Диссертация (Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий". PDF-файл из архива "Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Термин «специализированный рисунок» вводится автором дляуточнения смысла прилагательного «специальный», встречающегося в педагогической литературе применительно к обучению прикладному рисунку. Специализированный рисунок как методическая разновидность академического рисункаотличается от последнего нацеленностью на выработку и закрепление узкопрофессиональных навыков, устремленностью к графическим приемам, продиктованным прикладным характером того или иного художественного производства.История развития специализированного рисунка как самостоятельного методического направления, редко рассматриваемого отдельно от истории преподавания рисунка в целом [73, с.
157], наглядно иллюстрирует эволюцию российского художественно-промышленного образования.Остановимся теперь на методических подходах к преподаванию специализированного рисунка в России в различные исторические периоды формирования системы подготовки художников для промышленности [15, с. 27].Специализация рисунка на момент создания «Рисовальной школы по отношению к искусствам и ремеслам» стала принципиальной основой обучения,так как практическое назначение художественного образования нового типаопределялась социальной потребностью в воспитании национальных художественно-промышленных кадров.
Прикладной характер образования в «Рисовальной школе» формировал основные направления в обучении рисунку, учитывающие потребности промышленного производства и подчиненные четкой специализации (Рис. 1‒7).Образование в «Рисовальной школе в отношении к искусствам и ремеслам» базировалось на освоении учащимися в течение первых двух лет основ21академического рисунка с постепенным переходом от копирования таблиц с геометрическими телами и образцами орнаментов к рисованию с натуры и затем, стретьего года обучения [132, с.
33], к специализированному рисунку, ориентированному на выработку рисовальных навыков для определенного производства.На этапе становления учебных программ Строгановской школы существовалотри класса, или отделения, с параллельным обучением и различной специализацией: в первом классе учащиеся осваивали архитектурное и практическое черчение и геометрию (рисование деталей машин), во втором ‒ рисование фигур иживотных, ориентированное на изготовление скульптурного декора. В третьемклассе велась подготовка рисовальщиков цветов и украшений для текстильных иобойных фабрик, а также росписей стен и фарфора [132, с. 28].
Копированиеобразцов, лежавшее в основе методики обучения в первые десятилетия существования «Рисовальной школы», по мере развития учебных программ заменялось созданием учениками – «учеными рисовальщиками» – самостоятельныхорнаментальных композиций (Рис. 2, 3).В диссертационном исследовании М. В. Горелова «Рисунок как инструмент проектного мышления» (2005), посвященном становлению и развитиюстрогановской школы рисунка, приводится следующий перечень историческисложившихся подходов к обучению рисунку в Строгановском училище: «копировальный» подход — на начальном этапе формирования программ, «натурный» и «изобретательский» [25, с. 16] — на этапе развития творческой составляющей обучения, и, наконец, «пространственный» подход, как завершающийэтап исторического отрезка развития училища в начале ХХ столетия, уже в период существования ВХУТЕМАСа [123, с.
38].Не будет преувеличением утверждение, что специализированный рисунокв первой половине XIX столетия был по своей сути синонимичен художественному проектированию; его освоение на должном уровне являлось целевым результатом обучения. Соглашаясь с М. В. Гореловым¹, подход к прикладномурисованию в рассматриваемый период в целом можно охарактеризовать как ко-22пировальный, или копировально-ремесленный, несмотря на постепенное повышение роли натурно-наблюдательного рисунка.Период второй половины XIX – начала ХХ столетий, отмеченный в России дальнейшим развитием производства, отличался возрастанием значения всистеме образования художественно-промышленных школ и училищ. Строгановскому училищу в 1873 году был присвоен статус «Центрального», его структура усложнилась, появились филиалы².
В 1876 году в Санкт-Петербурге былоучреждено Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (ЦУТР барона А. Л. Штиглица), ставшее основой Санкт-Петербургскойшколы прикладного искусства, и являющееся сегодня одним из ведущих художественно-промышленных вузов России. Цели и методы обучения в ЦУТР барона А.
Л. Штиглица были, в целом, близки методикам Строгановского училища, однако меньшее количество производственных мастерских приводило к ещебольшей отточенности рисунка: не имея возможности выполнить изделие в материале, учащиеся сосредотачивались на достоверности его графического изображения (Рис. 5).Во вступительной статье профессора СПб ГХПА им. А.
Л. ШтиглицаВ. В. Пугина к альбому «Традиции школы рисования художественно-промышленной академии А. Л. Штиглица» приводятся следующие строки: «При создании ЦУТР барона Штиглица в проекте его общего учебного плана указывалось:" <...> главным центральным предметом всего учебного курса должно бытьрисование, сначала общее, потом специальное, техническое, которому общеерисование служит необходимою подготовкою"...»³ [116, с. 32].ЦУТР создавалось с учетом методического опыта Строгановского училища; курс обучения, как и в Строгановском, состоял из общеобразовательных ихудожественных дисциплин, при этом общая продолжительность обучения составляла шесть лет, а «общеобразовательный» курс, рассчитанный на 4 года,включал в себя такие предметы, как методика преподавания рисования, начер-23тательная геометрия, теория перспективы и теория теней, а также история изящных и прикладных искусств.
