Диссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева". PDF-файл из архива "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Петровский сквер, старинныепушки, древний якорь способствуют возвращению лирического героя в детство.А. В. Жигулин отмечает: «Зрительная моя память самая долгая и прочная, самаяне поддающаяся времени в сравнении со смысловой, слуховой и иными видамипамяти. Я, например, ясно и четко – как сейчас – помню такую картину. Сельскийкрестьянский двор.
Ворота растворены. Желтая солома на черной сухой земле.Слева – новая хата. Ее кроют камышом (еще видны свежие сосновые стропила). Внебе – грозовая темная туча. Кто-то держит меня за руку (я еще оченьмаленький)»2.Исследователи творчества поэта подчеркивают те детские ощущения,которые выявляют подробные детали картины: «Поразительно точные детали. Попрочтении этих первых строф невольно уносишься в далекую даль детства» 3.Детскиепрозренияоказываютсяистиннымиинеотразимыми.Памятьлирического героя позволяет сохранять в своем сознании детские переживания.А. В.
Жигулин подмечает те подробности, которые воспринимает ребенок:«Буксир натужно крякал, / Стараясь баржу за собой увлечь»4, «Запомнилисьсемечки вяза / На влажной и теплой земле: / Такие кружочки ни разу / Еще невстречалися мне»5, «Позеленевшее ведро, / Литое ржавое ядро, / Стальнойошейник для собак, / Екатерининский пятак, / Пустые ризы от икон, / Разбитыйдревний граммофон…»6.Детская восприимчивость позволяет впитать важные и ценные открытия,которые обладают весомой значимостью. Поэт отмечает, что «наверное, жизнь1Жигулин А.
В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – C.19.Жигулин А. В. Далекий колокол. – Воронеж, 2001. – С.425–426.3Ланщиков А. П. Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви…». – М., 1980. – С.108.4Жигулин А. Избранное: Стихи. – М., 1981. – C.19.5Там же. – С.203.6Жигулин А. В. Соловецкая чайка. – М., 1979. – С.162.240лишь в раннем детстве / Так первозданна и свежа»1. Любовь к детскимвоспоминаниям соединяются у героя с любовью к прошлому.Древний якорь в воронежском парке вызывает у героя растроганность инежность:С весенними цветами по соседству,Дрожащими на легком ветерке,Он так похож на светлый якорь детства,Что дремлет где-то в золотом песке.2Почему А.
В. Жигулин так ценит детское мировосприятие и детскоемироощущение? Связь с матерью, близость таинства рождения погружаютребенка в стихию рода. Взрослый же человек накапливает в своей душе элементыотдельности и обособления. Но когда человек приближается к другому таинству,таинству смерти, то в нем возникает благодатная потребность возвращения кдетским переживаниям и впечатлениям. Г. В.
Марфин пишет, что «попыткавернуться в детство связана с психологическим желанием героя восстановитьчистоту ощущения мира и веру в изначальное добро, которые были разрушеныжизнью»3.Мотив воспоминаний о детстве раскрывается А. В. Жигулиным встихотворении «Вот и жизнь пошла на убыль». Поэт вспоминает «малым-малымнесмышленышем себя»4. Это воспоминание «было лишь средство, при помощикоторого он стремился достичь главной для себя цели – погрузить читателя не вопределенное состояние, а в диалектику собственного чувства»5. Но это не тольковоспоминание об истоках и началах. Это воскрешение детского мироощущения.А.
П. Ланщиков, указывая на автобиографичность стихотворений А. В. Жигулина,выражает благодарность своего поколения «за такое пронзительное и достоверное1Жигулин А. В. Соловецкая чайка. – М., 1979. – С.247.Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – C.19.3Марфин Г. В. Человек и мир в лирике А. Жигулина (К проблеме периодизации творчества):дис. … канд. филол.
наук.: 10.01.01.– Воронеж, 2003. – С.129.4Жигулин А. В. Стихотворения. – М., 2000. – С.203.5Ланщиков А. П. Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви…». – М., 1980. – С.112.241воспоминание о нашем детстве»1. Однако И. Винокурова уточняет, что поэту«свойственна как бы предельная «конкретность» в этом вопросе, у него не найтистихотворений о детях «вообще», единственный «ребенок», который живет в егопоэзии, но живет постоянно, – это он сам»2.Между лирическим героем и природой царит полная гармония. У ребенкацепкая память, позволяющая воскресить мелкие детали детства, составляющиеопределенную ценность внутреннего мира героя.
Сознание лирического герояпознает мир как всеобъемлющую благодать. Зоркая и счастливая детскаянаблюдательность позволяет поэту различить «на изломах белых граней – солнцешумное вокруг». Особенно выразительна и точна именно эта деталь – «солнцешумное вокруг».Олицетворяя природу, поэт создает особое эмоциональное настроение,отображающее гармонию жизни. Оплодотворенное детским мироощущениемвзрослое сознание лирического героя проникает в смысловые глубины личного,родового и исторического бытия: «Жизнь моя! Сентябрь звенящий! / Время впрошлом торопя, / Все отчетливей и чаще / Вспоминаю я тебя»3. «Время впрошлом торопить» – это ключевое представление поэта, обладающего острымродовым сознанием. Торопить время в прошлом для А. В.
Жигулина – этопостигать переклички родственных судеб, аналогии в обжитых предками эпохах.Включать прошлое в настоящее и помещать настоящее в прошлое.Последняя мысль определяет пафос стихотворения «Упал снаряд исовершилось чудо». В стихотворении сопоставляются «древние знаки сражений ипобед» с ратной волей русского солдата времен Великой Отечественной войны.Древнего победителя представляет Георгий-Победоносец, изображение которогообнажилось на стене храма после взрыва снаряда.
И в этом храме «ладит лентумолодой солдат», пулеметчик. Ключевые слова стихотворения – «древний» и«молодой» – вводят проблематику рода и духовной наследственности.1Ланщиков А. П. Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви…». – М., 1980. – С.109.Винокурова И. Воля к просветленности // Октябрь. – 1978. – №4. – С.221.3Жигулин А. В. Стихотворения. – М., 2000.
– С.203.242Наследственность у молодого солдата восходит к воинской доблести ГеоргияПобедоносца. Фреска позволяет поэту восстановить связь времен, отобразитьисторическую взаимосвязь между солдатом и Георгием-Победоносцем. Победе,«отступлению проклятого супостата» способствуют истоки национальногопрошлого. А. В. Жигулин, акцентируя внимание на историю, употребляет старое,эмоционально окрашенное слово «супостат» вместо нейтрального «враг».Тема кровного родства, наследования опыта и духа предков – личная для А.В. Жигулина. По отцовской линии его предки – крепостные крестьяне,труженики, воины, бунтари, а по материнской линии он принадлежит кзнаменитому дворянскому роду Раевских.
Поэт стремится проникнуть к истокамсобственной судьбы.Слились во мне запретные две крови.Дворянка-мать. Отец – крестьянский сын.Потомок двух разгромленных сословий,Я представляю нынче их один.1В стихотворении «Предок» он обращается к временам татарскогонашествия. Участником тех исторических событий был его дальний пращур ИванЖигуля. «Собственная трагическая судьба позволяет лирическому героюперехватить эстафету у своего предка»2. А. В.
Жигулин утверждает, чтосудьбоносные знаки, родовой дух и воля формировались в лихие и свирепыевремена. Иван Жигуля был не в ладах с древнерусским государством:Он жег хоромы,Слуг царевых резал,Озоровал с людишками в ночи.За то на дыбе жгли его железомИ батожьем стегали палачи...31Жигулин А. В. Далекий колокол. – Воронеж, 2001. – С.204.Кантомирова А. Н. Пространство города в ранней лирике Анатолия Жигулина // ИзвестияВГПУ. – 2008.
– №10. – С.187.3Жигулин А. В. Летящие дни. Стихи. – М., 1989. – С.87.243Но эти испытания не истребили в беглом крепостном дерзкого духа инеукротимой воли. Тяжкие испытания не пошатнули в нем христианской веры. Акарающее государство не восстановило его против родного, пусть и немилогоотечества. Перед лицом вооруженного супостата он действует заодно сгосударством:А коль вдали набат звучал как стон,Он шел на смерть,На звон татарских сабель,Грудь осенив размашисто крестом.1О своем предке по линии отца, «крепостном бунтаре», вспоминает поэт и встихотворении «На Острожном бугре».
А. В. Жигулин отражает настоящее время,преломляя его в судьбе дальнего предка. Как отмечает Б. А. Успенский, у поэтанаходит отражение «синхронная авторская позиция, то есть автор находится какбы в том же времени, что и описываемый персонаж»2. Нет древнего города, нетострога, нет никакой видимой детали, но лирический герой воспринимаетсяпрошлое как настоящее.Сначала поэт рисует картину исторического прошлого, используя глаголыпрошедшего времени (был, томился, сидел), затем происходит смещение времени.«В исторической тематике поэт ищет те моменты, которые характеризуют иперсонажа, и современного лирического героя одновременно и в равной степени.А Жигулин своеобразно совмещает времена, накладывая их друг на друга» 3.Лирический герой глазами предка видит город, как «в глухой часовне светитсялампада», как шумит дубрава, качается фрегат, чернеет крепость.
Поэтпротивопоставляет тяжелые ветви дубравы фрегату, «как будто сделанному изхрусталя», черную крепость луне, которая «осыпает волны серебром». Креальности добавляются сказочные штрихи. Но у лирического героя не наступаетзабвения, так как время продолжает свой бег: «Как часовые у ворот темницы, /1Жигулин А. В. Летящие дни. Стихи. – М., 1989.
– С.87.Успенский Б. А. Поэтика композиции. – СПб., 2000. – С.124.3Марфин Г. В. Человек и мир в лирике А. Жигулина (К проблеме периодизации творчества):дис. … канд. филол. наук:10.01.01.– Воронеж, 2003. – С.72.244Без устали сменяются года»1. В звуках забиваемых свай поэт слышит «историишаги».