Диссертация (Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий". PDF-файл из архива "Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
2ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................4-18ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ......................................................................................19-135ГЛАВА 1. Преподавание рисунка в художественно-промышленных вузахМосквы и Санкт-Петербурга. Традиции и современность .......................19-541.1.
Обучение рисунку в Строгановском центральном училище техническогорисования и в Центральном училище технического рисования барона А. Л.Штиглица в XIX ‒ начале XX столетия.............................................................19-291.2. Рисунок как часть универсальной системы художественного образования вВысших художественно-технических мастерских в 1920 – 1930 гг................29-441.3.
Формирование рисовальных навыков в художественно-промышленныхвузах России во второй половине XX – начале XXI вв. Изменение целевыхнаправлений рисовальной подготовки...............................................................44-54ГЛАВА 2. Теоретические обоснования внедрения специализированного рисунка в образовательную практику................................................................55-942.1. Анализ современного состояния графической подготовки студентовдизайнеров интерьера .........................................................................................55-732.2.
Феноменологическая природа рукотворного рисунка...............................73-802.3. Проектная графика как семиотическая система дизайна интерьера .....80-94ГЛАВА 3. Методика обучения специализированному рисунку студентовдизайнеров интерьера (уровень бакалавриата). Исследование результатовпедагогического эксперимента .....................................................................95-1353.1. Типологическая модель методики обучения специализированномурисунку................................................................................................................95-10133.2.
Методическое построение программы обучения специализированному рисунку. Критерии оценивания уровня обретения студентами рисовальных навыков..................................................................................................................101-1143.3. Экспериментальное исследование результатов внедрения методики преподавания специализированного рисунка .............................................................114-135ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................136-138ПРИМЕЧАНИЯ..............................................................................................139-156СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................157-170ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................171-294ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
РИСУНКИ........................................................................171-221ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ....................................................222-288ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МАТЕРИАЛЫ АНКЕТИРОВАНИЯ И ИНТЕРВЬЮ....289-2944ВВЕДЕНИЕОбщая характеристика работыДиссертация посвящена исследованию специализированного рисунка, егороливподготовкебакалавриата,истудентов-дизайнеров,разработкеобучающихсяавторскойметодикипопрограммепреподаванияспециализированного рисунка.Актуальность исследованияНаучно-техническое развитие, затронувшее в ХХ столетии большинствообластей человеческой деятельности, привело к появлению множества новыхпрофессий, среди которых одно из важнейших мест занимает профессия дизайнера. Нацеленный на взаимодействие технологических и культурно-эстетических достижений, дизайн играет сегодня все более значимую роль в развитииобщества, обеспечивая коммуникацию различных форм профессиональнойпрактики.В педагогике дизайна одним из приоритетных направлений профильнойподготовки является дизайн интерьера, интегрирующий элементы архитектуры,промышленного дизайна и декоративно-прикладного искусства.
Важнейшуюроль в профессиональном становлении будущих дизайнеров интерьера играетметодическое построение программы обучения рисунку как дисциплине, являющейся основой проектной графической культуры.Проблемы преподавания профессиональных дисциплин в художественнопромышленных вузах России актуализируются в условиях перехода нашей страны на двухуровневую систему высшего образования.
Обновление образовательной системы выявляет потребность в современных педагогических методиках,повышающих результативность подготовки студентов при сокращении сроковобучения. В связи с этим, в обучении дизайнеров интерьера возрастает значениемеждисциплинарного взаимодействия, включающего в себя в качестве важней-5шего компонента взаимосвязь учебных задач рисунка и проектирования.В существующей системе профессиональной подготовки будущих бакалавров дизайна данное взаимодействие практически не реализуется.
Завершающий раздел курса академического рисунка, называемый «специальным» и призванный направить навыки академического рисунка в профессиональное русло,не имеет четко сформированной программы, обеспечивающей применение академического рисования в проектировании. Фактически вместо профессиональной специализации финальный этап обучения рисунку ограничивается знакомством студентов с уникальными техниками декоративной графики.Разработанная в диссертации методика преподавания специализированного рисунка восполняет лакуну в системе профессиональной подготовки и актуализирует применение навыков академического рисунка в проектировании, чтоповышает результативность обучения будущих бакалавров дизайна.Своевременность исследования подтверждается интересом к проблеме,наметившимся в отечественной педагогике дизайна во второй половине ХХ —начале ХХI столетия. Синтез задач рисунка и проектирования, предлагаемый вдиссертации, раскрывает один из значимых аспектов современных педагогических изысканий, посвященных вопросам модернизации обучения дизайнеров художественным дисциплинам.Значение преподавания рисунка как составляющей проектирования возрастает в условиях внедрения в учебный процесс компьютерных программ, чтосоздает риск утраты студентами-дизайнерами практики применения художественных навыков.
В исследовании выявлена особая роль рисунка как безальтернативного по отношению к компьютерному моделированию этапа проектного процесса. Таким образом, актуальность исследования обусловлена потребностью в сохранении традиции обучения прикладному, профессионально-ориентированному рисунку, сложившейся в системе российского художественно-промышленного образования.Методика преподаванияспециализированного рисунка для студентов-6дизайнеров интерьера, предложенная в исследовании, нацелена на эффективность достижения профессиональных компетенций, что является важным условием выполнения требований Федерального государственного образовательногостандарта высшего образования Российской Федерации.Состояние и степень изученности проблемыИсследованиям становления и развития школы русского академическогорисунка посвящены труды И.
Я. Гинзбурга (1940), Н. М. Молевой и Э.М.Белютина (1953), Г Г. Серовой (1983), К. Ю. Лаппо-Данилевского и Е. Б. Мозговой(2002), В. В. Бабияка (2004, 2005).В работе Н. М. Молевой «Выдающиеся русские художники-педагоги»(1962) прослеживаются методические поиски педагогов русской академическойшколы. Монография В. В. Бабияка «Русский учебный рисунок. Петербургскаяакадемическая художественная школа конца XVIII — начала XX века» (2004), атакже его диссертационное исследование «Русский академический учебный рисунок (XVIII – начало XX века)» (2005) раскрывают роль академического рисунка в воспитании художественно-образного мышления.История формирования методик преподавания рисунка в художественнопромышленных училищах и вузах России прослеживается в трудах Ю.
А. Молока (1967, 1973), В. А.Фаворского (1988), С. О. Хан-Магомедова (1995, 1996,2000, 2007), Д. В. Сарабьянова (1994, 1998), Е. Н. Шульгиной и И. А. Прониной(2002), С. В. Мирзоян и С. П. Хельмянова (2011), в материалах иллюстрированного альбома «Традиции школы рисования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л.
Штиглица» под редакцией В. В. Пугина (2009) и альбома «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия А. Л. Штиглица» (2011).В своей работе «История Строгановского училища. 1825 ‒ 1918» (2002)Е. Н. Шульгина и И. А. Пронина рассматривают применение рисовальныхнавыков применительно к особенностям специализированных дисциплин7Строгановского училища. В двухтомной монографии «ВХУТЕМАС» ХанМагомедова (2000) представлен развернутый анализ становления новой системыпреподавания художественных дисциплин, сопровождавшей возникновениепрофессии дизайнера, и связанных с этим процессом новаторскими методикамипреподавания рисунка русских художников-авангардистов во ВХУТЕМАСЕ(ВХУТЕИНе) в 1920-е годы.Важность сохранения культуры рисунка как основы творческой профессии подчеркивает в своей монографии «Рисунок в профессии архитектора»(1999) профессор Московского архитектурного института (государственнойакадемии) О.
Г. Максимов.Проблема несогласованности задач академического рисунка и проектирования при обучении студентов прикладных специальностей нашла отражение вматериалах конференции 1998 года «Декоративное искусство и дизайн: проблемы образования, творчества и сохранения художественного наследия» СанктПетербургской художественно-промышленной академии, в статьях В. В. Пугинаи Р. П. Куриляка, Е. А.
Соболева, В. П. Тимонина (1999). Данная проблема исследуется в кандидатской диссертации М. В. Горелова «Рисунок как инструментпроектного мышления» (2006). Вопросы профессиональной специализации вобучении рисунку затрагиваются в диссертациях Н. В. Квач (2005), Н. Г. Ли(2005), Т. О. Маркитантовой (2009), О. И.
Олонцева (2010).В перечисленных работах выявлена необходимость пересмотра методикпреподавания рисунка дизайнерам, однако не предложены пути формированияданных методик, не учтена взаимосвязь рисунка и виртуального моделированиякак последовательных этапов проектного процесса.Намерение выпускающих кафедр усилить специализированную направленность преподавания рисунка в художественно-промышленных вузах Россиив конце ХХ ‒ начале XXI столетий отражено в результатах интервьюированиясоискателем в 2014 ‒ 2015 гг. преподавателей Санкт-Петербургской государственнойхудожественно-промышленнойакадемииим.А. Л. Штиглица8О. Т. Курбанова и В. М. Чурилина, в записях интервью заведующего кафедрой«Художественное проектирование интерьеров» Московской государственной художественно-промышленной академии им.