Диссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева), страница 16

PDF-файл Диссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева), страница 16 Филология (55127): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева) - PDF, страница 16 (55127) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева". PDF-файл из архива "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 16 страницы из PDF

Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.327.Мальгин А. Память души // Молодая гвардия. – 1983. – №11. – С.281.3Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.191.273В своих произведениях А. В. Жигулин утверждает значение памяти.Лирическийгерой,преодолеваяиспытания,трудности,возвращаетсякпережитому, сохраняя при этом духовную нравственность и чистоту.Размышляя о природных переменах и константах, А. В.

Жигулин проникаетв исходные механизмы бытия и человеческой судьбы. Общение с природойочищает и просветляет душу лирического героя. В этом процессе герой ощущаетсчастливую окрыленность, обретает благодатное чувство свободы. Лирическаярефлексия позволяет выявить сходство событий и состояний природного мира смиром человеческой души и судьбы. Герой поэта чутко и благодарновоспринимает те импульсы и указы, которые исцеляют его душу от сомнений инедугов, способствуют восхождению к подлинным ценностям и идеалам.74ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1В поэтическом творчестве А.

В. Жигулина доминантной является семейнородовая, социокультурная и философская проблематика, объединённая темойродины.В конце 1950-х – начале 1960-х годов А. В. Жигулин стал известен как поэт«сурового Севера», а в конце 1960-х годов – как «певец мягко-русскогопейзажа»1, как философ природы, поэт «малой родины»: «Жигулин, будучипоэтом России, не стыдится быть певцом воронежского края, его белоствольныхберезовых рощ и степного полынного ветра…»2.

География поэтических мотивови образ пространства в его творчестве со временем расширяются. Это нашлопоэтическое отражение в лирике: «И я люблю одной любовью / Тайгу и отчиеполя. / Одной душой, одною кровью / Любовь оплачена моя»3. С тихой грустьюон вспоминает и о лесах Сибири и о степях Среднерусской полосы: «И дорог мнелесок далёкий, / И дух степного ветерка, / И этот суслик одинокий, / Российскийбрат бурундука»4.Стиль, интонация произведений конца 60-х годов позволили критикамговорить об эволюции в творчестве поэта. Исследователи поэзии А.

В. Жигулинаподчеркивают этот «сдвиг в новое начало»5, «перелом»6, момент «конфликтамежду прежним Жигулиным-рассказчиком и новым Жигулиным-исповедником»770-х годов.В каждом сборнике поэта, сопряженная с темами памяти, истории страны ирода, звучит лагерная тема. С ней связан мотив работы, характерный для«громкой поэзии» 60-х, наглядным примером тому служит поэма Е. А. Евтушенко«Братская ГЭС» (1965). А. В. Жигулин вводит мотив подневольной работы с ее1Аннинский Л. Цена милосердия // Юность.

– 1983. – № 1. – С.94.Акаткин В.М. Свет надежды // Подъем. – 2000. – № 2. – С.199.3Жигулин А.В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.338.4Там же. – С.339.5Лавлинский Л.И. Не оставляя линии огня. – М., 1975. – С.88.6Ланщиков А.П. Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви…». – М., 1980.– С.54.7Там же.275особым и одновременно вечным смыслом: «Нас всех захватила работа, / Увела отневзгод земных…», «Вы когда-нибудь знали / Такую работу?», «Прямая связь: /Работа – хлеб».ОстапенкоИ.В.выделяетпреобладаниеэкзистенциальныхионтологических мотивов в творчестве поэта 70-х годов1.

Как отметил А. П.Ланщиков, «душа поэта в своей лирической исповеди открывается не другойчеловеческой душе, а самой природе, из которой и черпаются живые образы дляпроявления собственного чувства»2.Для поэзии А. В. Жигулина характерны отсутствие символики, скудостьтропов,простотаречи,сюжетность,точностьдеталей.Черезэпитеты,метафорическое построение образа поэт выявляет скрытую связь явлений,единство мира: «пожары войны», «тихое солнце», «белые руки берез», «летящиедни», «хрупкая звезда», «судьбы незабытый свинец», «уходящее время», «тихаяпечаль».

Стихотворения А. В. Жигулина – это ценный строительный материал,который кладется в определенном порядке, образует стену, «в которой всекирпичи крепко сцементированы, где они выполняют общую работу» 3.Воспроизводя предметный мир в его временных и пространственныхрамках, поэт раскрывает особенности национальной культуры и менталитета.1Остапенко И.В. Природа в русской лирике 1960–1980-х годов: от пейзажа к картине мира:монография. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2012. – С.22.2Ланщиков А.П.

Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви…». – М., 1980.– С.50.3«Дорогой Анатолий Михайлович!..»: Письма А. Жигулина А. Абрамову. – Воронеж: НАУКАЮНИПРЕСС, 2011. – С.42.76ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ СУДЬБА И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ВПОЭЗИИ С. Ю. КУНЯЕВА2.1.Образ родной земли. Мотивы памяти и забвения в лирикеС. Ю. КуняеваТермин и понятие «самобытность» в науке последней трети ХХ векаприобрели принципиальное значение. В культурологических, социологических ифилософско-эстетических трудах понятие самобытности оттеснило на второйплан проблематику традиционности и модернизации, включив эту проблематикув собственную парадигму. В словаре «Культурология.

