Диссертация (Формирование вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения". PDF-файл из архива "Формирование вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Мы бымогли сказать, что Пушкин – это композитор в поэзии, а Глинка поэт в музыке.Оба этих мастера представляли собой настоящее российской достояние. Ихтворчество имело прямую связь с русским народом, которое оказывало на нихбуквально магическое влияние и следовало из древнерусских глубин. Глинкаумело обрабатывал хоровую традиционную культуру, внедряя в нееноваторские национальные композиторские приемы, которые традиционно20воспитывала школа в предшествующем деятельности композитора периоде.Глинка активно стремился постичь национальную характерность, что навекисвязало его творчество и эстетичный музыкальный романтизм.А.Н. Серов однажды записал со слов Глинки: «музыка создаетсянародом, а нам, художникам, остается лишь ее аранжировать [21]».
В этойкороткой фразе Левашовой О.Е. и Кандинского Е.И. заложен глубокий смысл,который представляет собой выражение творческой мысли композитора.То, что действительно ценилось Глинкой в вокале, так «естественнаяпростота», натуральность и интерпретационная правда. Композитор объяснял:«Звучание лишь в тот момент естественно, когда оно правильно трактуетмысль и эмоции мастера». Глинка отказывался от впечатляющих действий,включение которых не могло оправдать содержание исполняемой песни.Такой принцип стал одним из основополагающих для его творчества.Глинка уделял много внимания литературным текстам для своихвокальных произведений.
Вокальное творчество композитора всегдаопределялось как взаимосвязь музыки и слова. Он наполнялся особымудовлетворением, когда удавалось соединить с музыкой наиболее полную иширокуюпоэзию,нетеряяприэтоммузыкально-поэтическойвыразительности. Глинка протягивает смысловую нить через все своипроизведения, не обрывая ее даже в момент вокализа или распева. Вокализ всочинениях мастера не был представлен итальянскими фиоритурами,украшениями.
Он использовал распевы, вытягивал отдельные гласные,чтобы подчеркнуть эмоционально-смысловую выразительность.Однако немногим русским оперным артистам удалось в одночасьераскрыть слушателю все богатство вокальных произведений Глинки. Егораспевы достаточно трудны в речитативной части, когда каждомудействующему лицу приходится говорить на своем музыкальном языке,который ему присущ. Глинка практически никогда не допускал в исполнениисвоихсочиненийоблегчённого,поверхностногозвука,лишённогосерьезности и выразительности. Недостаточная интонационная глубина в21тембре не передаст жизненного содержания музыкальной реалистичностимузыкальных произведений композитора.
Чтобы исполнить опернуюпартию, написанную Глинкой, нужно обладать высокой техникой певческогоголоса сопряженного с устойчивостью дыхания, богатым по регистру,гибким и подвижным звуком.Только обладатель такого голоса способен преодолевать невероятнуюспецифику, наполняющую сложные колоратурные пассажи в глинкинскомвокале. Глинка вводил в оперные женские партии (Антониды, Людмилы идругих) специфику быстрых пассажей, которые требуют тщательнойвокальной работы.
Такие пассажи раскрывают характер и глубинупроизведения.Педагогический метод Глинки часто применяет вокализацию. Этотметод вокальной тренировки традиционно применяла до Глинки итальянскаяшкола. Глинка утверждал, что лишь посредством вокализации естьвозможность добиться правильного «легато». М.И. Глинка направлял своюпедагогику по пути выработки широкого и легкого вокала (кантилены).
Ввокализации композитора содержится не только метод, с помощью которогоформируется голос, но и средство эмоционального и смыслового выраженияв исполняемом произведении.Интересен тот факт, что Глинка в вокальной педагогике рекомендовалв вокализе использовать итальянскую букву «А». Многими педагогами досих пор осуществляется безуспешный поиск объяснения этой рекомендациив русских и итальянских фонемах. Дело в том, что спектральный составударной «А» в русском и итальянском языке не имеет отличий. Композиторбыл абсолютным знатоком итальянского языка, поэтому фиксировалвокалиста на том, чтобы произносилась точно-итальянская «А».Искусствоведы считают, что Глинка под «итальянской «А»подразумевал специфику акустического ее воспроизведения, когда звукформируется округленно «на высоте вокальной ступени», что отличает ее отрусской языковой «А».22Композитор добивался округленного воспроизведения гласныхзвуков в вокале (об этом свидетельствовали его ученики).
Гласному звуку«Е» по его методике соответствовал звук «Э».Михаил Иванович Глинка в своей методике также обучал певцовразвивать «трель». Не каждому современному вокалисту дано понять вполной мере значимость такого упражнения. Дело в том, что трель нечастовстречается в репертуарах, поэтому вокалисты не осознают необходимости вподготовке к ней (как правило, это касается мужского голоса).
Глинкаобъяснял своим ученикам, сколько пользы содержится в таком упражнении:«голос сможет двигаться с лёгкостью, быстро, при этом сохранитсяинтонационная точность в каждой ноте и чёткость в ритмическом рисунке».Композитор резко реагировал на мнение о том, что вокалом можнозаниматься не серьезно, по-обывательски, как будто, это просто приятноевремяпрепровождение [25].Глинка совершал ряд попыток в вокальных произведениях, чтобысоответствовать вкусам итальянской вокальной школы. Итальянские певцывсегда воспринимали музыку в качестве инструмента, с помощью которогоесть возможность демонстрировать свои вокальные данные, каскады гаммы,головокружительныепассажи,высокиеноты.Итальянскимпевцамсвойственно достаточно вольно обращаться с авторской нотной работой,«перекраивать» как угодно структуру оперных партий, подстраивая их подсвой голос и вкус.
Случалось так, что некоторые претензии вокалистовпросто не могли уложиться в здравый авторский смысл. Например, Глинка,работая в Италии, написал «Выходную» каватину для оперной примы,которую она не приняла, отказалась исполнять. Это была последняя работаГлинки по сотрудничеству с итальянскими певцами.В педагогике и авторстве Глинка придерживался принципов, которыевоспитывала русская реалистическая вокальная школа.
Он отказывался отвсевозможных эффектов, которые не оправдывало песенное содержание илисценическая ситуация. Композитор не пытался выбрать для себя дорогу к23душевому успеху, когда существование высоких нот диссонирует с самимпроизведением, его мыслью.Глинкой велась пропаганда о значимости педагогической вокальнойметодологии, в которое не используется сопровождение. Он разработал целыйкомплекс таких упражнений.
Анализируя его вокально-педагогическоетворчество, нетрудно определить тот факт, что лишь один из шести уроков,написанных им, написан для фортепианного сопровождения. Это самыйранний цикл «Семь этюдов».В педагогической деятельности Глинка отказывался от исполнения,когда голос певца постоянно «вибрирует». Он считал возможным исполнение«вибрато»вопределенныемоменты,соответственнозначению,«эмоционально, ударно». Композитор часто прописывал «вибрато» в своеммузыкальном письме, акцентируя на том, что в таких случаях эта техникаотносится к музыкальному, а не к вокальному обогащению. «Вибрато»композитор использует в том месте произведения, в котором наиболеевыражена патетика. Например, местоположение «вибрато» для романса «Тыскоро меня позабудешь», «вибрато» сопровождает самую быструю фразу «какя люблю и страдаю».Глинканаполнялсвоиработыметодическимиуказаниями,направленными на то, чтобы выработать свободный, естественный тембр,раскрепощая от ненужного мышечного напряжения голосовой аппарате.Феномен педагогики Глинки заключен в методах, которые использовались длятого, чтобы обогатить красками голоса своих учеников.
Педагог направлялвокалиста внутрь своих фантазий, подсказывая им некоторые образы,заложенные в музыку. Он считал, что такой метод способен пробудитьнекоторые голосовые аспекты. Основываясь только на этой педагогическойпрактике Глинки, можно смело называть его мудрейшим педагогом в своемисторическом периоде.Как рекомендовал Глинка, певческий вдох должен быть обеспечен неширокимоткрываниемрта,полуоткрытымегоположением.А.Н.24Крестовниковым была доказана прямая связь между тем, как раскрыт рот икакое по глубине дыхание.
Исследование показало, что полуоткрытоеположение рта оказывает стимулирующее воздействие, способствуя болееглубокому вдоху.Глинка своей педагогикой учит вокалистов отказаться от форсированиядыхания, его плавному ходу. Такая техника позволяет подстраивать под себяотдельные музыкальные фразы, оставаясь при этом точно-музыкальным.Композитор призывал к осмысленному произношению фраз. Он считал, чтоголос должен не просто наполняться внешней красотой, но и соблюдатьлогическиеакценты,музыкальнуюидекламационнуюлогическуювыразительность.
Глинка включал в свое песенное творчество разнообразные,вокально-технические приёмы, соответствующие русской культуре. Самыйчастый из них – кантиленное пение, а также декламация, скороговорка имелодический речитатив [55].Сталкиваясь с этими нелегкими приемами, ученикам педагогаудавалосьпланомерносовершенствоватьсвоивокально-техническиевозможности.По советам Глинки, начинающему певцу важно избавиться откомплекса стеснения демонстрации своего исполнения профессиональныммузыкантам. Опытные музыканты способны оценить преимущества инеточности вокала, направить в нужном направлении. Встреча с дилетантомможет оказаться пагубной для дальнейшего творчества вокалиста: он либонезаслуженно его захвалит, либо уничтожит неуместной критикой.Глинка давал своим ученикам общегигиенические указания. Главнуюзначимостьонприписывалпринципу,когдазанятияиотдыхчередуются. Максимально важно помнить об этом, когда происходитразучивание непростой вокальной пассажной техники.