоян, И.В. Сокерина)[119, 141] нами были раскрыты теоретические основы профессиональнойдеятельности педагога-музыканта. Общая структура профессиональноважных качеств учителя, предложенная П.Ф.
Каптеревым [75], была наминтереснавкачествеидеидвухсоставляющих–специальныепрофессионально важные качества и личностные профессионально важныекачества. На основе этих идей нами была составлена таблица ведущихпрофессионально важных качеств педагога-музыканта как субъекта труда,которые дополнили разработку показателей эффективности предлагаемыхметодик (таблица 3).Таблица 3Ведущие ПВК педагога-музыкантаСпециальные ПВК•••••••••Личностные ПВКинтонационный слухчувство ритмадолговременная памятькоординацияобразное мышлениеспособность к педагогическойдеятельностиразвитая моторикабыстрота реакцииартистизм•••••••••••••••культуросообразность,жизнетворчество,терпение,открытость,креативность,эмпатия,терпимость,коммуникативность,настойчивость,саморазвитие,самообразованность,мотивация,гуманизм,оптимизм,решительностьГоворя о критериях и показателях формирования этнохудожественной58образованности будущих педагогов-музыкантов в вузе, подчеркнем, что речьидетобопределениисовокупностихарактеристик(качественныхиколичественных), позволяющих системно осуществить результат процессаформирования этнохудожественной образованности будущих педагоговмузыкантов.Вэтомплане,доминантнымвопросомстановитсяосознаниехарактеристик формулируемых критериев: а) они должны охватывать всезначимыестороныпроцессаформированияэтнохудожественнойобразованности; б) диагностике должны подвергаться все направленияобразовательной деятельности.Таким образом, анализ структуры музыкально-педагогической сферыдеятельности позволил выявить следующие критерии формированияэтнохудожественной образованности: гносеологический, аксиологический,праксиологический, содержание которых составляет совокупность знаний,умений, владений способами познания и использования фактов и явлений впрофессиональной деятельности, а также профессионально важные качестваличности, обеспечивающие успешность решения содержательных задач.Таблица 4Критерии и показатели, свидетельствующие о сформированностиэтнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантовКомпоненты-критерииГносеологическийАксиологическийПраксиологическийПоказателизнанияонародноммузыкальномтворчестве;знаниемузыкальнойнациональнорегиональной тематики;знаниеметодологииисследования народногоинтерескдуховноинтеллектуальнымиценностямчеловека(гуманность и эмпатия);чувствопрофессиональногодолга (ответственность);творческая мобильность(креативность)59умениеприменятьэтнохудожественныезнания;умениедиагностироватьуровеньэтнохудожественнойобразованности;творчестванавыкпримененияфольклорногоматериалавпедагогическойпрактикеВ сфере педагогических исследований большое распространениеполучают количественные методы исследования, являющиеся отражениемтого процесса или явления, вопросы изучения которого представлены висследовании.
Мы согласны с точкой зрения В.А. Ядова, который говорит оботсутствии точных критериев в исследованиях, посвященных познаниямопыта, переживаний и чувств субъектов педагогического процесса. Другимисловами,спецификаколичественного,вкачественноготом,чтоисследования,инструментывизмеренияотличиеотрезультатовформируются в ходе научной работы, а не известны заранее, а также никогдане дублируются [180].Помимо этого, ученый указывает главный метод качественногоподхода анализа данных – это обобщение идей из собранных эмпирическихданных. Все рассмотренные методологические положения влияют наразработку критериев и показателей результата нашего педагогическогоисследования.Под критерием в современной педагогической науке понимаетсяпризнак или суждение, которые будут служить основой оценки явления ипроцесса (Ю.К.
Бабанский) [14]. Признак, на основе которого формируетсясуждение о каком-либо явлении (И.Ф. Исаев) [70]. Под признаком понимаютсоставляющую критерия, непосредственное качество рассматриваемогопроцесса или явления (Ф.В. Константинов, В.Г. Марахов).Такимобразом,общийуровеньсформированностиэтнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантовзависит от степени сформированности каждого из ее компонентов. Вкачествеопорнойструктурысистемыпоказателейвыступаютотдельные качественные и количественные характеристики критерия,60разбитые на уровни. Например, знания – это критерий, а показатели поуровням – либо поверхностные, либо фрагментарные, либо глубокие,систематические знания.На основе теоретического анализа научно-педагогической литературы(разработка Л.
Ковальчук) и эмпирических данных были определеныкритерии и показатели [185]. Изучение сложившейся системы образованиянапрямуюзависитчеловеческогооткапитала,сохранения,отегокачественногопрофессиональнойиспользованияподготовки,совершенствования квалифицированных знаний работников. Это, как намкажется, порождает ситуацию, в образовании, когда появились новыетребования подготовке специалиста, владеющего достижениями науки,техники и закономерностями социально-экономического развития. Возниклапроблема, как создать качественно новый человеческий капитал, какформировать личность и готовить квалифицированные кадры.
Этот тезисуказывает на тот факт, что в современной педагогической науке показателемстановится переход личности с одного уровня на другой.В качестве опорной структуры системы критериев и показателейвыступает триединство компонентов этнохудожественной образованности:гносеологический, аксиологический и праксиологический.
Именно этисущностные характеристики выражают настойчивость в формированииэтнокультурных знаний, умений, качеств, интерес и склонность к изучениютрадиционной музыкальной культуры.Гносеологическийкомпонентопределяетсяцелесообразностью,научность указывает на содержание учебного материала; оптимальность –этопризнаквыбораметодологическогопутивпрофессиональнойдеятельности. Аксиологической компонент выражается в степени проявлениядемократичности и гуманности в своем мышлении и суждениях, а такжеуровнедиалогичностивсубъект-субъектныхотношениях.Сформированность праксиологического компонента составляют уровеньтворческого содержания деятельности и результативность работы.611.3.