ХХ век» С. Я. Левит даетследующееопределениефеноменусамобытности:«Самобытность–существенное и постоянное проявление тех компонентов культурного достоянияданного общества, которые оказываются функционально необходимыми на новыхэтапах его существования, обеспечивая его самосохранение и идентичность привсех изменениях в нормативно-ценностной и смысловой сферах»1.Духовная сопричастность России, утверждение ее самобытности – это ифундаментальная составляющая поэзии С.

Ю. Куняева, определяющая все другиепристрастия и предпочтения поэта, это его исходный импульс, и это его высшаяцель. С. Ю. Куняев пронзительно ощущает Россию в своем сердце и неутолимостремится обрести ее. В своих стихотворениях он постоянно акцентируеткровную, родовую связь с Россией. Его любовь к родине столь трепетна,пронзительна, что будто бы каждый миг рождается заново. И эта любовьвоспринимается поэтом безоговорочным и всеобъемлющим условием его жизни.О. Шестинский подчеркивает, что «Ст. Куняев пишет о Родине, о России так, чтоощущаешь неотделимость его человеческой сущности, его духовного мира отзабот, радостей, побед, раздумий Отечества»2.12Левит С.Я.

Культурология. ХХ век. Словарь. – СПб., 1997. – С.394–395.Шестинский О. Свидетельство очевидца // Знамя. – 1983. – №1. – С.229.77В поэзии 1960 – 1980-х годов Станислав Куняев «остро и напряженночувствуетисознаетсвоюнациональнуюсамобытность.Национальноесамоопределение поэта – это первооснова, абсолютный принцип, через призмукоторого он воспринимает и оценивает все то, что наблюдает в самом себе, вокружающем мире, во Вселенной»1.

Можно сказать, что проблематиканациональной самобытности, судьба родины преобладают в его творчестве.Концепт «родина» является одним из значимых и ключевых концептов в«патриотической триаде «родина, отечество, отчизна»2. Термин «концепт»получил широкое распространение в середине ХХ века. С. А.

Аскольдов-Алексеевв статье «Концепт и слово» впервые раскрыл сущность концепта как «мысленноеобразование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множествопредметов одного и того же рода»3. В современной науке существует триосновных подхода к осмыслению сущности концепта: лингвистический,когнитивный и культурологический. Д. С. Лихачев в статье «Концептосферарусского языка» вводит понятие человеческой «идеосферы», утверждая, чтоконцепт «является результатом столкновения словарного значения слова сличным и народным опытом человека»4. Значимые слова для русского человекавзаимосвязаны с особыми событиями национальной истории и самобытнымрусским характером. В.З. Демьянков характеризует концепт как «инструмент,позволяющий рассмотреть в единстве художественный мир произведения инациональный мир»5.В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.

И. Даля слово«родина» – это «родимая земля, чье место рождения», а в обширном значении –1Гаврилов В.А. Проблематика национальной самобытности в поэзии Станислава Куняева[Электронный ресурс] / В.А. Гаврилов // Режим доступа: http://www. parus.ruspole.info/node/4026(дата обращения 07.10.2016)2Воркачев С.Г. Слово «Родина»: значимостная составляющая лингвоконцепта // Язык,коммуникация и социальная среда. – Воронеж, 2006. – С.26–36.3Аскольдов С.А. Концепт и слово. – М., 1997.

– С.269.4Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. – СПб: БЛИЦ, 1999. – С.151.5Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке //Вопросы филологии. – 2001. – №1. – С.47.78«земля, государство, где кто родился»1. Родина для С. Ю. Куняева – высшийпостулат и аксиома. Мысль о ней вызывает подъем интеллектуальных иэмоциональных сил. С. Ю. Куняев подчеркивал: «Самое главное для писателя,погружающегося в историю Родины, – это понять характер своего собственногонарода. Чтобы правильно оценить все достоинства, все недостатки, все тупикиили причины каких-либо исторических взлетов, которыми так полна русскаяистория, нужно понять русского человека»2.

Поэт способен «видеть отечество и вславе, и в бесславье»3. Идея родины определяет внутреннюю жизнь поэта, егоэтические принципы и приоритеты, обусловливает религиозную накаленность истрастность его отношений с миром. Причем, эта религиозная страстностьпроступает даже в тех стихотворениях, где поэт ведет полемику с догматамихристианства.Например, в стихотворении «Подымешь глаза к небесам» (1975)лирический герой размышляет о Христовом воззвании «возлюбить врагов»,«жить, как вольные птицы». Сердце поэта открыто этой проповеди, онсочувствует ей. Но его смущает созерцательность, её недостаточность для мира,по которому, то и дело «черные дни ползут». Эпитет черный акцентируетвнимание на образе земли («и черна, и влажна»).

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5302
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее