Диссертация (Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе), страница 5

PDF-файл Диссертация (Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе), страница 5 Педагогика (56104): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе) - PDF, страница 5 (56104) - СтудИ2020-03-25СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе". PDF-файл из архива "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Термин«совокупный»художественнойвданномконтекстедеятельности,означаеткоторыевесьспектрвзаимосвязаныотраслеймеждусобойпроцессами сохранения, сбора и трансляции искусства. Художественнаякультура проявляется в том, что число людей, вовлеченных в творческуюдеятельность, всегда выше, чем число авторов произведений искусства.Художественная культура рассматривается как влиятельный механизм наментальность индивидуума, психологию его сознания. Художественнаякультура затрагивает разные слои общества.Когда ученые-культурологи (Т. Парсон, В.М.

Петров, Е.Б. Витель,М.Б. Глотов, А.С. Ахиезер, С.Н. Плотников и др.) говорят о системномподходе в изучении «художественной культуры», то они обычно имеют ввиду следующее: построение, статику и динамику показателей процессовкультурных трансформаций; условия и векторы развития данного видакультуры применительно к условиям жизнедеятельности современногообщества, выделив специфику художественной культуры и художественногоискусства [135].Данная точка зрения, рассматривающая специфику искусства в системехудожественной культуры, является на наш взгляд оправданной. ТакВ.В. Селиванов объективно отмечает, что художественное произведение –это отражение информации из окружающей среды, которая была воспринятахудожником в соответствии с его мировоззрением.

Данный процесспредставляется Селиванову в виде закономерной цепочки: действительность– художник – произведение искусства. Селиванов также объясняет природу исущностьхудожественнойкультуры.Ключевыммеханизмомздесьпредставлена связь: произведение искусства – публика – действительность.26В процессе восприятия и освоения публикой произведения ейотводитсяоценочнаяфункция,котораяявляетсядоминантнойприопределении существования произведения в социуме [166, с. 8].

Болееглубокое осмысление категории художественной культуры представленоМ.С.Каганом,которыйтрактуетеекаксовокупностьдуховно-содержательной характеристики автора, морфологических особенностейсвязидифференцированныхискусствиорганизационныхформхудожественного процесса [73].Подытоживая, следует сказать, что при анализе работ отечественных изарубежных исследователей (А.Ю. Азаров, Л.Н. Мун, К.Н. Мачалов и др.) мыпришли к заключению, что сущность искусства раскрывается через сложныймногоступенчатый процесс художественной культуры, сквозь призмукоторого можно проанализировать генезис и развитие данного феномена[3, 97, 105, 106, 167].Среди совокупности предметной и деятельностной сторон культурыперваяпредставленавещественнымиидуховнымирезультатамичеловеческой деятельности, так называемыми «артефактами культуры»(термин Г.В.

Косова), в то время как вторая сторона отражает творческуюдеятельность людей. Для нашего исследования важно рассмотреть категории«творчество» - «творческий процесс» - «творческая личность».Существует множество философских и психолого-педагогических идейпонимания феномена «творчество» как предмета.

В основе классификациитипов теорий творчества, предложенной С.О. Грузенбергом, находитсямежпредметная связь разных областей наук и структура понятия творчества.Опираясь на него, автор выделяет шесть типов проблемы психологиитворчества, объединив их в три категории: философский, психологический иинтуитивный тип построения проблемы [47].Идея творчества как качественно новое прибавление принадлежитрусской школе философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев),которые выделяют два этапа в творчестве: познание себя (интуиция) и27реализация продуктов творчества (мастерство, искусство) [89].

Вслед заГ.В. Косовым мы будем отталкиваться от точки зрения, что «творчество – этодеятельность, созидающая качественно новое, не бывшее ранее» [85].Изучая психологию творчества, Я.А. Пономарев предложил следующиеэтапы процессов творчества: стадия труда, бессознательной работы,вдохновения [126]. Стоит упомянуть, что предпосылкой к его работамявились труды А.А. Потебни о грамматическом строе языка, а такжефилософско-лингвистическое исследование Д.Н.

Овсяннико-Куликовского иБ.А. Лезина. В данных работах были намечены узловые проблемыпсихологии творчества, в том числе перечислены специфические качестватворческой личности: фантазии, выдумки, оригинальность, субъективность,обширность знаний и т.д.Таким образом, творческая личность – это индивид, применяющийкомплекс своих знаний для решения проблемы оригинальным, неизвестнымдо этого момента способом.

Творческая личность проявляется в рамкахтворческого процесса, который представляет собой некий алгоритм:формулировка – поиск решения – субъективный взгляд на проблему –продукт творческой деятельности (Ф.В. Лазарев) [163].Прианализепонятий«народнаяхудожественнаякультура»и«народное художественное творчество» считаем важным акцентироватьвнимание на категориях «народ», «народность». В научной литературенасчитывается множество определений и толкований слова «народ».

Вшироком смысле ученые подразумевают под этим термином какую-либоформу этнической общности. Т.В. Жеребило в Словаре лингвистическихтерминов следующим образом описывает этот феномен: «население страны,совокупность классов, наций, народностей, имеющих общую социальнополитическую и историческую судьбу» [62, c.

