Диссертация (Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий), страница 7

PDF-файл Диссертация (Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий), страница 7 Педагогика (55342): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий) - PDF, страница 72020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий". PDF-файл из архива "Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Хан-Магомедов цитирует следующее высказывание последнегоректора ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа Новицкого: «Архитектура больше, чем искусство. Она выходит за пределы искусства. Она связывает искусство с основными задачами промышленности, с рабочим планом индустриализации страны<...> Логика развития высшего художественно-технического образования требует, чтобы архитектурное образование и командующие дисциплины архитектурного факультета были основанием для всякого художественного образования.При нормальном положении архитектурный факультет должен методически распоряжаться в ВУЗе.

Все другие факультеты в сущности должны быть отделениями архитектурного факультета. В этом нет ничего странного. Это очень выгодно36и безупречно, правильно»[121, гл. 3.17].Какая же роль уделялась рисовально-графической подготовке студентов ― будущих мастеров «производственного искусства» советской страны вметодической структуре учебного процесса ВХУТЕМАСа?Рисунок о ВХУТЕМАСе преподавался в обстановке противоречия новаторских и традиционных подходов, выбор которых в первые годы существования мастерских часто определялся личностью ведущего педагога.Ярким представителем академической школы рисунка был Д.

А. Щербиновский.16 Классические задания, в частности, рисунок обнаженной фигуры,практиковал и А. А. Веснин, однако его подход тяготел к кубистическому анализу в ущерб академическим принципам изображения натуры. В начале 1920-х годов на Основном отделении, преподаватели которого были всецело увлеченыразработкой «объективного метода» и пропедевтических дисциплин, рисунок вего академическом понимании [72, с. 60, 61], как самостоятельная дисциплина,не преподавался.Совершенно иная ситуация складывалась на полиграфическом (графическом) факультете, преподаватели которого с начала 1920-х годов целенаправленно занимались формированием новых методик обучения рисунку. Важнейшуюроль в этом процессе сыграл Владимир Андреевич Фаворский, для которогонеобходимым критерием оценки результатов обучения был уровень общего профессионального мастерства студентов.

Фаворский преподавал «Теорию гравюры» и ксилографию на графическом факультете, «Теорию композиции» и рисунок на трех изобразительных факультетах, а также ряд отдельных графическихдисциплин на основном отделении [123, с. 69]. В значительной степени придерживаясь традиционных требований, Фаворский ратовал за сохранение общейрисовальной подготовки как обязательного элемента обучения художников новой эпохи [118, с.

431, 438].В бытность В. А. Фаворского ректором ВХУТЕМАСа рисунок на основном отделении «был восстановлен, как самостоятельная художественная дис-37циплина» [123, с. 218].Соратником и единомышленником Фаворского был художник и популяризатор рисунка17 Павел Яковлевич Павлинов ― педагог, разработавший новыйподход к обучению рисунку, во многом сходный в понимании теоретических ипрактических подходов с методиками В. А. Фаворского [80, с. 6, 79]. Особенностью этого метода было применение светотени как средства построения объемавне передачи реально наблюдаемой освещенности частей модели.

Подобноеусловное применение светотени во второй половине ХХ столетия будет реализовано в качестве одного из принципов конструктивно-аналитического рисованияв курсе академического рисунка Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И.

Мухиной [116, с. 131].Рассматриваяметодическиепоискипедагоговполиграфическогофакультета (Рис. 19 ‒ 21, 25), невозможно оставить без внимания его состав,включавший в себя таких замечательных рисовальщиков, как Л. А. Бруни [55,с. 11 ‒ 13],С. В. Герасимов,П. В. Митурич,Н. Н. Купреянов(Рис. 19, 21).Каждый из них внес немалую лепту в развитие методик обучения рисунку,каждыйоставил след в истории русского искусства.

Однако основныепедагогическиепреобразования,происходившиевнедолгийпериодсуществования ВХУТЕМАСа и повлиявшие на дальнейшее обучение рисункудизайнеров, в существенной степени были связаны с новаторским построениемуниверсальногопропедевтическогокурса.Отдельногорассмотрениязаслуживает дисциплина «Графика», руководимая А. М.

Родченко [121, гл. 3.17],как и остальные пропедевтические дисциплины ВХУТЕМАСа, далекая отспециализации: напротив, рисунок в рамках данной дисциплины былориентированнавоспитаниеабстрактно-геометрическихоснованийкомпозиции, объединяющих все сферы искусства (Рис. 12 ‒ 15).Первойхарактернойчертойграфикикаккомпозиционной дисциплины в заданиях Родченкоотвлеченно-формальнойбыл ее чертежный,геометрически-жесткий характер. Нередки были объемно-пространственные38композиции, в ряде случаев аксонометрические, иногда перспективные илинапоминающие совмещенные в одну группу проекционные изображенияпростых геометрических тел. Второй характерной особенностью графическихзаданий А. М.

Родченко, и — в не меньшей степени — Г. Г. Клуциса, была ихсмысловаянаполненность,дисциплинами,такими,пограничноекак,взаимодействиенапример,«Объемвсдругимипространстве»,предусматривающими работу с пространственными объектами [8, с.

4]. Графикапереставалабытьтольколишьграфикой,носвоимконструктивно-аналитическим характером подготавливала переход в пространство (Рис. 16, 17).Не случайно на этапе становления пропедевтики ВХУТЕМАСа (1920 ‒ 1922 гг.)в ведении Родченко находилась дисциплина «Конструкция».Такимжепересечениемсмысловыхграницхарактеризоваласьидисциплина «Пространство», преподаваемая Н. А. Ладовским. На примерезаданий данной дисциплины можно наблюдать «встречное движение» отобъемного макета к плоскостному изображению [121, гл.3.17]. Побочнымэффектом методики Ладовского сталосоветскойархитектурнойграфики,формирование своеобразного стилянаправленнойналаконичностьимаксимальную выразительность формальных пространственных композиций иконтрастностьсветотеневыхотношенийвпроекцияхархитектурныхсооружений (Рис.

11).ПропедевтическиедисциплиныВХУТЕМАСатребовалисвоегологического продолжения в практическом применении. В наибольшей степениего удалось осуществить Н. А. Ладовскому, выстраивавшему свой курс отабстрактных композиционных заданий к их реализации в конкретных объектахпроектирования.Аналогичный путь был возможен не только для архитектурного факультета. Ведущая четверка преподавателей, определяемая С. О. Хан-Магомедовымкак наиболее последовательная группа создателей пропедевтических дисциплин (А. М. Родченко, Л.

С. Попова, А. А. Веснин, А. М. Лавинский), стреми-39лась к учреждению во ВХУТЕМАСе экспериментальной производственной мастерской при основном отделении, призванной объединить художественные специализации ВХУТЕМАСа, распределенные по различным факультетам.В случае реализации этой идеи могла быть построена комплексная систему подготовки художника «производственного искусства», специалиста новоготипа, в которой пропедевтические дисциплины [119, с.

3] неразрывно связываются с производственной практикой. В дальнейшем на базе такого соединенияпредставляется вероятным и появление новой методики преподавания рисунка,объединяющего пропедевтическую дисциплину «Графика», навыки академического рисования и специализированные потребности производства. Однакоадминистративного решения о создании объединенной экспериментальной мастерской принято не было.18 В итоге, В. А. Фаворский закрепил отдельный статус основного отделения, что, хотя и помогло лучше структурировать преподавание самих пропедевтических дисциплин, но, вместе с тем, определило ихобособленность от производственной стадии обучения.По мнению С.

О. Хан-Магодмедова, методическое отделение пропедевтических дисциплин «затруднило производственную ориентацию при их преподавании и создало условия для их последующей частной академизации» [123,с. 47]. Начиная с этого момента и на протяжении всего ХХ столетия, курс пропедевтики в обучении дизайнеров в России отделяется от профессиональногопроектирования.Попытки специализации рисунка, предпринимавшиесяА. А. Весниным на архитектурном и А. М. .Родченко на производственных факультетах,19 носили локальный характер. В свою очередь, В.

А. Фаворский наосновном отделении преподавал графический курс, нацеленный на постепенный переход от универсальных абстрактно-геометрических упражнений к специализированным заданиям. Однако все эти мероприятия не имели той согласованности, которая могла бы осуществиться при создании мастерской, объединяющей пропедевтические дисциплины с направлениями профессиональной40специализации.Об определенной раздробленности системы обучения во ВХУТЕМАСе(ВХУТЕИНе) говорит и недолгий опыт преподавания В. Е. Татлина, пришедшего в институт в 1927 году, в заключительный период его существования.

В своемкратком, продолжавшемся в течение одного года курсе «Культура материала»Татлин, будучи промышленным художником широкого профиля, сумел совместить элементы пропедевтики, проектирования и работы в производственныхмастерских. Пример Татлина продемонстрировал, что в последние годы своейработы структура объединенного «дерметфака», образованного из деревообрабатывающего и металлообрабатывающего факультетов, при определенном реформировании была достаточной основой для создания универсального дизайнерского факультета нового типа.Уже на этапе образования дерметфака появилась дисциплина, название которой совпадало с названием профессиональной специализации подготовки художника-проектировщика [75, с.

33] в советских художественно-промышленныхвузах второй половины ХХ столетия — «Художественное проектирование». Этудисциплину во ВХУТЕМАСе преподавал А. М. Родченко.Важнейшим моментом в определении будущего предназначения профессии художника-дизайнера стали последние годы существования ВХУТЕМАСа(ВХУТЕИНа). В эти годы произошла существенная для понимания принциповновой профессии переориентация с лицевой обработки изделия, фактически, сего декоративного украшения, на его конструирование.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее