Диссертация (Формирование вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения". PDF-файл из архива "Формирование вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Исследование проводилось на базе одной извокальных студий под руководством Ирины Сокериной города Москвы, впроцессе обучения студентов на кафедре музыкального искусства институтакультуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ.Для проведения опытно-экспериментальной работы было привлеченоболее 30 человек (обучающихся в вокальной студии Ирины Сокериной истудентов педагогических вузов (как в России, так и студентов - гражданКитайской Народной Республики, обучающихся в институте культуры иискусств ГАОУ ВО МГПУ) в классе сольного пения (индивидуальныезанятия).Этапы исследования.
Научное исследование осуществлялось впроцессе обучения в аспирантуре ГАОУ ВО МГПУ с 2017 по 2020 г и состоялоиз трех этапов.Первый этап - (2017-2018 гг.). На данном этапе проводилась поисковотворческая работа, исследовались подходы к теме диссертации в областифилософскойтеоретические,ипсихолого-педагогическойметодическиеосновылитературы,исследования,определялисьформулироваласьпроблема исследования, изучалось состояние ее разработанности, разработканаучного аппарата, формировалась методология опытно-экспериментальной9работы, изучался феномен резонансной методики, велась подготовка к сдачекандидатского минимума.Второй этап - (2018-2019 гг.).
Основной обучающий эксперимент, накотором проводилась опытно-экспериментальная работа,уточнениегипотезы,задач,диагностическогоаппаратавключающаяэксперимента,определение педагогических условий освоения резонансной методики,проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ его результатов.Третий этап - (2019-2020 гг.). Проверка результатов исследования.Этап посвящен организации и проведению контрольного эксперимента сцелью проверки качества эффективности предлагаемой методики, обобщениюи оформлению результатов опытно-экспериментального исследования:систематизированы и обработаны статистические данные; обобщенытеоретические положения и экспериментальные выводы, сформулированывыводы и определены перспективы дальнейших исследований. Проведенаработа по оформлению текста диссертации в соответствие c ГОСТ.Положения, выносимые на защиту:1.
Формирование вокальногоголоса обучающихсяна основерезонансной техники пения – это педагогически значимая деятельность,осуществляемая в условиях организованной и контролируемой музыкальноориентированной образовательной среды, которая выстроена таким образом,что учитывает индивидуальные способности, физические и физиологическиеособенности обучающихся; включает систему индивидуальных упражнений,адаптированныхксредеобучения;нормативнозакрепляетсистемутребований к певческому голосу обучающегося, главнейшим из которыхявляетсясоответствиевокально-техническихнавыков(режимовзвукообразования) стилю исполняемой вокальной музыки.2.Методикаформированияосновныхвокальныхнавыковобучающихся, разработанная на основе резонансной техники пения, включаетв себя:−методы усвоения базовых принципов пения на основе резонанснойтехники, основные вокальные требования, обеспечивающие правильноеголосообразование вне зависимости от стиля вокальной музыки;10−системуподготовительныхупражнений,направленныхнаформирование четырех способов пения, характерных для исполнениявокальной музыки различных жанров и стилей;−средствавокальногоразвитияобучаемыхисполнительской деятельности, включающие в себя каквпроцессеподбор песенногорепертуара (в соответствии с определенными принципами, доступнымиголосу, личностными и другими особенностями обучающихся), работу как надисполнительской и технической частью музыкальных произведений, так и надпониманиемстиля исполнения при непосредственном формированиинавыков исполнительской культуры, участие в вокальных конкурсных ифестивальных движениях.3.
Критериально-диагностический инструментарий оценки уровнясформированности вокальных навыков обучающихся на основе резонанснойтехники пения выстраивается в прямом соотнесении с разработаннойметодикой и, соответственно, включает ряд критериев и показателей (глубина,ровность и сила голосообразования, свобода и объем певческого дыхания,чистота интонирования музыкального текста, четкость и правильностьартикуляции,владениестилемлюбойвокальноймузыки,освоениерезонансной техники дыхания), интегральное обобщение которых даетдетальное представление о каждом из формируемых компонентов вокальнойподготовки обучающихся в условиях общего, вузовского и дополнительногообразования.4.Эффективностьобучающихсяметодикиформированиявокальныхнавыковоснованной на резонансной техники пения определяетсявыявленными организационно-педагогическими условиями и зависит отстепени реализации закономерностей развития вокальных навыков, гдеключевым фактором является взаимосвязь физиологического строениячеловека и его голосового аппарата.
Именно эти обстоятельства позволяюткачественно показать и количественно доказать продуктивность приемоврезонансной техники пения и как следствие разработать универсальныерекомендации для педагогов вокала с целью развития певческих навыков11обучающихся, пригодных для массовой практики.Личный вклад соискателя заключается в прямом участии авторадиссертации в получении теоретических исходных данных, организации ипроведении опытно-экспериментальной работы, обработке и интерпретациирезультатов исследования; в определении егокомпонентов во второйэкспериментальной главе; в проведении и проверке наиболее продуктивныхформ работы с обучающимися и студентами по предложенной методикерезонансной техники пения в классе постановки голоса; подготовке основныхпубликаций по материалам выполненного исследования.Апробация и внедрение результатов исследования.Основные положения и результаты исследования прошли апробацию вформе выступлений с докладами, тезисами на научно-практическихконференциях, проводимыхкафедрой музыкального искусства институтакультуры и искусств ГАОУ ВО г.
Москвы «Московский городскойпедагогическийуниверситет»,выступленийконференциях,посвященныхпроблемамнанаучно-практическихразвитиясовременногомузыкального образования, а также на Международных научно-практическихконференциях,таких,как:«Стратегииразвитияобразовательногопространства в контексте интеграции культуры и искусства» (Москва, 2018),«Наука и образование в контексте культурных традиций » (Москва, 2018), IIМеждународнаянаучно-практическаяконференция«Инновационныетенденции развития системы образования» (Москва, 2019), Международнаянаучно-практическая конференция «Музыкальное образование и наука всовременном мире» (Москва, 2019); Международная научно-практическаяконференция «Музыкальное образование и наука в современном мире»(Москва,2019);Международнаянаучно-практическаяконференцияИнститута культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ «Стратегия развитиямузыкально-педагогического образования в условиях международногокультурно-образовательного сотрудничества» (Москва, 2019), а такжепосредством публикаций научных статей и учебных пособий в научныхжурналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки;участия в«круглых столах» с докладами по результатам исследования;12Ключевые наработки исследования апробировались собственнымитворческими вокальными выступлениями на многочисленных вокальныхфестивалях и конкурсах как в Москве, так и в других городах России.Результаты исследования прошли апробацию на Международном научнообразовательном форуме «Россия-Китай: новые грани и перспективыгуманитарного сотрудничества» (18-19 октября 2019 г.
в ИнститутеХудожественного Образования и Культурологии Российской АкадемииОбразования).Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двухглав, заключения, литературы из 164 источников, 7 рисунков, 18 таблиц иприложение с творческими достижениями и выступлениями авторадиссертации на международных вокальных конкурсах и фестиваляхаспиранта кафедры музыкального искусства института культуры и искусствГАОУВОгородаМосквы«Московскийгородскойпедагогическийуниверситет».13Глава 1.
Вокальная резонаторная техника: понятие,физиологические особенности, классификация, методология1.1.Исторический аспект различных вокальных педагогических школЛюбая из классических современных систем вокальной педагогикиуходит корнями в далекое прошлое. Основой всех существующих ныневокальных школ принято считать староитальянскую школу пения, котораясущественно и принципиально отличается от современной итальянскойшколы академического пения.Формирование итальянской вокальной школы было напрямую связанос возникновением первой оперы (в классическом ее понимании) в 1594 годуОттавио Риннучини и Якопо Пери.Именно в опере «Дафна» впервые можно было наблюдать и слышатьхарактерные признаки старинной итальянской академической вокальнойшколы.
Жанр оперы стал итогом развития вокального искусства раннегоСредневековья. Изначально неторопливое и негромкое унисонное церковноепение с равномерным ритмом в IX-XI веках дополнилось полифонией, а с XIIвека вокальными украшениями - группетто, трелью, форшлагами.Усложненная партитура церковного пения требовала уникальноговокального мастерства, определенных певческих умений, определенныхтехнических навыков.В XIV веке, в эпоху раннего Возрождения в светском обществестановится популярным пение под аккомпанемент различных инструментов,таких как арфа, лютня, виола. В это время в Италии, господствуетмногоголосная певческая школа.