Диссертация (Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе". PDF-файл из архива "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Дружинина и др., профессиограмму мы будем рассматривать как44сложный процесс выявления и описания полифакторных свойств ипараметров профессии, включающий в себя сбор, описание, анализ,систематизацию материала о профессиональной деятельности и ееорганизации с разных сторон [27; 49].Психограмма,всвоюочередь,этопортретпрофессии,составленный на основе психологического анализа конкретного видадеятельности, в состав которой входят важные профессиональныекачества педагога-музыканта, что позволяет моделировать содержаниеи методы формирования этнохудожественной образованности будущихпедагогов-музыкантов впроцессе обучения в высшем учебномзаведении.В рамках изучения метода профессиографии возникла необходимостьанализа видов профессиограмм на основе исследования А.К.
Марковой, воснове классификации которой находится характер структуры и содержанияпрофессиограммы.Опираясь на него, автор выделяет четыре вида профессиограмм:комплексная (описание социальных, технических, технологических иэкономическихтрудовогохарактеристик);процесса,аналитическаяпрофессиональнообъективно-нормативныепоказателиважные(описаниеструктурыкачестваработника,профессии);психологически-ориентированная (отличающаяся фиксацией регламентации трудовогоповедения); модульная (в основе лежит задачно-личностный подход) [96].Рассматривая классификацию профессиограмм, мы согласны сИ.О. Авдеевой, Е.В. Молостовой, С.И.
Сотниковой, что в любом видепрофессиограмм есть определенный набор структурных элементов: общиеположения, подготовка кадров, типовые производственные показателиработы, санитарно-гигиенические нормы, медицинские противопоказания,квалификационный профиль [1, 144, 103].При анализе хода формирования этнохудожественной образованностив процессе обучения в высшем учебном заведении возникает необходимость45изучитьхарактеристикумузыканта,профессиональнойотличающейсяпедагогическойсферыопределеннойдеятельностисдеятельностиспецификойучетомпедагога-музыкально-принадлежностикнеобходимой квалификации.Принятые обновления в 2017 году Федеральных государственныхобразовательныхстандартоввысшегообразованияпонаправлениямбакалавриата в России обозначили конкретные требования, обеспечивающиереализацию основных образовательных программ бакалавриата укрупненнойгруппы направлений подготовки 53.00.00 Музыкальное искусство.В нашей стране существует система профессиональной подготовки помузыкальному профилю в средних и высших учебных заведениях понескольким направлениям подготовки музыкального искусства.
В рамкахданного исследования нас интересуют следующие направления подготовкиквалификации бакалавр: 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство(профиль«Фортепиано»),53.03.05.Дирижирование,53.03.06.Музыкознание и музыкально-прикладное искусство.Особенность этих направлений подготовки заключается в том, что онирегламентируютсяразнымиквалификационно-компетентностнымитребованиями и разграничением профессиональных компетенций приединстве общих компетенций.Анализируя классификацию профессий музыкально-педагогическойсферы деятельности и определение профессионально важных качествбудущегопедагога-музыкантаэтнохудожественнойкакобразованностивсоставляющегосистемевысшегосегментаучебногозаведения, мы обратились к теории российского психолога, докторапсихологических наук, профессора Е.А.
Климова, в основу которой леглаидея о классификации профессий по предмету труда [80].Исследователь выделяет пять типов профессий. Так, одним из нихявляется интерес к изучению жизни и среды обитания растительных иживотных организмов – «Человек – живая природа». Второй тип затронул46социальные системы с точки зрения групп населения, возрастного ценза –«Человек – человек».По результатам своих исследований, Е.А. Климов сформулировал ещеодин тип профессий, подразумевающий обучение навыкам обращения стехническими объектами труда, понимание так называемой неживойприроды– «Человек –профессии,которыетехника».
Необходимостьсвязанысусловнымиохарактеризоватьзнакамиисимволами,выраженными в формулах, языковых знаках, цифровых значениях,побудила Е.А. Климова выделить четвертый тип – «Человек – знаковаясистема». Основным принципом разработки последнего типа оказаласьпередача,воссозданиедействительностипутемхудожественногоотображения – «Человек – художественный образ».Учитываядуосоставностьхарактерамузыкально-педагогическойдеятельности, сфера труда педагога-музыканта относится к двум из пятипредложенных типов: «Человек – человек», «Человек – художественныйобраз».ПринимаяЕ.В.воМолостовой,вниманиеМ.И.исследованияШиловой,Е.С.посвященныеРомановой,описаниюпрофессиографических схем профессиональной деятельности педагоговмузыкантов, а также личный опыт автора, была разработана модельпрофессиограммымузыкально-педагогической(таблица 2) [103, 127, 173].47сферыдеятельностиТаблица 2Профессиограмма педагога-музыкантаТип профессии по предмету трудаКлассификаторустановки)профессии«Человек – человек», «Человек –художественный образ»(целевые Преобразующие(по Климову Е.А.)профессииОтдел профессий по признаку средств Функциональные,т.е.вариативностьтрудамысленных эталонов (по Климову Е.А.)Условия труда (группа)Повышенная моральная ответственность,бытовой микроклиматМесто работыУчреждения культуры и искусства, ДОУ,СПО, ВОПрофессиональные функцииПодготовка и проведение учебныхзанятий; владение профессиональнымисполнительскиммастерством;содействиеформированиюосновмузыкальнойкультуры,развитиеэмоциональной сферы, музыкальныхспособностей воспитанников и учащихся;разработка планов и сценариев различныхмероприятий и др.Условия осуществления деятельностиРабота статического (сидячего) характерав помещении закрытого типа, постоянныесоциальные контактыМедицинские противопоказанияБолезни рук (артрит), пониженный слух,сколиозТребованияподготовкекпрофессиональной Диплом квалификации бакалавр, магистрпо направлениям подготовки 53.00.00.Музыкальное искусствоРодственный круг профессийСолист, артист ансамбля, концертмейстер,аккомпаниатор, преподаватель, певец,лекторСпрос на профессиюВостребованность на рынке труда,творческий характер труда48Музыкально-педагогическая деятельность в рамках типов профессии«Человек – человек», «Человек – художественный образ» связана сцелевыми установками.
Данные установки выражены во взаимодействии сдругими субъектами трудовой деятельности, а также в сохранениикультурногонаследиячеловечестваиспособностиблагоприятновоздействовать на субъекты социума с помощью искусства, поэтомусущностьэтнохудожественнойобразованностибудущихпедагогов-музыкантов можно исследовать, обратившись к особенностям структурнофункционального состава деятельности педагога-музыканта.Рассматривая сущность музыкально-педагогической деятельности, мыполагаем, что прежде всего необходим комплексных подход в изученииданного феномена, имея в виду следующее: тонкости профессиональнойисполнительской деятельности разных инструментальных и вокальныхспециальностейнеразрывнысзакономерностямиосуществленияпедагогической деятельности.Особенность педагогики в искусстве заключается в универсализмесвязей музыкальной педагогики с действительностью и сложной структуройвзаимосвязанных компонентов.
Понятие «структурно-функциональныйсоставмузыкально-педагогическойдеятельности»выражаетсинкретичный характер художественно-творческого и личностноформирующегосодержанияотношениймеждусубъектамипрофессиональной деятельности педагога-музыканта.При осмыслении вопроса о структуре деятельности педагогамузыканта нам была небезынтересна идея М.С. Кагана, в фокуспристального внимания которого попали ведущие типы человеческойдеятельности с набором специфических черт и характерных особенностей(познавательный,коммуникативный)ценностно-организационный,вкомплексеспреобразовательныйпринципамиобщейипедагогики,преобразованными с учетом специфичных задач деятельности педагогамузыканта [73].49При выделении компонентов структуры деятельностного комплексапедагога-музыканта необходимо учитывать подвижность и вариативностьмузыкально-педагогической деятельности, а также взаимосвязанность,координацию и взаимозаменяемость этих компонентов.Так, например, область диагностико-прогностической и оценочнокритической деятельности возникает на рубеже пересечения музыкальнопознавательного и личностно-познавательного компонентов.
Особенностьпознавательной деятельности, выходя за пределы субъективного опыта,состоит в широком, обобщающем характере, который позволяет еетрансформацию в методико-теоретическую деятельность.Обозначенные направления универсальны по функциональномусоставу, тем не менее некоторые из них обладают самостоятельнымзначением.Так,носителемдвойственныхфункцийявляютсякоммуникативная и мобилизаторская деятельности, сконцентрированные впознавательно-проектировочномсекторе,атакжекоммуникативнаядеятельность, которая является как самостоятельной единицей, так и фономдля всех структурных компонентов.Первое направление – познавательно-проектировочное.
Данноенаправлениеможетпознавательнойиэффективноработатьпроектировочнойтолькодеятельностивтеснойдругссвязидругом.Предметные цели познавательного направления строятся на широкойобластипознаниямузыки,навыкахисполнительскогоискусстваипересекаются с личностно-познавательными задачами.Будущий педагог-музыкант должен сочетать в себе как музыкальнопознавательную, так и личностно-познавательную деятельность, проявляяпри этом специфические познавательные интересы и установки. Постановкацели в работе педагога-музыканта является проектированием близких идалеких перспектив развития обучающегося в рамках музыкальных,музыкально-исполнительскихзнаний,педагогические представления о личности.50умноженныхнапсихолого-Проектирование и прогнозирование представляют собой два ценныхсегмента музыкально-педагогического труда.