Художественный курс состоял из специально-теоретического и специально-практического разделов. Специализация в областивыбранной учениками профессии начиналась в мастерских после первого годаобучения. Характерно для программы ЦУТР А. Л. Штиглица весомое количество графических дисциплин в перечне обязательных предметов: рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, рисование орнаментов и «штудии»живых цветов, черчение, обмеры различных предметов, отмывка тушью [68,с. 49].Как и в Строгановском училище, в ЦУТР А.
Л. Штиглица существовалодве ступени обучения, окончанию первой из которых соответствовало звание«ученого рисовальщика», успешное же завершение второй обеспечивало звание«художника по прикладному искусству» [68, с. 51].Среди специальностей, по которым велась подготовка в ЦУТР, 4 некоторыеявлялись частичными предшественниками специальности, в будущем называемой «искусством интерьера», и, впоследствии, профилем «дизайн интерьера» понаправлению «дизайн». К таким специальностям можно отнести «Декоративную живопись» и «Театральную живопись», предусматривающие декоративныерешения поверхностей стен и создание театральных декораций.
Характернойособенностью выполнения заданий в русле данных направлений являлся декоративно-плоскостной характер их решений, задаваемый самой спецификой профессии. Декоративно-плоскостной характер проекционных изображений былсвойствен проектам изделий художественно-промышленных училищ в целом,что компенсировалось в дальнейшем их изготовлением в материале и объяснялось художественными требованиями той эпохи (Рис. 7, 8).Утвержденное в 1902 году Министерством финансов России «Положениео художественно-промышленных и учебных заведениях» узаконило «принципнеобходимости совместного теоретического и практического обучения в художественно-промышленных заведениях» [68, с.
51]. Данное Положение подтвер-24ждало необходимость прохождения учащимися ЦУТР производственной практики на промышленных предприятиях и мануфактурах России, организуемоеадминистрацией училища сконца 1890 года. Эта нацеленность на произ-водственное обучение была особенно важна для ЦУТР в связи с меньшим количеством мастерских в самом училище по сравнению с московским.В обучении, таким образом, основополагающую роль играла рисовальнаяподготовка. И здесь важным моментом становится не просто специализация рисунка по производственным направлениям, но и специализация его в процессеобучения.
В самом деле, и в Строгановском училище, и в ЦУТР А. Л. Штиглицаспециальные графические навыки формировались изучением ряда самостоятельных дисциплин, на первый взгляд, не связанных друг с другом; отдельнопреподавалась отмывка тушью, отдельно – рисунок пером, отдельно – рисование орнаментов и гипсовых слепков. Специализированные творческие дисциплины также практиковали определенные виды рисования, называемые графическими проектами или акварельными отмывками, по сути же, объединявшимив себе рисовальные навыки (Рис. 1 ‒ 7). Нигде и никогда в России впоследствиипреподавание специализированного рисунка не опиралось на столь подробноразработанную и, вероятно, столь же разрозненную систему дисциплин.Эта особенность системы обучения объяснялась во многом нацеленностью на конечный результат: получение визуально убедительного проекта, безукоризненного как с точки зрения изобразительности, так и с точки зрения технической грамотности чертежа.
Можно было смело обучать черчению, перспективе и, к примеру, рисованию пером как таковым, будучи уверенным в последующем объединении всех навыков в создании проекта изделия в сочетании с пониманием его технологических особенностей (Рис. 6 ‒ 8). При этом самостоятельность учащихся предполагала возможность посещения различных мастерских с последовательным познанием и фиксацией прикладного производственного процесса, и эта возможность самоорганизации, приводящая к расширениюпонимания узкоспециализированных задач, порождала встречное движение в25системе обучения, нацеленное на универсальный охват нескольких специальностей сразу. Заметим, что организация обучения в ЦУТР А.
Л. Штиглица, как и вСтрогановском училище, способствовала продвижению универсалов, создаваявнутри своей структуры ростки будущих новаторских преобразований (черездва десятилетия ВХУТЕМАС разъял на составляющие не столько процесс обучения графическим навыкам, сколько сами основы архитектуры, создавобъемно-пространственную пропедевтику) [108, с. 2].Особого внимания заслуживает методическая и издательская деятельностьхудожественно-промышленных училищ Москвы и Санкт-Петербурга, способствующая популяризации рисунка как основы прикладного искусства. Так, с1896 по 1914 год ЦУТР издавало «Сборники классных работ», представлявшиесобой собрания образцов художественно-промышленных изделий, а также пособия для школ и училищ технического рисования, которые получали развитие вкачестве филиалов центральных училищ [68, с. 51].