Диссертация (Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий". PDF-файл из архива "Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
122]. В послевоенныйпериод постепенно уходит в прошлое методика копирования образцов; не46применяется систематически и методика рисования по памяти. Складываетсяситуация,позволяющаяспециализированногометодическоговцеломобозначитьнатурно-конструктивногоподхода[20, с. 148],практикупреподаваниярисункакакдоминирующеговосновуцентральныххудожественно-промышленных вузах России в период 1948 – 1990 гг.Особое место в наследии ВХУТЕМАСа, оказавшем неоспоримое влияниена дальнейшее развитие педагогики дизайна, занимает вводный курс пропедевтики, утвердившийся в российской системе художественно-промышленного образования. Сегодня дисциплина «Пропедевтика» (или «Основы композиции»)[119, с.
3 – 5] составляет обязательную часть программы обучения студентов понаправлению «Дизайн» (072500) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом [120]. Сохраняя универсальность принциповабстракционистского беспредметного подхода педагогов ВХУТЕМАСа к основам композиции, дисциплина «Пропедевтика» открывает возможности для развития авторских методик и успешно применяется для всех без исключениянаправлений подготовки будущих художников для промышленности на первомкурсе [97, с. 4 – 7].Графическая часть пропедевтики, основанная на сочетаниях монохромныхрешений и ярких локальных цветов в абстрактных геометрических композициях, наследует традиции пропедевтических заданий Родченко, Клуциса, Фаворского и других видных преподавателей ВХУТЕМАСа (ВХУТЕИНа).
Во второйполовине ХХ столетия прослеживается влияниеграфической пропедевтикиВХУТЕМАСа на преподавание рисунка в художественно-промышленных вузах,проявляясь в тенденциях выявления конструкции изображаемых предметов, вопервых, и применению абстрактно-геометрического упрощения форм в декоративной графике, во-вторых.Однако, будучи крайне полезными на начальном этапе, композиционныеметодики ВХУТЕМАСа тематически не соотносятся с дальнейшим обучениемпроектированию и рисунку, оставаясь самостоятельным, хотя и творчески47продуктивным,ВХУТЕМАСапромышленныхразделомвобучения.программахвузовРазвитиепропедевтикиявляетсяметодическогонаследияроссийскиххудожественно-серьезныхпедагогическихпредметомисследований и на сегодняшний день [65, с.
80, 81].В течение второй половины ХХ столетия постепенно повышается роль декоративной графики по отношению к академическому рисунку в общей структуре рисовальной подготовки студентов художественно-промышленных вузов. Этосвязано, во-первых, с усилением влияния выпускающих кафедр училища наформирование программ по рисунку (в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной данная тенденция прослеживается с начала 1970-х годов, в период заведования кафедройрисунка В. И. Шистко). Во-вторых, акцент на освоение графических техник,обеспечивающих выразительность рисунка, обусловлен вынужденным поискомновых методов преподавания в связи с начавшимся в 1969-м году сокращениемчасов, отводимых на обучение рисовальным навыкам [116, с.
27, 28].Узкопрофессиональная специализация в рисовании внешне сохраняется:на старших курсах — четвертом и пятом — программа академического рисункавключает в себя заключительные разделы22, ориентированные по направлениямподготовки. Появляются циклы специализированных методических заданий, тематически связанных с будущими профессиями студентов.Однако данные задания не затрагивают сферу непосредственного применения рисунка в проектировании, оставаясь вполне самостоятельной областью станковой графики: так, будущие художники по тканям выполняют зарисовки растений, а будущие проектировщики интерьера рисуют интерьеры снатуры в музеях.
Основной особенностью заключительных разделов программобучения рисунку остается не специализация, а декоративность, основанная насочетании реалистического метода рисования с широким спектром возможностей уникальной графики (Рис. 28 – 31).Начиная с 60-х годов ХХ столетия в в системе профессиональной подготовки студентов художественно-промышленных вузов, а также будущих архи-48текторов, возникает ряд проблем, вызванных несогласованностью результатовпреподавания творческих дисциплин, формирующих художественные и профессиональные навыки.
Появляются научно-педагогические исследования, прямоуказывающие на необходимость реформирования структуры обучения студентовхудожественно-производственных специальностей в области изобразительногоискусства, в особенности, в области рисунка. Как упоминает в своем диссертационном исследовании «Рисунок как инструмент проектного мышления» (2006)М. В.
Горелов, еще «А. А. Дейнека утверждал необходимость создания “гармоничной программы обучения, которая ликвидировала бы разрыв в преподаваниирисунка, живописи и композиции по отдельности”» [25, с. 6], [28].Основной проблемой, обозначаемой в исследованиях на данную тему, является разобщенность целеполагания в преподавании изобразительного искусства и в преподавании проектирования по программам подготовки будущих художников для промышленности.
В значительной мере названная проблема видится и в подготовке художников-архитекторов.Российскими педагогами-новаторами в период после окончания Второймировой войны разрабатывается ряд методик обучения рисунку, среди которыхможно выделить тенденцию к популяризации рисования (Рис.
25), нашедшуюотражение в учебных пособиях П. Я. Павлинова — «Для тех, кто рисует. Советыхудожника» (1965), «Каждый может научиться рисовать» (1966), и тенденцию ксинтезу художественной и композиционно-проектной подготовки, наиболее полно раскрывающуюся в учебном пособии «Основы пластической культуры архитектора-дизайнера» А. П. Ермолаева, Т.