210].Изучая вопросы народной художественной культуры, Л.И. Михайловаопределяет доминантный признак народности – социокультурное единство,28где главным ориентиром становятся знания, ценности, нормы и социальныеобразцы поведения [100].Принимая во внимание мнение Т.И. Баклановой и Е.Ю. Стрельцовой,что художественные нормы, ценности и идеалы конкретно взятого социумаде-факто сопряжены с развитием народной художественной культуры,непосредственнотермин«народнаяхудожественнаякультура»намирассматривался в следующем ключе.

Народная художественная культура –этосовокупностьхудожественныхрезультатовценностейхудожественнойкакой-либодеятельностиэтническойиобщности,участвующей в их взаимодействии в условиях поликультурной среды,равноправно воздействующих друг на друга, исходя из особенностеймироощущения, традиций, стереотипов восприятия, а также ценностныхи нормативных установок конкретного этноса [17].Народноесовокупностьхудожественноерезультатовтворчество,всвоюхудожественно-творческойочередь,деятельности,отражающая сущностные связи этнических традиций с самобытнымхудожественным сознанием конкретного этноса [17].Подсовокупностьюрезультатовхудожественно-творческойдеятельности нами понимается комплекс видов традиционного народногохудожественного творчества (народный театр, народный танец, устноенародное творчества, народное музыкальное творчество, включающеепесенное и инструментальное творчество), обозначаемый нами термином«фольклор».Такая точка зрения, отождествляющая фольклор в широком смысле инародное художественное творчество неслучайна в исследованиях по даннойтематике.

Апелляция к работам В.П. Аникина и В.И. Чичерова, гдеанализируемыедефинициивыступаютвкачествесинкретичного(связующего) понятия по отношению к категории «народная художественнаякультура» подтверждает тезис о том, что данные термины носятсинонимичный характер по своему содержанию [6; 171].29Так,В.Е.художественногоГусевописываеттворчестванавзаимосвязьосновеустноговидовспособанародногопередачихудожественных ценностей [52]. Раскрывая понятие «фольклор», М.С. Каганполагает, что народные художественные формы деятельности неотделимыдруг от друга, и использует такие понятия, как «мусический» и«пластический» фольклор, как выражение характерной его черты –синкретизма [73].Существует множество попыток структурировать систему народногохудожественного творчества.

Целый ряд отечественных и зарубежныхученых (П.Г. Богатырев, А.С. Каргин, В.Я. Пропп, К.В. Чистов, Фрезер,Гомм, Боггс) встраивают структуру народного художественного творчества,исходя из времени формирования и жанрового многообразия народногохудожественного творчества. Они относят к ним: аутентичный фольклор,неофольклор,бытовыеформымассовогоискусства,фольклоризм,художественную самодеятельность [52, 77, 124, 170, 165, 183, 184].ИзучаяИ.С.народноеБочарниковатворчествоопираетсянакаксоциальныйфункциональноеполефеномен,народногохудожественного творчества, определяя следующие функции: социальноролевая, утилитарная, эстетическая [32].Принимаявовниманиепредставлениеосоставенароднойхудожественной культуры отечественных этнографов и этнокультурологов,намипредставленаструктурнаятипологизацияэлементовнародногохудожественного творчества.

Классификация составлялась с точки зренияприменения их форм и жанров на основе систематизации методов обученияЕ.Н. Селивёрстова, М.В. Кларина – последователей научной школыИ.Я. Лернера и М.Н. Скаткина (таблица 1) [79, 132].Классификация методов обучения составлена по таким критериям, какстепень самостоятельности и наличие творчества в деятельности обучаемых.Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от направленности ивнутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно30характер деятельности, самостоятельность и творчество должны служитьважным критерием выбора метода.Учет данных признаков позволяет будущим педагогам-музыкантам каксистематизировать знания о существующих формах, так и выявитьсовременные формы, жанры народного художественного творчества,опирающегося на локальные традиции; дает возможность избежать шаблоновиспользования фольклорного материала в педагогической деятельности.В попытке представить свой взгляд на структуру народногохудожественного творчества, безусловно, ставилась задача дополнить ужесуществующие ранее структуры.

Соответственно классификация имеетуточняющий характер (таблица 1).Таблица 1Классификация видов народного художественного творчества(по методам обучения)ВидыФорма, жанрТрадиционный фольклорЖанры календарно-обрядового инеобрядового фольклора, эпос,лирика, драма, трудовые и рабочиепесни, песни военных лет, жанрыдетского музыкального фольклора(календарный, потешный, игровой)Вторичные формы бытованияфольклораФольклоризм,Современное народноехудожественное творчествоЛюбительствоХудожественнаясамодеятельностьЗанятия в кружках и студиях,выступления на смотрахсамодеятельности, нателевизионных шоуСистема фестивалей, конкурсов.Профессиональные коллективы;система дополнительногообразования детейТип методаобученияИнформационнорецептивныйЭвристическийРепродуктивныйИсследовательскийТаким образом, для эффективного осуществления профессиональнойдеятельности в педагогической среде будущим педагогам-музыкантамнеобходим комплекс прочных знаний о народном художественном31творчестве, его видах и формах, особенностях возникновения ифункционирования;применениянавыкжанровреализациинародноговариативныххудожественногоспособовтворчествавпрофессиональной деятельности.Огромный скачок в исследовании этнокультурных процессов вконтексте образовательной сферы произошел в начале XXI века.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее