Диссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева), страница 13

PDF-файл Диссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева), страница 13 Филология (55127): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева) - PDF, страница 13 (55127) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева". PDF-файл из архива "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.180.4Истогина А. Я. Цветущий терновый венец: Творчество Анатолия Жигулина. – М., 2000. – С.78.59своей души: «Вот и снова мне осень нужна»1; «Голубеет осеннее поле»2; «Дивной,неведомой силы / Русская осень полна»3, «Холодное сонное желтое утро. / Летятпаутинки в сентябрьскую высь.»4. Печальная, размеренная, минорная интонациясвойственна многим жигулинским произведениям. В стихотворениях же С. Ю.Куняева осенняя пора пронизана холодом, категоричностью: «дыханье осенисквозит»5, «синий холод осеннего неба»6, «стоит крушина краснолистая, / листомпоследним трепеща»7, «в осеннем озаренье, / когда листва гудит, как медь»8,«горит листва, прощаясь с октябрем»9.В описании пейзажа у А.

В. Жигулина нет полного спектра цветовой гаммы,при скупости красок для него характерна детальность элементов. «Эти скупыепятна цвета лишь подчеркивают пустующий простор, и осеннюю обнаженность, иневозмутимое постоянство вечности»10. Через описание осени А. В. Жигулинпередает глубину своих чувств, переживаний, что открывает особый характермироощущения поэта. Как верно подметил Г. В. Марфин, «…пейзажи поэта несутна себе отсвет истории, и каждая деталь прочитывается дважды: как реальнаядеталь мира и как знак, несущий время»11.Здесь нет «ни лихих экспериментов с ритмикой и лексикой, ни свежегографического рисунка строк и строф, ни экстравагантных, будоражащих рифм, нидерзких метафор»12. Но поэт отображает каждую деталь очень точно ивыразительно.

Простые по форме высказывания показывают индивидуально1Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.163.Там же. – С.213.3Там же. – С.196.4Жигулин А. В. Стихотворения. – М.,1976. –С.84.5Куняев С. Ю. Избранные произведения. – Т.1. – М., 1998. – С.188.6Там же. – С.241.7Там же. – С.28.8Там же. – С.61.9Там же. – С.103.10Аннинский Л. Полярные цветы А.Жигулина [Электронный ресурс] / Л.Аннинский // Режимдоступа: http://www.anninsky.ru/polyusa-1971-1977/polyarnye-tsvety-anatoliya-zhigulina.html(датаобращения 27.10.2016)11Марфин Г.

В. Человек и мир в лирике А. Жигулина Жигулина (К проблеме периодизациитворчества): дис. … канд. филол. наук:10.01.01. – Воронеж, 2003. – C.181.12Чупринин С. И.Крупным планом: Поэзия наших дней: проблемы и характеристики. – М.,1983. – С.149.260неповторимые события, переживания, действия. В. Курбатов подчеркивает, что А.В. Жигулин «не изостряет ум для тонкости или красоты построения.Изощренности интеллекта он предпочитает гармоническую запись чувства»1. Встихотворении, написанным четырехстопным дактилем, наблюдаем самыеобщеупотребимые рифмы: «часе» – «запасе», «воды» – «скирды», «видней» –«дней», «пруда» – «вода». Лексика, синтаксис, ритмы, образы остаются точнымии выразительными.Поэтупотребляетпростые,традиционныевыразительныесредства,использует обычные слова, традиционные размеры, в его стихах нет «словесной иметрической неожиданности»2.

Как пишет сам А. В. Жигулин, «нет такойтворческой задачи, для решения которой потребовались бы «неклассические»размеры».3 Благодаря такой простоте и искренности достигается «большаяпристальность взгляда и чуткость душевного движения».4 Почти все фамилии иимена в его стихах подлинные. Иногда образ лирического героя поэт создавал изнескольких прототипов, прообразов. А.

В. Жигулин не только писал о конкретныхлюдях, но и конкретных действиях, событиях.Ю. М. Лотман отмечает, что «стиховая структура выявляет не просто новыеоттенки значений слов – она вскрывает диалектику понятий, ту внутреннююпротиворечивость явлений жизни и языка, для обозначения которых обычныйязык не имеет специальных средств»5. Л. И. Лавлинский, исследуя поэтическиеритмы А. В. Жигулина, пишет: «Однообразна ли русская природа, монотонна ливековая печаль ее полей, оврагов и перелесков, мглистых и неоглядных далей?Можно по-разному ответить на этот вопрос, но глаза российского поэта искониучились находить в родном пейзаже неистощимое богатство цветовых иритмических оттенков»6.1Курбатов В.

«Все в этом мире ново…» // Литературное обозрение. – 1977. – №11. – С.69.Аннинский Л. Цена милосердия // Юность. – 1983. – № 1. – С.94–96.3Цит. по: Чупринин С. Свет предосенний // Литературное обозрение. – 1982. – №4. – С.44.4Чухонцев О. Стихи Анатолия Жигулина // Юность. – 1977. – №9. – С.78.5Лотман Ю.

М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. – Л., 1972. – С.46.6Лавлинский Л. И. Мета времени, мера вечности: статьи о современной литературе. – М., 1986.– С.23.261«Стихи Жигулина наделены интонационной гибкостью, они как протяжныехороводные песни – вроде бы и похожи, ан – нет: каждая на свой лад, со своимнастроением, со своей интонацией»1. Его поэтический ритм способствуетусилению интонационно-синтаксической экспрессивности речи.

