Диссертация (Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе". PDF-файл из архива "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Тайлор),–социально унаследованный комплекс способов деятельности иубеждений (Э. Сепир),–образ жизни, которому следует община (К. Уислер),–наивысший результат познавательной деятельности индивидуума(Т. Карвел),–фундамент «социальной установки» (У. Томас),–некий инструментарий личности в рамках его жизнедеятельности(У. Самнер, А.
Келлер),–формы привычного поведения общества (К. Янг),–совокупность материальных и духовных предметов человеческойдеятельности (М.С. Каган, Э.С. Маркарян),–знаковую систему (Ю.М. Лотмана, Х. Гадамера, А. Моля,В.С. Стёпина) [90].Американскими учеными А. Кребером и К. Клакхоном в середине XXвека была предпринята попытка классифицировать определения понятия«культура», и около 160 зафиксированных на тот момент определений«культура» были поделены на 5 типов. Опираясь на работу американскихколлег, в отечественной науке было предложено две классификации. Одна изних принадлежит Л.Г.
Ионову и описана в книге «Социология культуры»[68], другая разработана Ф.И. Минюшевым и, по нашему мнению, ближевсего к теме данного исследования [98].Классификация Ф.И. Минюшева примечательна тем, что авторпредлагает 3 подхода к изучению известных нам определений понятия«культура». С одной стороны, культура – это инструмент для изучения21древнего мира, первобытных племен. С другой стороны, Минюшев пишет окультуре как о философской категории, которая замыкает в себедеятельностноеигуманистически-смысловоеначало.Третийподходраскрывает анализ культуры общества. Ф.И. Минюшев справедливополагает, что в основе культуры (с точки зрения социологии) лежатлокально-историческиеособенности,духовно-эстетическоеихудожественное наследие в едином синкретическом комплексе, в которомприсутствует целый ряд ценных для практики компонентов [98].Опираясь на предложенную выше классификацию понятий «культура»и видов подходов к ее изучению, мы пришли к выводу, что являясьфеноменом фундаментальных значений, исследования культурологическогознания разрабатывается на базе гуманитарных и естественных наук.
Так,например, в качестве некого двухмерного «субстрата» этнологии икультурологии предстает наука этнокультурология.Теоретическая постановка вопроса отвечает практическим задачам всовременном обществе. Духовность этноса (народа), его физическоесуществование на этнографической карте зависит от культуры, котораявсегда осмысляется как целостная система элементов этого общества: такихкак язык, ценности, нормы (Г.В.
Драч) [90]. Еще со времен античности идеалвиделся в гармоничной целостности «родовых» человеческих качеств.Примечательно, что как бы ни различались системы воспитания в разныевремена и эпохи, все они, так или иначе, ставят вопрос о характеристикеличности, которая неизменно связывается с духовностью и культурой.Н.И. Величковыдвигаетгипотезуотом,чтоэтничность–универсальное свойство сложноорганизованной системы культуры [37]. Висследованиях,выполненныхО.М.Штомпелем,главнымсвойствомэтнической культуры становится чувство общей истории и культуры, котороеотличает ту или иную этническую группу и определяется как этническаяидентичность [176]. Фундаментальные основы существования этнической22идентичности, ее влияние и воздействие на окружающую действительностьрассматриваются известными отечественными и зарубежными учеными.С точки зрения этнографического подхода наиболее важнымипредставляются труды С.М.
Широкогорова [174], Ю.В. Бромлея [34],Л.Н. Гумилева [48], в которых определяются самостоятельные теории этноса;раскрываютсовременнуюжизньэтносаработыН.Н.Чебоксарова,С.А. Арутюнова [9].В философском плане рассматриваемого вопроса исследованияС.Е. Рыбакова [129], И.Л. Набока [107], В.А. Тишкова [156] внеслиопределенную ясность в понимание феномена «этничность» как основногоисточника культурного многообразия человечества. Этнический означаетсвойственный какому-либо народу, связанный с его культурой.В сфере этнокультурологии именно обращение к традиционнойкультуре этносов раскрывает феномен этничности.
Понятие «этническаякультура» становится знаковым, поскольку концентрирует в себе всюполноту проблемы этничности, проблемы, составляющей эпицентркультурногонациональногосознания.Этничность,определяющаяисключительное своеобразие той или иной культуры, наиболее рельефновыражена в концепте понятия «этническа культура» или «этнокультура».Изучая генезис понятия «этнокультура», мы пришли к выводу оботсутствии в науке единого понимания данного термина.
Именно так об этомговоритА.Б.Афанасьева,даваяоценкувлиянияэтнокультурынаобразовательные процессы. А.Б. Афанасьева справедливо полагает, что нарубеже ХХ-ХХI вв. в широком смысле слова этнокультура, являясьфактически синонимом этнической культуры, характеризует определенныесферы жизни человека, имеющие свои этнические особенности [13].Этнокультураявляетсобойнекиймеханизместественнойпреемственности между поколениями.Известный российский исследователь культурологических процессовО.М. Штомпель следующим образом описывает ситуацию, которая23сложилась на рубеже веков в культурологии относительно «этнокультуры» вцелом и проблемы понимания в частности.
Во-первых, говоря об этническойкультуре необходимо учитывать этнические ценности, которые лежат в ееоснове и принадлежат той или иной этнической группе. Во-вторых,немаловажным оказывается чувство этнической идентичности, понимаемое вданном случае как чувство общей истории и культуры, отличающей одних отдругих, что, по мысли О.М. Штомпеля, является важным отличиемэтнической культуры от национальной культуры. Под национальнойпонимается единство территории, государственность, общая экономическаяжизнь [175].В-третьих,приизученииэтническойсоставляющейтермина«этнокультура» заслуживает отдельного внимания дефиниция «народнаякультура»,рассматриваемаяученымикакспецифическийобразобщественной жизни с изменяющейся структурой в ходе истории(В.Е.
Гусев, М.С. Каган, А.Ф. Камаев) [51; 73; 74]. Помимо исследователей,которые считают понятия «этническая культура» и «культура этноса»взаимозаменяемыми, существует иная точка зрения, придерживаясь которойнекоторые этнологи разграничивают эти понятия (Т.Г. Грушевицкая,В.И. Козлов, А.П. Садохин) [131].Далее мы будем исходить из работы А.Б. Афанасьевой, гдеисследовательпишет,чтоэтнокультуразаключаетвсебенекийретроспективный анализ, благодаря которому в художественное сознаниемолодого поколения неуклонно входят идеи о нерасторжимой связидуховности с сохранение феноменов материальной культуры, воплотившей всебе все достижения цивилизации [13].Поскольку в понятие «этнокультура» заложено в равной степени какэтническая, так и социальная составляющая, мы делаем вывод овзаимосвязи этнической культуры и национального самосознания,которые образуют органичное единство.24Вструктурномэтнохудожественнаясодержанииобласть(этоэтнокультурыслово,музыка,насжест,интересуетпластика,изобразительное творчество).
Синкретичность данной области образуетуникальноеявление–подсистемуэтнокультуры–народнуюхудожественную культуру, где еще много нерешенных проблем с точкизрения научных исследований.В контексте современных культурных процессов феномен «народнаяхудожественная культура» особенно недостаточно изучен в психологопедагогическихисследованияхприменительноксистемеподготовкибудущего бакалавра, будущих учителей музыки. Поэтому мы считаемнеобходимым осветить подробнее неразрывную и органичную связьхудожественного творчества с культурной деятельностью, рассмотретьструктуру и основные компоненты народной художественной культуры.Начиная с конца ХХ века, народная художественная культура в нашейстране существовала в гравитационном поле той концепции, которая быласоздана в социалистический период истории России.
Различные формыпроявления традиционной культуры были под идеологическим запретом,народная художественная культура трансформировалась в псевдонародную.Исследователи отмечают исчезновение живых форм народного искусства всоветский послевоенный период, развитие разнообразных его имитаций(В.П.
Большаков, Н.Г. Михайлова, И.И. Земцовский и др.) [30; 99; 64].Безусловно, такой подход не мог не отразиться на формированиипсевдонародности в самосознании общества в России.Однако с конца 90-х годов ХХ века был отмечен подъем интереса ктрадиционной культуре, ее видам и жанрам. А также возникновение ее новыхформ, что доказывает актуальность этнокультурной проблематики всовременном социуме.Сопричастность народной художественной культуры с таким явлением,какнародноеискусство,подкрепляетсяхудожественнойкультуры.Например,25пониманиемМ.С.Каган,сущностианализируяхудожественную культуру, определяет ее как самостоятельный слойкультуры и считает художественную деятельность особенным видомпродуктивной деятельности.Под художественной культурой он понимает «совокупный способ,продукт и принцип организации художественной деятельности» [73].