Диссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева". PDF-файл из архива "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Народная песня в творчестве Жигулина // Наследие А.Н.Афанасьева и проблемыего изучения. – Воронеж, 2003. – С.146.4Марфин Г. В. Человек и мир в лирике А. Жигулина (К проблеме периодизации творчества):дис. … канд. филол. наук: 10.01.01.– Воронеж, 2003. – С.137.249моя собственная мелодия. Я обнаружил, что многие свои стихи я могу петь – какпесни или романсы»1.В творчестве поэта существует немало стихотворений, названия которыхуказывают на их музыкальность: «Романс», «Колымская песня», «Летящие дни»,«Весенняя песня синицы…», «Песня счастья и песня любви…». Д. Голубков,рецензируя сборник поэта «Прозрачные дни», замечает в стихотворениях«романсно-песенноесладкозвучиемногихзачинов»2.В.М.Акаткинподчеркивает, что «каждое новое произведение А. Жигулина – это новая ноталирической симфонии <…>.
Думается, многие из них будут положены на музыку– всем своим строем и образностью, преобладающей стихией выражения, а неизображения они подготовлены к этому»3.А. В. Жигулин воссоздает мир, который в настоящее время уже несуществует, но продолжает сохраняться в сознании героя: «Как будто время неушло, / А навсегда во мне осталось. / <…> / Наверно, так уж мы живем – / Нетолько нынче, / Но и в прошлом»4.
В стихотворении «Ах, мама, мама! Как тыпела, мама!» глубинная связь с родителями выражается в памяти о материнскойпесни. Поэт ощущает ошеломляющую реальность материнского пения, так чтоподлинная действительность отступает и его «сердце стынет в горьком полусне» 5.Вместе с тем он терзается сознанием того, что «ушло навеки все, что былоблизко». Но это забвение совсем не означает отпадения от прошлого.Забытая мелодия о васильках так волнует поэта, что становится центром еговнутреннего мира. Лирический герой грезит об этой недосягаемой мелодии. Онодновременно переживает и ее недоступность, и ее предельную реальность. Тутуместна аналогия с представлением верующего человека о Боге: Бог инедосягаем, и вместе с тем вездесущ. Хотя лирический герой упорствует впокаянии за собственную забывчивость («забыл слова из песни материнской,1Жигулин А.
В. Из разных лет, из разных далей. – М., 1987. – С.425.Голубков Д. Душа-победительница // Молодая гвардия. – 1971. – № 7. – С.282.3Акаткин В. М. Тревожный покой // Подъем. – 1971. – № 5. – С.139.4Жигулин А. В. Соловецкая чайка. – М., 1979. – С 292.5Жигулин А. В. Стихотворения. – М., 2000. – С.93.250забыл…»1), но он все-таки проникнут музыкой материнского пения. «Лишьвасильков – косою не скосить», – восклицает поэт, ощущая благодатноеутешение.В стихотворении «Родители» А.
В. Жигулин в своей памяти возвращается вдетство. Для ребенка пространство дома – это защита, своеобразная крепость, мирдобра и любви. Как отмечает В. С. Непомнящий, «дом – жилище, убежище,область покоя и воли, независимость, неприкосновенность. Дом – очаг, семья,женщина, любовь, продолжение рода, постоянство и ритм упорядоченной жизни,«медленные труды». Дом – традиция, преемственность, отечество, нация, народ,история. Дом, «родное пепелище» – основа «самостоянья», человечностичеловека, «залог величия его», осмысленности и неодиночества существования.Понятие сакральное, онтологическое, величественное и спокойное; символединого, целостного большого бытия»2.Феномен дома можно соотнести с различными гранями жизни человека. В.Н.