Л. А. Аннинский,исследуя особенности лирики А. В. Жигулина, подчеркивает, что поэт «несцепляет слово со словом, он создает словами общий ритм, сходный с дыханием;этот ритм слит с рассказом о предметах и событиях; он как бы обтекает,обволакивает предметы; это не ритм произносимых слов, а «ритм бытия», вкотором отдельные слова «не слышны». <…> <Жигулин> входит в ритм строки сполувздоха. Столь же мягко и выкатывается из строки – долгим затихающим эхомбезударных. Так создается удивительный жигулинский ритм-дыхание»2.Созерцая природу, лирический герой А. В. Жигулина острее ощущает ипознает свою национальную самобытность. Человек неотъемлем от природы.«Сам писатель выступает носителем национального характера, национальноесвоеобразие становится органическим свойством самого творчества»3.Как писал Л.

И. Лавлинский, «путь к любой победе лежит через одолениепреград, мучительно-сложных, казалось бы, вовсе неодолимых. А эти преградыимеют обычно отнюдь не поэтическую, грубую внешность. Но для настоящегопоэта и беда тоже является условием, помогающим выявить цельность характераи мужество»4. Преодоление жизненных испытаний, обретение духовнойстойкости нашло отображение в стихотворении «Береза».Березу можно отнести к одним из символов, обозначенных Ю. М.Лотманом: «Символ связан с памятью культуры, и целый ряд символическихобразов пронизывает по вертикали всю историю человечества или большие ееареальные пласты»5. А.

А. Фет, анализируя состояние души, задумываясь над1Михайлов Ал. Собеседники. Статьи. Очерки. Портреты. – М., 1985. – С.255.Аннинский Л. Цена милосердия // Юность. – 1983. – № 1. – С.96.3Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. – М.,1983. – С.306.4Лавлинский Л. И. Мета времени, мера вечности: Статьи о современной литературе. – М., 1986.– С.22.5Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст – семиосфера – история.

– М., 1999. –С.123.262смыслом бытия, советует: «Учись у них – у дуба, у березы»1. Для А. В. Жигулинаобраз березы также является особым ориентиром, учителем. Он восклицает:«Буду спокойней и проще. / Буду учиться всерьез / У фиолетовой рощи / Дымныхфевральских берез»2. Несомненно, дерево преподнесло урок преодоления смерти.Образ-символ березы противостоит холоду и хаосу Колымы: «На картинежелтели / Луга и покосы. / Над рекой у затона / Стояли березы. / <…> / И березыхудыми / Руками качали, / И коровы мычали, / И люди кричали»3. Изображаяпротивостояние природы и человека, А. В. Жигулин констатирует определенныежизненные факты, показывая необходимость действия, какого-либо изменения,ведь «спилили дерево не зря»4.

Он оживляет картину. У него не только люди, но иокружающаяприродачувствует,переживает.Используяхудожественноеолицетворение («береза медленно пошла», «ветры могли свалить», «дереводрожало»), поэт с болью описывает спиленное дерево, хотя понимаетнеобходимость действия. Щемящее сожаление наполняет душу, когда береза«звеня сосульками, дрожит». Он успокаивает себя, становится привычнымсрезанная береза, ведь это одно только дерево среди огромной тайги.

Как любойчеловек, так и лирический герой постепенно привыкает к каким-либо печальнымпеременам:И, как глухой сибирский лес,Как дальний окрик паровоза,Нам стал привычен темный срез —Большая мертвая береза5.Через олицетворение дерева А. В. Жигулин вникает во внутренний мирчеловека. Береза – образ-символ преодоления смерти. А. Я. Истогина пишет, что«лучшие стихи, при внешней их «описательности», – это глубокие поэтические1Фет А. А. Стихотворения. – Ленинград, 1956. – C.27.Жигулин А.В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.281.3Там же. – С.82.4Там же. – С.91.5Там же.263символы,знакиопределенныхчеловеческихценностей,своегородараспространённый художественный образ»1.Поэт не пропускает ни одной важной детали, как «зиме еще сто лет мести»,так и заключенным еще «сто раз пройти» мимо срубленного дерева.

Жизнь влагере существует во времени и заполнена однообразным трудом. Все деталиподчинены друг другу и отображают картину человеческого бытия. Драматизмпроисходящего подчеркивается эпитетами, метафорами. Для лирического героязвук паровоза становится привычным «окриком». Но лирический герой сприходом весны наблюдает парадокс бессмертия березы.Береза старая жила,Упрямо почки распускались.На ветках мертвого стволаСережки желтые качались!..2Стихотворение, написанное четырехстопным ямбом, не пестрит красками.Л.

А. Аннинский пишет: «Жигулин на цвета скуповат: у него обычно два-трицветовых пятна по контрасту лишь оттеняют простой черно-белый рисунок»3.Желтые сережки указывают на возрождение березы. Желтый цвет у автора имеетличную семантику. Это цвет, дающий жизнь, несущий радость и перемены: «И вжелтом пламени лесок»4; «Каждый жёлтый цветок – словно малое робкоесолнце»5; «Желтоватые покосы»6; «Это дыхание желтых берез»7.У А. В. Жигулина описание природы служит философскому осмыслениюжизни.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее