Диссертация (Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе". PDF-файл из архива "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
С помощью них возможенсозидательный, сконцентрированный мыслительный процесс, благодарякоторому в представлении педагога моделируется идея об «образеделаемого будущего».Даннаяидеявоплощаетвсебеличностно-профессиональныйкомплекс свойств личности обучающегося. Личность представляет собойдиалектическое единство различных сторон ее индивидуальности черезцелостное и гармоничное восприятие педагогом. Вместе с тем следуетзаметить, что познавательно-проектировочная деятельность в процессеобучения развивается наиболее благоприятно в интегрированной системезнаний педагогического воображения, где особую важность приобретаетумение выстроить стратегию развития личности на будущее.Последнее время в музыкально-педагогической среде бюджетныхучреждений сферы образования явственно ощущается тенденция к некомубюрократизму (материальному выражению познавательно-проектировочнойдеятельности).
Об этом свидетельствуют как учебная документациятиповых занятий, так и регламентирующая документация результатовпроцесса обучения.Для педагога, на наш взгляд, профессиональными показателямидолжны быть динамичность, постоянство, целеполагание. Во времясоотнесения познавательной и проектировочной единиц практическойпедагогической работы возникает синтез, порождающий единый механизм –познавательно-проектировочнуюфункционированиемдеятельность.компонентовОпытнаблюдениязапознавательно-проектировочнойдеятельности, характерный для критериев и принципов анализа мастерствапедагога, его умений, дает возможность моделировать и исследоватьдеятельность педагога-музыканта с методико-теоретической точки зрения.Одним из специфических направлений деятельности педагогамузыканта в совокупности с умением делать выводы и аргументировать их51вобразовательныхивоспитательныхцеляхявляетсяоценочно-критическое направление.
Характеризуя уровень профессионализмамузыканта в качестве педагога, необходимо принять важность такогопоказателя, как навык выстраивать тактику перспектив с ориентацией на еголичныеипрофессиональныесформулироватьвитоговойкачества,оценкеспособности,сильныеислабыеумениястороныобучающегося. Развитие данного направления деятельности – для педагогамузыканта сложная, но необходимая и перспективная задача как виндивидуальной работе, так и в работе с коллективом.Применениеоценочно-критическогонаправленияподразумеваетвнутренний анализ своих вариативно-оценочных суждений. В рамкахглубокогоосмыслениявозникшейситуациивходеобученияэтонаправление позволяет вычленить индивидуальные свойства психикиобучающегося, его особенности характера в сложившихся обстоятельствахи определить объемы субъективной значимости достигнутого результата, атакжеобъективныедостиженияобучающегося,дающиетолчоккформированию устойчивых мотиваций.Методический путь оценочной деятельности педагога связан ссопоставлением результатов с конкретными способами и путями ихдостижения, уровнем рациональности и целесообразности, коррелируемымс затраченными усилиями.
Если удается выстроить работу с учетом оценкимотиваций обучающегося, а также в тесной связи с еще двумянаправлениями – мобилизаторским и коммуникативным, то комплексноеосвоениемузыкальногоматериаластановитсядействительнорезультативным.Начало третьего, конструктивно-организаторского направлениядеятельностипедагога-музыкантауходитвистокипознавательно-проектировочной деятельности, при этом не теряя связи с организаторскимнаправлением.Координированность направлений при формировании структуры52музыкально-педагогической деятельности способствует выходу за пределытерминологическихобозначенийконструктивнойиорганизаторскойсоставляющих. Конструктивная составляющая базируется на двух основныхпринципах:–конструированиемузыкально-мыслительныхпроцессовличности, где стержнем выступает аналитическое осмысление материала;–выбор и работа над материалом в рамках креативного подхода.Немаловажную роль в музыкально-педагогической работе играетмобилизаторское (тренинговое) направление деятельности педагога.Развитие способности восприятия информации, доведение до автоматизмадвигательных навыков, оценка нейромышечных процессов обучающегосяважны не только для общего ознакомления, но и для профессиональныхумений и знаний.Однакотренинговоенаправлениеможетбытьнетолькоузкопрофильным.
Форма деятельности такого рода осуществляется суровнем развития психомоторного профиля, учитывая возрастной ценз ипсихофизические особенности личности. Для музыкально-педагогическойдеятельности необходимым является тренинговая работа с объемами ираспределением памяти, переключением и устойчивостью внимания впроцессе обучения.Яркимпроявлениемсформированнаямобилизаторскогомотивационнаясферанаправленияобучающегосяиявляетсясозданиеустойчивых интересов и потребностей.
Раскрывается этот компонент врамкаханализа целостногокомплексапедагогическойдеятельностимузыканта. Результативность педагогического процесса зависит от того,насколько высоким будет уровень мобилизаторского направления.Этипредставленияозначениимобилизаторскойдеятельностисправедливы как для педагогики в общем, так и для музыкальнойпедагогики в частности. В качестве объекта образовательного процесса вданном аспекте выступает личность как ядро профессиональных и53непосредственно личностных качеств.Итак,выполняяэстетическогопрямуюмотиваторасоединительногоифункциюосуществляяэлементадругихкакэмоциональногокосвеннуюфункциюнаправленийикакдеятельности,мобилизаторское направление «вооружает» педагога как прямыми, так искрытыми приемами педагогического воздействия на запрограммированныйрезультат.Видная роль в структуре профессиональной деятельности музыкантапринадлежит коммуникативному направлению.
Речь идет не только оботдельных сторонах характера и темперамента личности педагога, но и оего коммуникативных качествах в виде чуткости, заинтересованности вовзаимодействиипедагогаиобучающегося,доброжелательностиитактичности в их рабочем контакте. Наблюдательность, сопереживаниедолжны побуждать живую творческую жилку в работе педагога-музыканта.Коммуникативная деятельность – это инструмент формированияколлективнойпричастности,единения.Музыкантупредоставляетсявозможность повысить уровень своего искусства общения в педагогическойсфере. Наряду с коммуникативной способностью в ходе такой деятельностивырабатывается некая «человековместимость» (термин В.
Леви) [91].Итогомработыявляетсяприобретениеумениярегулироватьпсихологический механизм «приема» и «воздействия», закрепление навыкапрорабатывания обратной связи, а также корректировка используемых впедагогической работе методов и средств.Методико-теоретическое направление – это шестое и последнеенаправлениеизпредлагаемойсоставнойструктурыпедагогическойдеятельности музыканта, которое заключается в проявлении и развитиипознавательной деятельности.
Именно это направление отвечает закачественный уровень педагогической деятельности педагога-музыканта.Механизмысамообучения,приобретенияпедагогическойсамостоятельности осуществляют благотворное влияние на педагогическое54мастерство.Педагог,проявляющиймотивациювизученииновыхвозможных методов и принципов своей деятельности, обнаруживает своютворческуюинициативностьнетольковсобственномузыкальныхпроявлениях, но и в своем отношении к жизни, цепкой памяти, развитомчувстве стиля, эстетическом художественном вкусе.Уместно вспомнить в этой связи работы, раскрывающие сущностьпрофессиональной деятельности педагога-музыканта (А.Н.
Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Д. Шадриков) [93, 95, 172]. Исследования структуры личностипредставлены в трудах Б.Г. Ананьева и А.В. Петровского [4, 118].Положения психологии об отношениях в системе сознательных связейличности с окружающей действительностью описаны А.А. Бодалевым, А.В.Мудриком, В.Н. Мясищевым.На основе анализа профессиональной музыкальной деятельностимы выделяем три компонента, которые составляют целостный процессформирования этнохудожественной образованности будущего педагогамузыканта: гносеологический, аксиологический, праксиологический.Прирешениизадачиформированияэтнохудожественнойобразованности будущих педагогов-музыкантов в вузе, однако, возникласложная проблема художественного синтезирования этнокультурных знаний(гносеологический компонент), ценностных отношений (аксиологическийкомпонент) и навыков, умений (праксиологический компонент).На основе анализа профессиональной музыкальной деятельностимы выделяем три компонента, которые составляют целостный процессформирования этнохудожественной образованности будущего педагогамузыканта: гносеологический, аксиологический, праксиологический.Гносеологический компонент определяет предметом формированияэтнохудожественнойобразованностипониманиеконечнойцеливзаимодействия человека и традиционной культуры, а именно формированиеопределенного свойства личности, необходимого и достаточного длявыявления, изучения и сохранения традиционной культуры конкретного55региона, и в то же время формирование такой культурной среды, в которойчеловек, наделенный определенными качествами и свойствами, чувствовалбы себя наиболее комфортно и адаптированно.Аксиологическийкомпонентвключаетраскрытиепотенциалаличности человека.