Диссертация (Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий". PDF-файл из архива "Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
С. Г. Строганова А. Н. Стасюка.Вопросы изображения перспективы архитектурных объектов рассматриваются в методических трудах и учебных пособиях А. Е. Хитрова «Рисунок»(1964), П. Я. Павлинова «Каждый может научиться рисовать» (1966), содержащих ряд актуальных методических заданий для обучения основам перспективы,в книге Д. Чиварди (D.Chivardi) «Рисунок, пейзаж: методы, техника, композиция» (2002), учебнике А. Г. Степановой «Перспектива» (2009), учебнике Н. Г. Ли«Рисунок» (2011). Труды зарубежных авторов, нацеленные на пошаговое обучение рисованию, такие, как работы Майка В. Лина (Mike W.
Lin) (1993) иТ. Торспеккена (T. Torspekken) (2015), Френсиса Д. К. Чиня (Francis D. K. Ching)(2010), включают в себя объяснение принципов перспективного рисунка интерьера, однако данная информация представлена в названных источниках фрагментарно.Методические исследования синтеза художественных дисциплин и проектирования отражены в учебном пособии А. П.
Ермолаева, Т. О. Шулика иМ.А.Соколовой «Основы пластической культуры архитектора-дизайнера» (2005)и в диссертации Т. О. Шулики (2011). Роль декоративной графики в освоениикомпозиционного рисунка раскрывается в работе И. Иттена (J. Itten ) «Искусствоформы. Мой форкурс В Баухаузе и других школах» (2013), в учебных пособияхЕ. И. Рузовой и С. В. Курасова (2014) и Л. Н. Федоровского (2015).Вопросы взаимодействия трехмерного моделирования и рукотворного эскиза в объемно-пространственном проектировании рассматриваются в трудахА.
Бахамона (А. Bahamon) (2005), Н. А.Рочеговой и Е. В. Барчуговой (2010),А. О. Алтуняна (2011), Д. Л. Мелодинского (2011).Историко-методические и психологические основы педагогики изобразительного искусства раскрываются в работах Н. Н. Ростовцева (1984, 2010) иВ. С. Кузина (1982, 2013).9Проблематика феноменологии художественного творчества освещается вфилософских исследованиях М. Хайдеггера (M. Heidegger) (1991) и М. МерлоПонти (M. Merleau-Ponty) (1999), в монографиях и статьях финского теоретикаискусства Ю. Палласмаа (J. Pallasmaa) (2012, 2013).Культурологические аспекты, формирующие целостность художественнойподготовки студентов-дизайнеров, рассматриваются в трудах М.
Н. Эпштейна(2000), С. И. Серова (2003), А. П. Ермолаева (2014).Анализ материалов по теме диссертационного исследования выявляет отсутствие в приведенном перечне работ методических рекомендаций по созданию результативной структуры преподавания специализированного рисунка,объединяющей задачи академического рисования и потребности профессиональной деятельности будущих дизайнеров интерьера.Объект исследования: обучение специализированному рисункукаккомпонент профессиональной подготовки студентов бакалавриата направления«Дизайн», профиль подготовки «Дизайн интерьера».Предмет исследования: методика преподавания специализированного рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационныхтехнологий.Цель исследования: создание и апробация методики обучения специализированному рисунку студентов бакалавриата профиля подготовки «Дизайнинтерьера».Задачи исследования:‒ проследитьэволюциюметодическихподходовкобучениюспециализированному рисунку в художественно-промышленных училищах ивузах России;10‒ привести теоретические обоснования возрастающего значения специализациив обучении рисунку студентов-дизайнеров интерьера в условиях развитиякомпьютерного моделирования;‒ актуализировать принципиальные отличия рукотворного и виртуальногопроектированиядлявыявленияобластейприменениярукотворногоспециализированного рисунка в проектной практике;‒ проанализировать понятие специализированного рисунка и определить егофункциональнуюрольвсовременномучебно-методическомкомплексеподготовки будущих бакалавров дизайна;‒ создать типологическую модель эскизно-композиционных задач обученияспециализированному рисунку студентов-дизайнеров интерьера;‒ разработать на основе созданной типологической модели программуспециализированномурисункудлястудентов-дизайнеровинтерьерапоиопределить критерии оценки результатов ее эффективности;‒ провести апробацию методических циклов заданий разработанной программыи на ее основании экспериментально проверить гипотезу исследования.Гипотеза исследования: предложенная в исследовании методика преподавания специализированного рисунка студентам-дизайнерам интерьера является действенным инструментом повышения эффективности обучения рисовальным навыкам в соответствии с современными условиями подготовки студентовпо программе бакалавриата.Методология исследования включаеттеоретические и эмпирические(экспериментальные) методы достижения требуемых результатов.В теоретической части исследования важным компонентом методологииявляется анализ компетенций, достигаемых в ходе освоения учебных дисциплин, формирующих графические навыки студентов.В диссертации анализи-руется содержание учебных программ бакалавриата, общепрофессионального и11специального блоков, в области рисовальных навыков, на базе существующихметодических комплексов подготовки дизайнеров интерьера и дизайнеров среды,разработанных вМГХПА им.
С. Г. Строганова, СПб ГХПА им. А. И.Штиглица и МАРХИ.В диссертации используются следующие теоретические методы исследования:‒ историко-аналитический метод – для анализа исторических данных поэволюции методик обучения рисунку в художественно-промышленных вузахРоссии;‒ метод сравнительного анализа — для сопоставления процессоврукотворного и компьютерного проектирования и выявления их отличий;‒ метод систематизации ― при анализе данных педагогическогоэксперимента и выявления его основополагающих показателей;‒ логико-теоретические методы: индуктивный и дедуктивный методы ―для оценки данных, собранных эмпирическим путем; диагностический метод ‒дляанализатестированиястудентовпорезультатампедагогическогоэксперимента.Эмпирическими методами, применяемыми в исследовании, являются:1. наблюдения за выполнением учебных заданий студентов:– метод включенного наблюдения (интроспективный метод);– метод невключенного наблюдения (экстроспективный метод);2.
опросные методы:– интервьюированиелицпрофессорско-преподавательскогосоставапрофильных вузов для уточнения изменений в программах обучения рисунку,происходивших в конце ХХ ‒ начале ХХI столетия;– беседыспрактикующимидизайнерамиинтерьера,выявляющиепрофессиональные особенности применения рисунка на разных стадияхпроектирования;12– опрос и тестирование студентов по результатам педагогическогоэксперимента;– анкетированиеиндивидуальногостудентоввосприятия―дляучащимисявыявлениярезультатовособенностейпедагогическогоэксперимента;3.
педагогический эксперимент:– констатирующий эксперимент, позволяющий определить исходныйуровень рисовальной подготовки студентов;– пилотажныйэксперимент,позволяющийкорректироватьвходепроведения элементы методического построения программы;– преобразующий (формирующий) эксперимент, вырабатывающий устудентов навыки специализированного рисунка;– контрольный эксперимент, нацеленный на сравнительный анализ результатов обучения рисунку в контрольной и экспериментальной группах.В ходе работы диссертантом были использованы результаты анализа собственного художественно-практического и педагогического опыта.Научная новизна исследованияВ исследовании впервые:‒ на основании сравнительно-исторического анализа методических подходов кобучению рисунку в художественно-промышленных вузах Москвы и СанктПетербурга выявлена потребность в развитии методики преподавания прикладного рисунка студентам-дизайнерам;‒ предложено определение термина «специализированный рисунок» как системного компонента обучения студентов-дизайнеров интерьера;‒ конкретизировано методическое назначение специализированного рисункакак дисциплинарной составляющей учебно-методического комплекса, обеспечивающего целостность художественной подготовки студентов;13‒ выявлены различия рисования и компьютерного моделирования как знаковыхсистем проектирования;‒ определены области применения рукотворной графики в проектировании интерьера в условиях развития информационных технологий;‒ построена типологическая модель эскизно-композиционных задач обученияпрофессионально ориентированному рисунку студентов-дизайнеров интерьеракак методическое обоснование создания авторской методики его преподавания;‒ разработана авторская методика обучения специализированному рисунку будущих дизайнеров интерьера.Теоретическая значимость диссертации заключается в доказательствевозрастания роли рисовальной специализации в профессиональной подготовкестудентов направления «Дизайн» уровня бакалавриата, основанном на проведенном исследовании эволюции обучения рисунку в художественно-промышленных вузах Москвы и Санкт-Петербурга.Предложенная в работе типологическая модель соответствия проектнокомпозиционных и эскизно-графических задач обладает системообразующимхарактером и может быть рассмотрена как теоретическая матрица формирования методики обучения специализированному рисунку студентов-дизайнеровинтерьера.
На основании сопоставления рисовальных и компьютерных средствпри поиске проектных решений в диссертации обосновано диалектическоеединство традиционных и новаторских методов при обучении прикладному рисунку будущих бакалавров дизайна.Практическая значимость диссертации заключается в продемонстрированной возможности использования ее материалов для повышении эффективности обучения специализированному рисунку студентов бакалавриата, проходящих подготовку по профилю «Дизайн интерьера». Результаты исследованияпредполагают потенциальное внедрение методики преподавания специализиро-14ванного рисунка в педагогическую практику художественно-промышленных вузов России и учреждений дополнительного образования сходного профиля.Циклы заданий предлагаемой в диссертации авторской методики могутбыть включены как составляющий компонент в программы дисциплин, входящих в учебно-методический комплекс направления «Дизайн»: «Академическийрисунок», «Технический рисунок», «Основы проектной графики».Рекомендации по использованию результатов исследованияМатериалы диссертационного исследования могут применяться на занятиях по обучению рисунку в вузах, ведущих подготовку студентов бакалавриата понаправлению «Дизайн», профиль «Дизайн интерьера».