Диссертация (Формирование вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения". PDF-файл из архива "Формирование вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Превращая стихотворение в музыкальнуюречь, композитор определенным образом интонирует его, учитывая и темп его«произнесения», и смысловые акценты, и цезуры, и общую метрическуюсхему стиха, и особенно его внутреннее ритмическое наполнение.Отметим, что орфоэпические, дикционные, интонационные правила тойили иной речи (в зависимости от её национальной принадлежности) должныбыть обязательными для певцов. Произношение и ударение в словах могутизменяться лишь при изменении «предполагаемых обстоятельств» (по40Станиславскому), конкретной задачи, эмоции и т.д.
Поэтому в процессевокального обучения любого вокалиста (солиста или хорового певца) нужнопостоянно указывать на взаимосвязь речевой интонации с музыкальной ивлияние разговорной мелодики на музыкальную речь [7].Принято считать, что если певец обладает хорошей дикцией и выпеваеткаждое слово от начала до конца, называя все буквы-звуки, которые следуетпроизносить согласно орфоэпическим правилам того или иного языка, то этопомогает донести текст до слушателя. Но это не так, хотя, разумеется, лучше,чем такие недостатки произношения как шепелявость, картавость, неясностьпроизнесениясогласных,гласных,заменаоднихгласныхдругими,«проглатывание» окончаний слов и т.д.Хорошая дикция – это только одна из важных предпосылоквыразительного вокального исполнения музыкально-поэтического текста.Бывает, что певец демонстрирует чеканность и четкость отдельных букв,слогов, в лучшем случае - слов, но не умеет ещё свободно и естественноразговаривать в процессе пения.
«Выговаривать», то есть механическиотчетливо скандировать слова совсем не то, что разговаривать, то естьвыражать ясно мысли, заключенные в словах.Об известном с давних времен искусстве «петь, как разговаривать»,которым великие певцы многих вокальных школ выражали своё стремление квысокой художественной правде, написано и сказано много. Это искусствоскладывается из синтеза целого ряда элементов, овладеть которыми непросто.Необходимо, прежде всего, предостеречь от упрощенного понимания этогоизречения (вокальная технология существенно отличается от технологииразговорной речи) и ставить знак равенства между ними было бы ошибкой.Раскрываяподлинныйсмыслэтогоизречения,известныйотечественный оперный дирижер А.М.
Пазовский писал, что в основевокального искусства должен лежать «нерасторжимый синтез, идеальноеслияние красивого, напевно и свободно льющегося, упругого и естественноговокального звука и живого, естественного, выразительного слова [78]».41Раскрывая эту мысль более подробно он говорит, что в идеальном пении«исполнитель не произносит ни одного слова, органически не ощущаясущества выражающей его музыки, и не выпевает ни одной фразы, не ощущаясмысла тех слов, которые послужили композитору стимулом для созданиявокальной мелодии [78].Другое важное требование, предъявляемое к вокальному искусству отом, что «произношение слов в процессе пения должно быть столь жеестественно, плавно, красиво и выразительно, как в живой, правильной ивыразительной речи [78]». Третье важнейшее требование: всегда помнить отом, что «петь, как разговаривать» – значит возвышать речь до музыки, а неснижать музыку до обыденной речи [78]».
Четвертое требование: как быкрасиво и выразительно ни пел певец, его «исполнение никогда не достигнетвыразительности, если он не сумеет раскрыть внутреннее содержание слов[78]». Речь здесь идёт о верном или фальшивом выявлении мысли и чувства вмузыкально-звуковых образах, о точной или неточной психологическойокраске звука и слова, определяющей правдивость выражения музыкальнопоэтического образа текста.
Правильно разговаривающий человек никогда нескажет одинаково окрашенным голосом фразы: «я счастлив», «у меня горе»,«я очень сожалею», «я боюсь» и т.п. Он непременно найдет для каждой из нихособую краску, соответствующую содержащемуся в них эмоциональномусостоянию. То же и в пении. «Наконец, пятое требование искусства «петь, какразговаривать» - простота, естественность, правда [87]».Преувеличеннаявыразительность,вычурность,нарочитостькарикатурны – говорили старые мастера пения. Это не значит, что в пенииследует поощрять будничность и бездушность.
Конечно, оно должно бытьвыразительно и эмоционально. Но петь всё одинаково выразительно нельзя.Это – то же самое, что петь всё невыразительно. Некоторым сторонникамтакого пения не лишне напомнить, что выразительность проявляется, преждевсего, в умении исполнителя выявить главное, существенное и, напротив,затушевать, завуалировать второстепенное. А это невозможно сделать без42вдумчивого аналитического (иногда даже критического) отношения к текстуавтора,опирающегосяназнаниезаконовиправиллитературногопроизношения и логику речи, включающую в себя такие элементы какорганизацию логической перспективы связного текста, речевых тактов,использование главных и второстепенных логических ударений, логическихпауз.Резюме:Для различных вокальных школ западных стран во все времена былихарактерны различные подходы к вокальному воспитанию певцов.Главной особенностью музыкального образования того времени былоодним изусловий то, чтонаправление, вырасталииз учеников, постигающих музыкальноеграмотные и образованные музыканты, которыемогли бы быть инструменталистами-исполнителями на любых инструментахили могли быть солистами-вокалистами в операх, или просто певцами хора,ансамбля или руководителями хоровых коллективов, регентами в церквях ихрамах.К педагогу вокала предъявлялись очень высокие требования - педагогсам, прежде всего, должен был владеть искусной вокальной техникой, то естьуметь голосом показывать образцы исполнения.
Начал действовать принципиндивидуального подхода в вокальном обучении, возникло понятиепевческого режима.Ярчайший представитель вокальной педагогики Франческо Лампертиввел в вокальное искусство изречение: «школа пения – это школа дыхания», иименно это на многие последующие годы заставляло педагогов, вокалистов,ученых задуматься о наиглавнейшем и первостепенном значении основразвития певческих навыков.Главной характерной чертой итальянской вокальной школы был сугубоинструментальный метод в развитии вокального голоса, сводившийся кровности голоса по всему диапазону, т.е.
от самого низкого до самого43высокогозвука,вособойтембровойокраске,свойственнойинструментальному звучанию.В Средние века развитие искусства и культуры было неотделимым отрелигии и церкви. Музыка шла рядом с церковной архитектурой, скульптурой,иконами, мозаикой и фресками, наполнявшими храм и являющимисянепосредственными атрибутами в христианском богослужении. В этой чередеискусств, музыка выполняла самую трудную роль: помощь молящимся людямв отрешении от быта, земных эмоций и полном сосредоточении на открытиибиблейскихтекстовицерковныхтаинств.Этацельдостигаласьпеснопениями, главной чертой которых в течение долгого времени былоодноголосное исполнение, т.е.
хор певчих вели одну партию мелодии вотсутствии инструментального сопровождения. Одноголосное исполнение втот период авторы считали наиболее подходящим для воплощениярелигиозных идей, символизируя то, что Бог един и Церковь одна. Считалось,что привлечение в хор музыкальных инструментов будет отвлекать прихожан,вызывая у них мирские эмоции.В неаполитанской вокальной школе сложился особый певческий стильbel canto, который стал основой современной итальянской вокальной школы.Для стиля bel canto характерны плотная кантилена, обилие украшений,сложные импровизации, мелкая колоратурная техника.Постепенно русская школа становится самостоятельным направлениемв мировом вокальном искусстве.
По замечанию Бориса Асафьева традициирусской вокальной школы, в XIX веке воплотились в мастерстве ФедораИвановича Шаляпина в мировое явление. Именно Шаляпин, величайшийрусский оперный певец, стал выразителем идеалов русской вокальной школы.Систематические уроки вокала помогают выработать правильныенаправления и ощущения вокального стиля и с каждым занятием певческийзвук будет уверенней. Процесс постановки правильного вокального звукаможно сравнить тренировкой мышц. Укрепление вокальных возможностейзанимает довольно много времени, однако навыки остается навсегда.
В44следующем параграфе диссертации мы рассмотрим физиологические иакустические свойства певческого голоса.Сегодня, исходя из опыта обучения китайских студентов в институтекультуры и искусств при обучении вокалу, мы можем констатировать, чтоналичие у студента сильного и большого по диапазону оперного голоса иклассического исполнения является даром природы, не зависящей отличностных обстоятельств.
Но мы также можем утверждать, что безличностных волевых качеств, трудолюбия, веры в мастера-педагога, скоторым занимается обучающийся, овладеть мастерством невозможно. Нужноупорство, стремление к достижению высокого профессионального уровня,воспетого в творчестве выдающихся певцов настоящего и прошлого.451.2.Физиологические и акустические свойства певческого голосаОсновой организации формирования музыкальной отзывчивости уученика при самостоятельной работе в домашних условиях являетсяпрослушивание аудиозаписей. Для того, чтобы сформировать у ученикаэмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, педагог долженвладетьнекоторымиметодическимиприемами:передначаломпрослушивания следует сообщить, как называется произведение, о чем будетмузыка; музыка усваивается успешнее, если она сопровождается показомиллюстраций,объяснениемотдельныхэпизодовпьесы,беседойопрослушанном.Перед первым знакомством с произведением следует сделать короткоэмоциональное пояснение, отражающее настроение песни или романса,которое настраивает обучаемого на восприятие, заставляет внимательно и синтересом слушать.