Диссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева". PDF-файл из архива "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиИСАКОВА АЛЛА НАУМОВНАНАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА В ПОЭЗИИА. В. ЖИГУЛИНА И С. Ю. КУНЯЕВАСпециальность 10.01.01 – русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессорПономарева Татьяна АлександровнаМосква – 20192ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3-17ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………...18-149ГЛАВА1.НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯПРОБЛЕМАТИКАВЛИРИКЕ А. В. ЖИГУЛИНА ...............................................................................
18-751.1. Память войны как основа нравственной идентичности человека ................ 18-361.2. Мотивы рода и духовной наследственности .................................................. 37-511.3. Природный мир в лирике А. В. Жигулина ..................................................... 52-73ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ........................................................................................ 74-75ГЛАВА 2.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СУДЬБА И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ВПОЭЗИИ С. Ю. КУНЯЕВА ................................................................................ 76-1492.1.Образроднойземли.МотивыпамятиизабвениявлирикеС. Ю. Куняева……………………………………………………………………..76-972.2. Мотив странствий и перемен: «свое» и «чужое» в поэтическом мире С. Ю.Куняева ....................................................................................................................
98-1162.3. ФеномениконцепцияприродыСибири,диалектикателесногоидуховного………………………………………………………………………..117-1322.4. Национально-историческая проблематика и гражданский пафос лирикиС.Ю. Куняева………………………………………………………………………133-147ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 .................................................................................... 148-149ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................. 150-159СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................
160-176ПРИЛОЖЕНИЕ А .............................................................................................. 177-1813ВВЕДЕНИЕЛитература шестидесятых – восьмидесятых годов ХХ века отмеченанеобычайным подъемом творческой активности, обусловленной социальнополитическими обстоятельствами «оттепели». Время после 1953 года былоэпохой утверждения личностного самосознания, освобождения от догматики инормативности, повеяло духовной свободой.Идеи и настроения «оттепели» предопределили поэтический «взрыв»шестидесятых. Осенью 1955 был проведен всесоюзный День поэзии, а с 1956 годастал выходить альманах «День поэзии», устраиваются вечера поэзии вПолитехническом музее, поэты читают стихи у памятника Маяковскому иПушкину.Поэзияиндивидуальностей,1960-1980-хотличаетсяжанрово-стилевыхмногообразиемнаправлений,творческих«промежуточных»художественных феноменов – лирика «фронтового поколения», авторская песня,«громкая» или «эстрадная поэзия», «тихая лирика», рок-поэзия, философскомедитативная лирика.
В поэзии стал слышен голос личности, индивидуальности.Поэтическая картина второй половины ХХ века является постояннымобъектом исследования современного литературоведения, но, как правило,центром внимания становятся либо крупные поэты – А. Т. Твардовский, Б. Л.Пастернак, И. А. Бродский, Ю. П. Кузнецов и некоторые другие, либо новыепоэтические веяния, связанные с постмодернизмом. Многие значительныепоэтические имена оказались полузабытыми.
Художники второго ряда, втворчестве которых проявляются основные тенденции поэтического процесса иособенности мировосприятия шестидесятничества, нередко остаются вне полязрения современной литературоведческой науки, насущная задача которойзаключается в создании целостного представления о литературном процессепрошедшего столетия. Это обусловливает научную актуальность настоящегоисследования.Во второй половине 1960-х годов в русской поэзии заметным явлениемстановится «тихая лирика». Она была непосредственно связана с происходящими4переменами в стране.
В этом поэтическом направлении воплотилось стремлениечеловека найти свою опору в национальной истории, в русском мире.Название «тихая лирика», несмотря на многочисленные протесты авторов,закрепилось за этим явлением в противовес «громкой», «эстрадной» поэзии. Напоэтическую сцену пришли самобытные талантливые поэты: Владимир Соколов,Николай Рубцов, Станислав Куняев, Анатолий Жигулин, Глеб Горбовский,Анатолий Передреев, Алексей Прасолов, Ольга Фокина и другие.«Тихой лирике» не были свойственны громогласные восклицания,утверждения.
Она следовала традициям русской классической поэзии, стремясьпостигнуть гармонию человека и мира, понять мироздание, воспринимая человекакак часть универсума. Эти поэты «попытались проникнуть в самое что ни естьмолекулярное строение природы, общества и души, сфокусировав свою оптику натончайших нюансах, переливах, полутонах»1. «Тихие лирики» искали основанияистории в её прочности, неуничтожимости, «вечности».
Им важно было найти всвоем отдельном опыте частичку всемирной универсальной связи и, тем самым,преодолеть личную замкнутость, выйти к всеобщим основам «природы, родины,семьи»2. Ведущим в их творчестве является мотив возвращения «к истокамнародной культуры, нравственно-религиозного, а не социально-политическогообновления»3.
«Память возвращается, как птица, / в то гнездо, в которомродилась», – писал Н. М. Рубцов4.В лирике поэтов этого направления нет намеренного стремления кформальнойновизне–экзотическихрифм,ритмическихнарушений,разностопных строк. В своем творчестве они обращаются к личностнопсихологической тематике, рисуют картины неброского русского пейзажа. Ихзадушевная, негромкая музыка русской речи, спокойная интонация, простота1Чупринин С.
Крупным планом. Поэзия наших дней: проблемы и характеристики. – М., 1983. –С.32.2Мусатов В. В. Художественные традиции в современной поэзии. – Иваново, 1986. – С.68.3Лейдерман Н.Л. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн.2: Семидесятые годы (19681986). – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С.33.4Рубцов Н.М. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников. – М.:ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – C. 163.5поэтического синтаксиса привлекали внимание читателей. Представителей«тихой лирики» объединяет общий взгляд на систему моральных и нравственныхкоординат.
«Все они абсолютно разные, друг на друга не похожие, но всех ихобъединяет одна почва. Эта почва родины, природы»1.«Тихаялирика»посвоейсутибылаявлением,противостоящимофициальной идеологии, хотя они не были ни бунтарями, ни диссидентами.Поэты воспевали не революцию, а воплощали в своем творчестве национальноесознание русского народа, вечные нравственно-религиозные ценности. «Тихие»лирики и близкие им «деревенщики» обращались к древней истории России, квеликому прошлому Отечества, проецируя его на настоящее, раскрываяособенности исторического пути России.
Они подчеркивали свою связь с малойродиной, указывали на значимость духовности в человеческой сущности,литературе, обществе.Исследуя идейно-эстетические искания поэтов «почвенного направления»,В. Н. Бараков отмечает социальные причины, определившие основу «почвенной»идеологии: «противоречивая действительность, в которой было и духовноеподвижничество, и процесс не только физического разрушения российскойдеревни, но и нравственного опустошения народа»2.Особенностью «тихой лирики» является «тайна», «тайна жизни, тайнадуши, сокровенно хранящей в заветных глубинах нерастраченные силы добра илюбви, невостребованную – пока не востребованную! – мощь»3.
Это попыткапроникнуть в мироздание, раскрыть сокровенное в человеке и природе, что ещераз указывает на неисчерпаемость бытия. «Тихая лирика» ненавязчивонапоминала о возвращении к традиционным национальным ценностям, к «почве»,к «корням». Поэты предложили взглянуть на изначальную красоту мира, гдеБараков В.Н. Почвенное направление в русской поэзии второй половины ХХ века.Типология и эволюция: дис … докт. филол. наук: 10.01.01.