О. Шулики и М. А. Соколовой (2005).Примечательна преемственность данных методических разработок по отношению к наследию ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа.В пособиях П. Я. Павлинова отдельное внимание уделяется рисованию попредставлению [80, с. 75, 76], подчеркивается значение объемно-пространственного и линейного рисования конструкции изображаемых объектов, что особенноважно для архитектурного рисунка. В названном учебном пособии А. П. Ермо-49лаева, Т. О. Шулики и М. А. Соколовой намечаются пути применения рисунка иживописи в процессе поиска проектных решений [34, с.
305 – 317], предлагаетсясвоеобразная специализация рисунка как результат синтеза рисунка и проектирования. Смысл проектной задачи выявляется посредством графического поиска. Рисунок становится частью знаковой системы архитектурного проектирования, его универсальным художественным языком.Начиная с 1990-х годов в Московской государственной художественнопромышленной академии им. С. Г. Строганова (МГПХА им С.Г. Строганова) иСанкт-Петербургскойгосударственной художественно-промышленной акаде-мии им.
А. Л. Штиглица (СПбГХПА им. А. Л.Штиглица) в качестве средства подачи проектов начала применяться компьютерная визуализация (Рис. 33). Припомощи 3D-моделирования ― создания подробных виртуальных изображенийобъемно-пространственных объектов при помощи ряда специализированныхкомпьютерных программ ― выполняются проектные презентации по целомуряду направлений: графический дизайн, дизайн интерьера, дизайн среды, промышленный дизайн [95, с.
8].Модификация презентационной формы внесла разобщенность в преподавание дисциплин, ранее нацеленных, по словам К.С. Петрова-Водкина, на «...конечную цель школы — дать такое изображение, чтобы с него можно было воспроизвести в точности предмет изображенный» [116, с. 10]. Данная цель логически объединяла академический рисунок, специализированный рисунок и перспективу для художников промышленных специальностей (Рис. 32).В современной ситуации изменяется целевое назначение обучения названным дисциплинам. Сегодня цель обучения концентрируется не на создании итоговой проектной презентации, но на совершенствовании навыков быстрого эскизирования как абсолютно незаменимого инструмента проектной деятельностихудожника-дизайнера.
Наибольшей наглядности названная проблема достигает вобласти подготовки студентов квалификационной категории «бакалавр дизайна», профиль «дизайн интерьера», так как данное направление объединяет в50себе черты архитектурного проектирования и декоративно-прикладного искусства.Однако изменение целевого назначения рисунка по ряду профессиональных направлений не находит отражения в методологии учебного процесса подготовки дизайнеров.Преподавание рисунка будущим дизайнерам интерьераостается, по большей части, в рамках сокращенной академической системы,сложившейся во второй половине XX столетия.
Специализированному рисункупо-прежнему отводится роль завершающего раздела в общем курсе, знакомящемучащихся с декоративной графикой (Рис. 29 – 32) и мало связанном с профессиональными задачами. Это происходит в условиях перехода высшей школы вРоссии в соответствии с законом, принятым Госдумой РФ в 2007 году (закондействует во всех вузах страны с 2011 года) 23, на многоуровневую систему образования, что приводит к объективному сокращению сроков обучения.
В сложившихся обстоятельствах, требующих поиска новых методических форматов,необходимым фактором повышения эффективности преподавания рисунка становится его специализация по профилям подготовки студентов-дизайнеров.Ситуация в некотором роде напоминает обстоятельства становления художественно-промышленных вузов в России со второй четверти и до конца XIXстолетия, при которых существовала необходимость развития определенныхнаправлений профессионального рисования. Действительно, в то время, как исейчас, были важны конкретные навыки рисунка, ориентированного на специализированные художественно-производственные задачи. В ХIХ веке эти задачиопределялись потребностями зарождающейся промышленности, формирующими социальный заказ на мастеров-рисовальщиков.
На рубеже ХХ и ХХI вековразвитие строительной отрасли определило социальный заказ на подготовку дизайнеров архитектурной среды и интерьера, проходящую в условиях сокращения времени обучения и компьютеризации — факторов, снижающих уровеньрисовальной подготовки студентов. И в ХIХ веке, и в наши дни выполнение задач подготовки художников для промышленности, или, используя современную51терминологию, дизайнеров, достигается сменой методов обучения, характеризующихся вынужденным отказом от универсальности в пользу большей специализации педагогической системы.
(Данный отказ может представлять собой временное явление, способствующее формированию нового типа универсальности). Однако при внешнем сходстве ситуации сегодняшние условия направляютспециализацию в рисунке в сторону выработки графических приемов абстрактно-ассоциативного поиска образных решений в быстром эскизе, фиксирующем зарождение идеи [138, с. 7 – 11].Какими же методическими особенностями должен обладать специализированный рисунок для студентов-дизайнеров сегодня?В сложившихся обстоятельствах необходимым фактором повышения эффективности преподавания рисунка становится его бóльшая специализация понаправлениям подготовки студентов художественно-промышленных специальностей (с 2007 года — профили подготовки по направлению бакалавриата«Дизайн»).