Диссертация (Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий". PDF-файл из архива "Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Потребность в развитии специализированного рисунка, рассматриваемого на примере обучения студентов-дизайнеров интерьера уровня бакалавриата, увеличивается по нескольким причинам.Во-первых, переход высшей школы на многоуровневую систему образования приводит к объективному сокращению сроков обучения, требующему повышения эффективности методического построения профессионально ориентированных программ.
В новых условиях развитие навыков, нацеленных на применение академической рисовальной подготовки в профессиональной области,должно достигаться параллельным преподаванием специализированного и академического рисования, что требует новых методик преподавания специализированного рисунка по различным направлениям подготовки будущих дизайнеров.Во-вторых,визуализациювнедрениепривелоккомпьютерныхлогическойтехнологийразделенностивпроектнуюдисциплин,ранееориентированных на воспитание навыков искусства достоверного изображения52проектируемых объектов. Назрела необходимость развития интегрирующейдисциплины, объединяющей навыки академического рисования, знание законовперспективы, приемов декоративной графики и доминирующего в проектномрисункерисованияпопамятииповоображению [140, с.
127,128,129].Отдельные разработки данного направления сегодня существуют на кафедреДАС (дизайна архитектурной среды) МАРХИ, где обучение студентов рисунку,живописиипластическомумоделированиюобъединенокомплекснойпрограммой дисциплины «Основы пластической культуры» [34, с. 9 – 11],[133, с. 3, 4].В-третьих, специализация рисовальных навыков в дизайне интерьера,направленная на проектный поиск, обеспечивает сохранение рукотворного эскиза как обязательного первичного этапа проектирования, безальтернативногопо отношению к компьютерному моделированию. Рукотворный эскиз имеетотдельное значение для поддержки связи «сознание – рука», сохранения ремесленных тактильных навыков, выявляющих ощущения овеществленности, несвойственные виртуальной реальности.В-четвертых, преобразование специализированного рисунка как направления подготовки студентов-дизайнеров призвано обеспечить взаимодействие новых технологий — рисования на электронном планшете, обработки рукотворных изображений в графических программах — с традиционными техниками иприемами уникальной графики.Результатом такого взаимодействия должностать дальнейшее развитие графического эскиза как современной знаковой системы проектного восприятия.Назвав основные причины возрастания роли специализированного рисунка в обучении студентов-дизайнеров интерьера, можно выделить основныенаправления его методического назначения.Специализированный рисунокнеобходим сегодня, во-первых, для создания параллельной академическому рисунку профессионально ориентированной программы, обеспечивающей приложение навыков академического рисунка к проектному эскизу.
Во-вторых, специ-53ализированный рисунок призван служить объединяющим звеном для ряда дисциплин, формирующих рисовальные навыки дизайнера интерьера. В-третьих,развитие специализированного рисунка обеспечивает сохранение рисунка какобязательной фазы становления проектного ремесла; и, наконец, в четвертых,назначение обучения специализированному рисунку — развитие новых возможностей современной рукотворной графики как универсального проектногоинструментария.В случае повышения своей методической роли, специализированный рисунок в подготовке студентов художественно-промышленных специальностейобеспечит взаимодействие компьютерного моделирования и традиционной графической культуры, разовьет профессиональные навыки, способствующие формированию креативного композиционного мышления [94, с.4]. Велика вероятность того, что специализированный рисунок, представляющий собой своеобразное соединительное звено между современными технологиями и образнымвидением художника, его интуицией, займет достойное место в новаторских поисках современной педагогики дизайна.Заключая главу, необходимо сформулировать следующие выводы.Зародившись как прикладная разновидность графики, направленная на создание художественных образцов для промышленности, специализированныйрисунок в период с 1825 года и до конца XIX столетия был синонимичен проектированию как таковому.
На рубеже XIX и XX столетий специализированныйрисунок в подготовке художников прикладных направлений постепенно утратилсвою самостоятельную роль, замещаясь в структуре преподавания прикладныхискусств расширенным курсом академического рисунка и композицией как профессиональной дисциплиной, включавшей в себя проектную специализацию врисунке. Данный период формирования художественно-промышленного образования характеризуется развитием проектирования выставочных павильонов, декораций и интерьеров выпускниками художественно-промышленных училищМосквы и Санкт-Петербурга.54В первой половине XX столетия, в период существования ВХУТЕМАСа иВХУТЕИНа специализированный рисунок как направление подготовки художников для промышленности существует лишь выборочно на производственныхфакультетах и не представляет собой системной дисциплины, подчинившись общим тенденциям универсализации педагогики искусства и дизайна.
Послеупразднения ВХУТЕИНа в 1930 году и воссоздания в 1948 ‒ 50 гг. художественно-промышленных вузов специализированный рисунок постепенно возвращается в структуру преподавания академического рисунка в целом, но лишьв виде завершающего раздела, являющегося, по сути, переходом не столько кспециализации, сколько к станковой графике.В период 1970 ‒ 1990 гг. в ЛВХПУ им. В.
И. Мухиной на факультете интерьера и оборудования зданий (впоследствии — факультет интерьера и оборудования) и в МВХПУ на факультете искусства интерьера специализация в рисункевыражается в увеличении количества заданий, тематически связанных с изображением архитектуры и расширением применения техник уникальной графики.В конце ХХ — начале ХХI столетия актуальность специализированногорисунка снова повышается в связи с изменением общей структуры обучения дизайнеров и переходом на многоуровневую систему образования, сокращениемсроков подготовки будущих бакалавров дизайна и преобразованием областиприменения рисовальных навыков в период развития компьютерных технологий.
Сложившаяся ситуация в подготовке будущих дизайнеров интерьера требует реорганизации программы и повышения роли специализированного рисунка,призванного стать связующим звеном между дисциплинами, формирующимихудожественное мышление студентов и разобщенными по причине перехода ккомпьютерной форме презентаций проектов.Специализированный рисунок, преподаваемый параллельно академическому,обеспечит применение изобразительного мастерства на всех этапахпроектирования и позволит сохранить традиционную культуру рукотворной графики как важнейшей составляющей дизайна интерьера.55ГЛАВА 2.Теоретические обоснования внедренияспециализированного рисунка в образовательную практику2.1. Анализ современного состояния графической подготовкистудентов-дизайнеров интерьераРаскрывая содержание понятия «дизайн интерьера» как профильногонаправления подготовки в дизайн-педагогике, прежде всего необходимо вкратцеочертить границы исследуемой области, что позволить выявить составляющие,формирующие графические навыки студентов-дизайнеров названного направления.Профиль «дизайн интерьера» находится сегодня в перечне наиболее востребованных направлений в педагогической практике дизайна [44, с.
3, 4]. Причина его популярности объясняется двумя основными факторами. Первым изних является социальный заказ, тот общественно-значимый запрос на бытовой,повседневный дизайн, который объясняется, особыми историческими и социальными условиями развития нашей страны.Смена политических формаций, произошедшая в 90-е годы ХХ столетия,привела к росту заказов в сфере дизайна интерьера, ― вначале в областипереоборудования помещений общественного назначения, а впоследствии, сразвитием строительной отрасли, и в области проектирования жилых помещений.Вторым фактором, повлиявшим на популярность профессии дизайнераинтерьера, является интегрирующий характер данной специальности.
Дизайнинтерьера представляет собой пограничное пространство для нескольких областей художественного проектирования, объединяя в себе элементы архитектуры,декоративно-прикладного искусства, промышленного и графического дизайна.Как профиль подготовки бакалавров, дизайн интерьера относится к обще-56му направлению «Дизайн» (072500) и имеет много общего в построении программ с другим профилем подготовки этого же направления ― дизайном среды.«Дизайн архитектурной среды» (270300) обозначает отдельное направление вструктуре бакалавриата дизайна, включающее в себя профиль «Проектированиеинтерьера»; продолжительность обучения студентов по данному профилю занимает пять лет, тогда как срок обучения по профилям «Дизайн интерьера» и «Дизайн среды» составляет четыре года24.Дизайн интерьера имеет принципиальные отличия от близких ему профильных направлений, будучи бóльше ориентирован на художественную составляющую и взаимодействие с декоративно-прикладным искусством.
По отношению к дизайну среды, граничащему с архитектурным и ландшафтнымпроектированием, дизайн интерьера примыкает кобъединяясь с ним в области проектированияпромышленному дизайну,элементов внутренних про-странств (cм. Приложение 2.1). Кроме того, дизайн интерьера имеет смежнуюобласть проектирования с графическим дизайном в сфере оформления выставочных пространств и в организации рекламы.