Топоров и В. В. Иванов рассматривают концепт дома в традиционном длярусской культуры противопоставлении – «свое» и «чужое» пространство. Ю. М.Лотман подчеркивает, что «каждый существенный культурный объект, какправило, выступает в двух обличиях: в своей прямой функции, обслуживаяопределенныйкругконкретныхобщественныхпотребностей,ив«метафорической», когда признаки его переносятся на широкий круг социальныхфактов, моделью которых он становится»3. Дом является символом русскогонационального быта, способствует возвращению к обычаям, традициям,нравственным ценностям. Он создает ассоциацию чего-то близкого, родного,сакрального, судьбоносного.1Жигулин А.
В. Стихотворения. – М., 2000. – С.93.Непомнящий В. С. Пушкин. Избранные работы 1906-х – 1990-х гг.: Т.1. Русская картина мира.– М., 2001. – С.26.3Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. – Т.1. – Таллин, 1992. – С.377.251Для А. В. Жигулина «дом с историей» сопоставим с «непременныматрибутом» «родовой усадьбы»1. Для поэта память не допускает забвения,«деревенский жигулинский дом» и «дом знаменитых Раевских» отображается вего сознании ясно.
В семилетнем возрасте маленький Анатолий с семьейпереселяется из села Подгорного в Воронеж, в старинный дом Раевских. С этимдомом связано детство поэта, история его рода. Во время войны сгораетбиблиотека и архив Раевских. «Архив выглядел так (я листал его примерно в 1939– 1940 годах): это были четыре очень большого формата и толщины книги. Нобыли они не напечатанные, а рукописные. В них были искусно переплетенныечьи-то письма, дневники, воспоминания, разные казенные бумаги с гербами,иногда и рисунки, фотографии, газеты.
Переплеты кожаные, но не одинаковые –видно было, что переплетали их разные переплетчики в разное время. На всехтомах были оттиснуты золотом слова: Архив семьи Раевских, а также римскиеномера томов: I, II, III, IV»2. Отсутствие наглядности способствует утрате связи.Вещи сберегают память своих хозяев, укрепляют взаимосвязь с прежнимипоколениями.Лирический герой А. В. Жигулина хранит воспоминания о своих предках истарается передать их своему сыну.Еще многое мнеВы должны о себе рассказать,Чтобы я рассказалСвоему несмышленому сыну.3Такимобразом,родоваяпамятьидуховнаянаследственностьпервостепенные этические и эстетические ориентиры в поэзии А.
В. Жигулина.1Савина Л. Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второйполовины XIX в. Монография. – Волгоград, 2002. – С.140.2Жигулин A. B. Полвека боли и любви. – М. 2001. – С.245.3Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – C.295.–521.3. Природный мир в лирике А. В. ЖигулинаПейзажная лирика занимает особое место в творчестве А. В. Жигулина.Почти в каждом его стихотворении встречаются природные образы, которыепомогают отобразить единение мира природы и духовного мира самого героя. НоА.
В. Жигулина нельзя отнести к поэтам-пейзажистам. Внутренней темой егопроизведений является «серьезность бытия»1, размышления о жизни, о «вечных»вопросах, стоящих перед человеком. Анатолий Жигулин написал в своейавтобиографии, что «без судьбы, без личного переживания стихи невозможны.Ведь что такое поэзия? В самой общей форме: это выражение словами, стихами –чувства. А чтобы чувство выразить, надо его сначала пережить»2.Ветер свистит в сухом камышеБлизким посвистом зимних вьюг.Больше того, что есть в душе,Мы – увы! – не напишем, мой друг3.Мир природы постоянно взаимодействует с душой человека, с егочувствами.
Р. Винонен подчеркивает, что «значение природы у Жигулина можноограничить сравнением со взлетной полосой, которой хватает на две-три строкиразбега»4. Но картина природы у поэта не является пейзажной зарисовкой. Онаявляется фоном внутренних переживаний, отражая состояние лирического героя,его настроение.Л. А. Аннинский отмечает противостояние человека миру в лирике А. В.Жигулина периода конца 1960–1970-х годов. «Так сталкиваются в лирикеЖигулина два начала: с одной стороны – невозмутимая природа, равнодушноотправляющая в небытие весь этот мгновенный узор.
С другой – хрупкая душачеловеческая, словно пламя свечи посреди холода» 5. Но А. Я. Истогина, С. И.1Аннинский Л. Проба истины // Наш современник. – 1970. – №3. – С.119.Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.8.3Там же. – С.343.4Винонен Р. Чувство пути. – М., 1981. – С.218.5Аннинский Л. А. Проба истины // Наш современник. – 1970. – №3. – С.119.253Чупринин, А. П. Ланщиков, А. Михайлов, В.
И. Гусев и др. придерживаютсяиной точки зрения, отмечают единение человека и мира, их слитность. В.Славецкий пишет: «Вот почему и человека А. Жигулин стремится непротивопоставить природе, а в некоторых стихотворениях как бы даже невыделяет человека из мира природы»1. В отдельных стихотворениях этогопериода встречаются отстраненность, равнодушие мира по отношению клирическому герою, что можно отнести к особому мироощущению поэта.Многие относят «пейзажные» стихотворения А. В. Жигулина к жанруэлегии (С.
И. Чупринин, М. Гринберг, В. Королев и другие). Называя поэта«крупнейшим мастером элегии», С. И. Чупринин отмечает, что «примерАнатолия Жигулина <…> показывает, сколь вместителен, богат возможностями,сколь современен классический жанр, если он питается не книжнымиреминисценциями и салонными придумками, а впечатлениями живой жизни,ставшей для поэта и почвой и судьбой» 2. И. Б. Роднянская подчеркивает, что«элегия – это смотр, учиненный собственной жизни перед лицом вечности» 3.«Зачастую патетика в стихах Жигулина, – пишет А. Я. Истогина, – отсутствуетвовсе, а преобладает элегическая интонация, ритм спокойного раздумья, точнее– взволнованно-спокойного, когда сердцу «легко и тревожно» одновременно» 4.В мире природы лирический герой не предается забвению, а постигает вопросыбытия.
Мировосприятие лирического героя имеет оттенок грусти и печали, но неотчаяния. А. В. Жигулин считал, что «собственно лирика всегда, так или иначе,несет в себе пусть малый, но болевой заряд» 5.А. В. Жигулин выбирает для сближения лирического героя с природойосеннее время года. Невзирая на то, что поэту в конце 1960-х годов было околосорока, его лирический герой подводит итог жизни, оценивая и взвешиваяпройденный путь. А. П. Ланщиков отметил: «Наше поколение, несмотря на1Славецкий В. «Родина! Простая и великая!» // Подъем. – 1983.
– № 12. – С.131.Чупринин С. И. Крупным планом: Поэзия наших дней: проблемы и характеристики. – М., 1983.– С.154.3Роднянская И. Б. Художник в поисках истина. – М.: Современник, 1989. – С.155.4Истогина А. Я. Цветущий терновый венец: Творчество Анатолия Жигулина. – М., 2000. –С.63.5Жигулин А. В. Из разных лет, из разных далей. – М., 1987. – С.423–424.254доставшееся ему суровое детство, как-то уж больно долго засиделось в«молодых»… мы уже подступали к сорокалетнему рубежу, а нас все продолжалиназывать «молодыми». <…> Для Анатолия Жигулина пора исповедальностинаступила раньше»1.В стихотворении «Осень, опять начинается осень» (1969), посвященномАлександру Твардовскому, А.
В. Жигулин размышляет о кратковременностибытия. Поэт передает свои чувства и настроение, свои переживания черезсозерцаниеприроды.Лирическийгерой,взаимодействуясприродой,растворяется в ней, что указывает на единство его духовного мира и мираприроды.Для поэта важна тема осени как поры увядания, грусти, ощущения тоски,ожидание прихода зимы. Осень – это тишина, покой, спокойствие.