Диссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева". PDF-файл из архива "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Трагическое в общественной жизни ХХ века перекликаетсяс трагической судьбой поэта.В поэзии А. В. Жигулина память имеет философско-историческоесодержание. А. Т. Твардовский в стихотворении «Там – рядами по годам…»восклицает: «Память, как ты ни горька, / Будь зарубкой на века»4. В творчестве А.В. Жигулина мотив исторической памяти непосредственно связан с темойВеликой Отечественной войны.
Окружающая действительность сохраняетисторию.В своих воспоминаниях поэт отмечал: «Я часто вспоминаю войну, частообращаюсь к ней в творчестве, хотя сам не воевал, не успел по возрасту. Но я непросто видел войну. Я ее пережил. Мое сердце болело живой болью. Я видел1Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемыисторической науки. – М., 1969. – С.191.2Трубина Л. А. Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ века: Типология,поэтика: автореф.
дис.… докт. фил. наук: 10.01.01. – М., 1999. – С.38.3Жигулин А. В. Из разных лет, из разных далей. – М., 1987. – С.415.4Твардовский А.Т. Собр. соч.: В 6 т. – Т.3. – М.: Худож. литературара, 1978. – С.431.21врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба. Иона отразилась в моих стихах»1.ПервымстихотворениемАнатолияЖигулина,опубликованнымнастраницах многотиражной газеты «Революционный страж» в 1949 году, было«Два рассвета» («Тебя, Воронеж, помню в сорок третьем…»).
Поэт с ранних летиспытал на себе боль и трагедию войны. Она коснулась его, изменив его детство.«…А пришла война вот как, – вспоминает Анатолий Жигулин. – Из черногокруглого большого репродуктора объявили о ней. Взрослые почему-то оченьзаволновались. А я спокойно сидел на верхней ступеньке лестницы, ведущей набольшой балкон, на второй этаж дома…»2.Война изменила сознание людей, в том числе и детей. Владимир Соколовнапишет: «По книжкам учат школьники войну, а мы ее по сводкам проходили»3.Но судьба Анатолия Жигулина сложилась иначе.
Он действительно «хлебнулфронтовую беду». Его лирический герой ощущает себя непосредственным звеномв истории, он «участник большого огня».Если я не участник войны,Это граждане, вовсе не значит,Что страдания мне не больны,От которых и взрослый заплачет.4Поэту и его брату не досталось места в автобусе, который не доехал доВоронежа из санатория. Попадание бомбы. Никого не осталось в живых. Эта больдетской души запечатлена в его памяти навсегда. Спустя много лет А. В.
Жигулиннапишет стихи, в которых рассказывает о трагедии тех дней.Больше многих других потрясений,Что отпущены щедрой судьбой,Помню солнечный день предвесенний,Помню город разрушенный мой…11Жигулин А.В. Далекий колокол. – Воронеж, 2001. – С.165.Ланщиков А.П. Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви…». – М., 1980. – С.6.3«Идет война народная...»: стихи о Великой Отечественной войне. – М., 2010. – С.224.4Жигулин А.В. Летящие дни.
– М., 1989. – С.387.222Инверсия слов предвесенний, разрушенный мой передает глубину чувствапоэта. Лексическая анафора выделяет ключевое слово. Выразительность иточностьописанияразрушенногогородапоказываютисчезновениеидиллического пространства.
Преобладание отрицательно окрашенных эпитетов(разрубленных, зыбкий, незнакомый, притихший, суровый) отражает семантикусмерти. Смысловую нагрузку несут авторские тире и многоточие, выражаяглубину переживаний лирического героя, для которого война стала первымжизненным испытанием, «и вчерашний ребенок оказывается – до срока –повзрослевшим…»2.В его стихах воссозданы картины разрушения, раненые, убитые: «Вот идомик на улице узкой, / Но была за углом – пустота…»3.В этом домике в Воронеже оставались мать и сестренка поэта.
Но надеждане покидает отца поэта и детей. Они оставляют записку, что живы. О своихпереживаниях поэт напишет в «Черных камнях»: «Несколько лет после 42-го годамне снилось, что наш сгоревший дом каким-то образом цел. Да и сейчас ещеиногда бывают такие сны»4.Воспоминания о родном доме, детских годах возвращают лирическогогероя А. В. Жигулина к начальному, сакральному миру. Образ черных птицсоздает ощущение трагедии. Являясь символическим средством изображениямира, черный цвет в лирике поэта имеет семантику смерти. Зрелище обгоревшихтополей побуждает его прибегнуть к трагическому олицетворению, котороесоздает ощущение тяжелого безмолвия, предчувствия какой-то трагедии.Тополей обгорелые руки.Обнаженный пролет этажа...В первый разСодрогнулась от муки1Жигулин А.
В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.224.Залещук В. Все, чем живу и дышу… // Молодая гвардия. – 1978. – №11. – С.314.3Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.224.4Жигулин А. В. Далекий колокол. – Воронеж, 2001. – С.245.223Защищенная детством душа1.Поразительная строка – «защищенная детством душа».
Лирический геройребенок переживает боль народа и ощущает эту боль как свою. Нарушаетсягармония, война разрывает «оболочку» детского пространства. В. М. Акаткин,анализируя состояние души ребенка, пишет: «Вдруг спали все защитные покровы,отделявшие детское сердце от сурового мира, и пришлось узнать его до конца» 2.А. П.
Ланщиков отмечает, что «даже на «защищенную детством душу» поройнаваливалась усталость, побороть которую помогали лишь надежда на скоруютеперь уж победу и мечты о счастливом будущем…»3.Пространство довоенного города в стихотворениях А. В. Жигулинанаполнено радостью, комфортом, теплотой: «Был солнцем булыжник согрет»4;«Бегу босой по теплым плитам / К нагретой солнечной реке»5; «И приведи намост Чернавский / К раскатам солнечной воды»6.
Лирический герой ощущаетбеззаботность, пребывает в мире благополучия. В своих воспоминаниях поэтпишет: «Я любил бродить при теплом летнем солнце по сбегающим кЧернавскому мосту тихим, мощеным булыжником улицам»7.А. В. Жигулин восстанавливает в памяти образ города из своих детскихвоспоминаний. Как пишет А.
Н. Кантомирова, здесь время «наполнено событиямиособой эмоциональной реальности, соотносимой с определенным периодом –несколькими детскими годами и может быть охарактеризовано как сакральное,нетекучее, застывшее, неисторическое»8. Оно характеризуется «начальным»,«предшествующим началу отсчета эмпирического времени»9. Для лирическогогероя-ребенка каждая деталь имеет определенную значимость и жизненную1Жигулин А. В.
Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.224.Акаткин В. М. С мыслью о будущем // Подъем. – 1985. – № 6. – С.134.3Ланщиков А. П. Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви…». – М., 1980. – С.13.4Жигулин А. В. Соловецкая чайка. – М., 1979. – С.246.5Там же. – С.29.6Там же. – С.30.7Там же. – С.239.8Кантомирова А.Н. Образы пространства в лирике Анатолия Жигулина: дис. … канд.
филол.наук: 10.01.01. – Волгоград, 2009. – С.92.9Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 2000. – С.173.224ценность. В его глазах окружающий «мир – золотой, первозданный»1. Цветовыеэпитеты «серебряный», «золотой» придают городу облик мифического царства.Душа героя-ребенка защищена от таких переживаний, как страдание, боль,смерть, печаль: «никаких утрат и бедствий / Не хочет принимать душа»2; «О,видения детских лет, / Где казалось, что смерти нет!..»3. И 1937 год для ребенкабыл обыкновенным эпизодом жизни с «непонятной, неясной тревогой».В Большом толковом словаре город характеризуется как «крупныйнаселённый пункт, административный, промышленный, торговый и культурныйцентр района, области, округа» и «древнее поселение, огороженное укреплённойстеной; крепость»4. В историко-этимологическом словаре П.
Я. Черных указываетна взаимосвязь «города» с понятиями «укрепление», «ограда», «забор», «круг»,«окружность»5. Концепт города в художественном мире осмысливается как«амбивалентный символ, содержащий атрибуты старого и нового мира,объединяющий свет и тьму, мир природы и культуры, жизнь и смерть, свободу иограничение, искусство и обыденность»6.В лирике А. В. Жигулина городское пространство довоенного городапредстаёт как своеобразное место, которое несет в себе чувство добра, света,защищенности: «Приехала мать из Воронежа, / Из милой моей стороны. / Имысли притихли тревожные, / И вспомнились детские сны»7. Город детстваявляется для поэта «физической и духовной колыбелью»8, идеальным местом вжизни героя. Здесь лирический герой пребывает в единении с миром, получаетвнутреннюю помощь и поддержку.