Диссертация (Использование материалов литературного краеведения на занятиях по русской литературе в средних профессиональных образовательных организациях), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование материалов литературного краеведения на занятиях по русской литературе в средних профессиональных образовательных организациях". PDF-файл из архива "Использование материалов литературного краеведения на занятиях по русской литературе в средних профессиональных образовательных организациях", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Татищев [217]. Во второй половине XIX в. широко и многосторонне25осуществляли изучение народной России А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев и другиеисследователи особенностей русской народности [18; 33].Настоящим прорывом в становлении отечественного литературного краеведения стало образование в 1846 г. Русского географического общества, привлекшего к исследованию просторов России многих русских писателей, в дальнейшемсоздававших по собранным материалам яркие полотна из жизни русской провинции.В становлении и развитии литературного краеведения особую роль сыгралиотечественные литературоведы. В начале XX в. Б. Ф.
Адлером делалась даже попытка введения в программы по литературе этнографического материала [7]. Выделение литературного краеведения в отдельную отрасль было связано с именемН. К. Пиксанова, который внес серьезный вклад в дело практического изучениярусской культуры. Обращение Н. К. Пиксанова к вопросам литературного краеведения было связано с пробуждением в общественных кругах небывалого интересак простому народу и его культуре [168].
Еще в 1913 г. в статье Н. К. Пиксанова«Три эпохи» был намечен областной принцип в русской культурологии [170]. Однако особенно четко мысль о важности регионального подхода к изучению литературы стала звучать, начиная с 1923 г., когда в журнале «Искусство» была опубликована статья «Новый путь литературной науки» [167]. Окончательно и наиболее определенно областной принцип в изучении литературы нашел свое выражение в работах Н.К. Пиксанова «Областные культурные гнезда» [168] и И.
М.Гревса «Очередная задача краевого культуроведения» [56].Показательно, что Н. К. Пиксанов не делал различий между столичной ипровинциальной культурой. Более того, по его представлению, столичная культура обновляется за счет провинциальной. Выдвигая областной принцип изучениялитературы, он утверждал, что, подчиняясь централистским тенденциям, нашакультурологическая наука обычно имеет в виду лишь собственно столичную литературу, не учитывая того, что без учета областных культурных гнезд в ее развитии будет много непонятного.
Поэтому он выражает уверенность в том, что«принцип культурного областничества будет поддержан и оправдан. [168, с. 6].26Идеи Н. К. Пиксанова поддержали крупнейшие ученые-литературоведы П. Н. Сакулин, Н. Ф. Бельчиков и др. [193; 24].Особое значение в этом отношении имеют исследования, ведущиеся в области изучения творческой истории литературно-художественного произведения.Начиная с работы Н. К. Пиксанова о творческой истории пьесы А. С. Грибоедова«Горе от ума» [169], наше литературоведение пополняется все новыми и новымитрудами по истории создания шедевров русской литературы (например, «Война имир» Л.
Н. Толстого: создание великой книги» Э. Е. Зайденшнур) [76].В российской философской, этнографической, исторической литературенашли отражение важнейшие теоретико-методологические вопросы формирования соотношения этнической и национальной связи.
Достаточно вспомнить и отметить исследования Ю. В. Бромлея, А. Ф. Дашдамирова, В. В. Козлова, С. А. Токарева, Н. Н. Чебоксарова и других ученых [30; 60; 90; 220; 233].Серьезное значение для развития краеведения как науки в настоящее времяимеют достижения таких зарубежных ученых, как Ш. Бюллер, Ж. Пиаже и др.,которые были убеждены, что благодаря включенности в образ Я человека группы,образа времени и образа среды формируется образ мира как целостное образование в сознании индивида [35; 174].Общественно-политические события и социально-экономическая обстановка эпохи конца XX в., характеризовавшейся ростом национального самосознания,когда регионы старались опираться на собственный опыт и собственные традиции, определили новый стимул для развития отечественного краеведения.
Литературное краеведение, достижения региональной литературы стали одним изважнейших факторов, определяющих роль и место каждого региона в общенациональном контексте.Заметный след оставили известные исследователи 80-х годов прошлого векаП. В. Куприяновский и А. И. Лазарев, которые подробно представили предмет литературного краеведения через описание видов деятельности краеведа. В качествеодного из важных видов деятельности они выдвигают поиск материалов: описание мест, где проживал писатель, поиск предметов, объектов, получивших отоб-27ражение в его произведениях, записей старожилов, местных жителей, которыебыли знакомы с писателем, прототипов героев его произведений. Как П.
В. Куприяновский, так и А. И. Лазарев рассматривают краеведение не столько с филологической, сколько с культурологической стороны [114; 116].Во второй половине XX в. появляются научные исследования по вопросамлитературного краеведения Н. Н. Яновского, А. П. Казаркина, И. А. Дергачева[248; 85; 63] и др., в которых рассматриваются отдельные частные вопросы. Темсамым все более активно расширяется круг направлений исследования, связанныхс данной проблематикой.Трудно переоценить вклад в разработку проблем литературного краеведения, сделанный Н.
П. Анциферовым, труды которого современному литературоведению стали известны только в 90-е годы прошлого века. Он внес серьезныйвклад в разработку сущности и методики проведения литературных экскурсий.Литературной экскурсии Н. П. Анциферов придает исключительно большое значение, выделяя ее из всех других краеведческих мероприятий. Это, по его мнению, своеобразная иллюстрация литературного явления, объектом которого является слово. Он предлагает разные типы экскурсий: а) вспомогательная экскурсия:посещение уцелевшей дворянской усадьбы, поездка по родным местам писателя(главная цель таких экскурсий – дать представление о дворянском помещичьембыте); б) экскурсии с литературными иллюстрациями; в) биографические экскурсии; г) экскурсии по той или иной теме, когда в качестве комментария используются местные памятники культуры; д) экскурсии на природу или культурныекомплексы, имеющие значение при изучении литературы [14].Одним из серьезных достижений последних десятилетий в области литературного краеведения и определения места областной литературы в общенациональном историко-литературном процессе являются исследования Б.
А. Чмыхало,поставившего вопрос об установлении границ региональной литературы и выяснении ее специфических особенностей. Ссылаясь на суждения В. Г. Белинского опредставлении Москвы и Петербурга как о структурообразующих основах московской и петербургской жизни и мысль Н. К. Пиксанова о «горизонтальном се-28чении» литературы, Б.А. Чмыхало рекомендует рассмотреть литературный процесс как в хронологическом, так и в пространственном векторе [238].Серьезный научный интерес представляют для нас также работы и другихисследователей: К. В.
Анисимова, увидевшего особенности художественных текстов писателей в тематике и проявляющейся в их произведениях идее местности[11], и М. П. Жигаловой, показавшей значимость изучения славянских писателейв старших классах Беларуси и формирующих то славянское единство, без которого не может быть и сегодня общества гражданского согласия «целенаправленноеосуществление программы по литературному краеведению благоприятствуетформированию у старшеклассников осознанного понимания единства славянскихлитератур и культур» [71, с.
8], В. В. Абашева, открывающего своеобразную«геопоэтику» литератур регионов, имеющую своим предметом образы географического пространства [1].Одним из аспектов культурологического подхода в преподавании литературы является этнокультурная направленность данного подхода. Он способствуетвхождению обучающихся в область национальной культуры. Представление онациональном образе мира проявляется в философии, фольклоре, в литературе иискусстве.
Открывая миропонимание земледельца, кочевника, горца, обучающиеся приобщаются к ключевым ценностям и символам другой культуры, что раскрывает понятие «национальный характер».Использование культурологического подхода в изучении русской литературы призван обеспечить обучающимся возможность приобщения к богатствунациональной культуры, а через нее – к общечеловеческим ценностям и мировымкультурным традициям (работы Д. С. Лихачева, В.
А. Доманского, Р. Ф. Мухаметшиной) [124; 66; 178; 147].Нижегородский край, родина Минина и Пожарского, издавна привлекалвнимание крупнейших деятелей русского искусства и литературы. Нижегородские краеведы полагают, что разговор о литературной жизни Нижнего Новгородаследует начинать с XIV столетия российской истории, когда в 1377 г. в келье Пе-29черского монастыря монахом Лаврентием «со товарищи» была создана известнаявсему ученому миру Лаврентьевская летопись.Серьезных успехов в области краеведения добилисьнижегородскиеученые. У истоков нижегородского краеведения стоял Г.
С. Гациский,современник и единомышленник П. И. Мельникова-Печерского. Краевед, историк, публицист, общественный деятель, он явился основоположником архивногокраеведения в Нижегородской губернии. В 1867–1893 годах в Нижнем Новгородевыходил под его редакцией десятитомный «Нижегородский сборник» [48].В последние десятилетия успешно изучали Нижегородский край, его фольклор и литературу ученые Нижегородского государственного университета имениН. И.
Лобачевского (И. К. Кузьмичев, С. И. Сухих, К. Е. Корепова, В. Н. Морохини др.) [112; 113; 212; 213; 102; 103; 136].Различным аспектам краеведческой работы посвятили свои труды литературоведы Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Ю. М. Шеваренкова, В. В. Харчев, М. П.