Диссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева". PDF-файл из архива "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Поэт тонко чувствует судьбу России, каждое дерево, цветок, куст – это егострана, его судьба, его жизнь, похожая на «упрямо выживший побег»8. Егостихотворения наполнены тревожными размышлениями о несовершенстве1Истогина А.Я. Цветущий терновый венец: Творчество Анатолия Жигулина. – М., 2000. – С.41.Жигулин А.
В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.92.3Аннинский Л. Мера сил // Литературное обозрение. – 1980. – №5. – С.43.4Жигулин А.В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.212.5Там же. – С.307.6Там же. – С.199.7Там же. – С.265.8Там же. – С.109.264жизненных устоев. Поэт отображает природу человеческого «я» и судьбу народа,нации в соотнесении времени и пространства.Сибирь – это не только испытания на прочность, но и «момент предельногостолкновения с жизнью, одновременного восприятия всей ее полноты вположительных и отрицательных ее характеристиках»1.
Как отмечает А. В.Жигулин, «пройдя сквозь призму долгих лет, лагерные мои воспоминания сталисловно мягче, потеряли свою начальную острую боль. Преобразившись в стихи«Береза»,«Бурундук»,«Кострожоги»,ониокуталисьнесколькодажеромантической, лирической дымкой. На первом плане засветились доброта ичеловечность, с трудом, чудом сохраненные людьми (далеко не всеми, конечно).Притупилось, забылось самое злое и страшное. Не в полном, конечно, смыслезабылось.
Забыть этого нельзя. Но не вспоминалось долго. По Фрейду,человеческий организм, мозг, прежде всего, защищая себя, как бы вычеркиваеттравмирующие воспоминания»2. Лирический герой в нечеловеческих условияхпреодолел испытания, не озлобился. В стихотворении «Рельсы», заголовоккоторого становится «символом трудного испытания»3, поэт высказываетгордость за свою работу:Я пронес на плечахМагистраль многотонную!4Для пейзажа Колымы не характерно разнообразие цветовой гаммы.
Чащевсего поэт использует черные и белые цвета, которые смешиваются между собой.Хотя в более поздних описаниях А. В. Жигулин выступает как тонкий лирик:«Боже мой, какое очарование красок! Ярко-зеленые, как озимь, первые новыехвоинки лиственниц, нежно-голубые пихты»5. Когда пейзаж принимает яркиеоттенки красок, тогда лирический герой получает вдохновение. Весомо и значимо1Марфин Г. В. Человек и мир в лирике А. Жигулина (К проблеме периодизации творчества):дис... канд. филол.
наук:10.01.01. – Воронеж, 2003. – С.65.2Жигулин А. В. Далекий колокол. – Воронеж, 2001. – С.417–418.3«Дорогой Анатолий Михайлович!..»: Письма А. Жигулина А. Абрамову – Воронеж: НАУКАЮНИПРЕСС, 2011. – С.28.4Жигулин А.В. Летящие дни: Стихи. – М.: Советский писатель, 1989. – С.26.5Жигулин А. В. Далекий колокол. – Воронеж, 2001. – С.416.65высказывание А. А. Блока: «Искусство красок и линий позволяет всегда помнитьо близости к реальной природе и никогда не дает погрузиться в схему, откуда нетсил выбраться писателю.
Живопись учит смотреть и видеть…»1.Особая черно-белая гамма находит объяснение в тех нечеловеческихусловиях, где идет борьба за выживание. Черный цвет в нашем русском сознанииассоциируется с трауром, бедой, горем, лагерным бытом. В памяти поэта – этотрагическая судьба и испытания, болезни, трудности: «черный пруд в наплывахтины», «чернеющие поля», «черный бурьян», «черный дым», «черная яма»,«темный срез».
Белый цвет у поэта не является антитезой, а только маркеромтяжелых природный условий, цветом Севера, холода.В стихотворении «Вхожу, как в храм, в березовую рощу»2 поэт, сравниваяберезовую рощу с храмом, находит в ней систему «пространственных и духовныхкоординат, соединяющих небо и землю, верх и низ, правое и левое, все сторонысвета»3. Березы выступают как хранители памяти. «Береза – вот символЖигулина, тихо и светло идущая вверх с руин, из проломов, из кровью политойземли белой свечкой, факелом, лучом в небо, тонкая, хрупкая и непобедимая» 4, –пишет Л.
А. Аннинский. Душа лирического героя переживает чудо, она получаетосвобождение от суетности. «Горькие думы», «черные обиды», «неутешные,подступившие слезы» позволяют лирическому герою почувствовать себя в храме,чтобы излить печаль своей души. Природа «поднимается на уровень религиозногосознания»5, позволяет человеку прикоснуться к Богу.В стихотворении «Розовых сосен стена» образ березы является символомродного края. Среди этого мира зла береза оживает, начинает «светится».Неоднократно поэт сравнивает березу со свечкой: «А береза тихой свечкой / Свет1Блок А.
А. Краски и слова. – Т.4. – Л., 1980. – С.8.Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.334.3Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной»: система пейзажных образов в русскойпоэзии. – М., 1990. – С.38.4Аннинский Л. Восхождение к свету // Дружба народов. – 1972. – № 6. – С.280.5Марфин Г. «Далекий колокол» Анатолия Жигулина // Вестник Воронежскогогосударственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2004. – №1. – С.221.266роняет на стога»1, «…тихо светится в березах / Седая боль былых времен»2, «Новдалеке у плетня / Светится в соснах береза»3. В повести «Черные камни»лирический герой, возвращаясь с Колымы, восклицает: «Каждая береза былавидна мне издалека.
И чувство теплой нежности разливалось в груди. Господи!..Родина!.. Родная земля!..»4. Образ березы выводит человека из отчаяния,безысходности, позволяет обрести веру и надежду.В стихотворении «Кто занес тебя, береза» поэт озадачен местонахождениемдерева. Посредством обращения лирического героя к березе задается общаятональность сюжета.Кто занес тебя, береза,На такую высоту –Выше леса,Выше плеса,Прямо к самому кресту?5«Береза уносит с собою ввысь, к самому кресту, все былые года поэта, всеего «начальные мечты»6. Лексическая анафора способствует расширениюпространства, восхождению к небу. В стихотворении поэт создает лирическуюзарисовку, наполняя ее различными подробностями. В данном произведениибереза не одинока, рядом с ней «вьется птица».
«Белые солнечные лучи»соотносятся с христианской символикой чистоты, света, преодоление мрака исмерти. С птицей поэт связывает душу лирического героя, которая получаетисцеление и освобождение от душевной боли. Дерево, как и другие явления ипредметы внешнего мира, живет своей особенной жизнью. Точные штрихи вдеталях и описании природы придает реальность картине. Через внешний мир1Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.245.Там же. – С.186.3Жигулин А. В. Полынный ветер. Стихи.
– М.,1975. – С.29.4Жигулин А. В. Далекий колокол. – Воронеж, 2001. – С.496.5Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.181.6Руделев В. Г. Символы родины в поэтическом творчестве Анатолия Жигулина // ВестникТамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – №6. – С.4.267явлений и предметов природы раскрывается душевное состояние лирическогогероя. Его волнует вопрос бессмертия души, он задумывается о Боге.При взаимодействии с природой лирический герой соприкасается с Богом.У М. Ю. Лермонтова в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива»житейские частности, вид малиновой сливы, ландыша серебристого, студеногоключа позволяет поэту «постигнуть на земле»1 счастье и обрести Бога в душе. Напервый взгляд, поэт рисует картину спокойствия, умиротворения, но на самомделе он не находит покоя, не получает радости.
Но неповторимая красота игармонияприродыотражаютбожественноеначало,таккак«черезрассматривание творений»2 человек познает Бога. К вере герой у М. Ю.Лермонтова приходит «через молитвенное преклонение перед разлитой в природеатмосферой любви»3.У А. В. Жигулина особый колорит стихотворению придает реальностьржавых куполов разрушенной церкви. «Белые церкви с серебряным крестом»являются не только отражением национального пейзажа, русской культуры иистории. Поэт был верующим человеком, и разрушение храмов болью отражалосьв его сердце. «По старой разрушенной церкви» лирический герой узнает дорогиесердцу места. Пропаганда атеизма не сломала веру поэта, и береза продолжаетсветить «нетающей тонкой свечой»4.Образ белого храма и мотив «разрушенных белых церквей» (Н. М.
Рубцов)достаточно частотен в «тихой лирике». Он неоднократно возникает в поэзии Н.М. Рубцова («Я буду скакать по полям задремавшей отчизны», «Тихая мояродина», «Ферапонтово»). Заросший травой «купол церковной обители» рядом сошколой в родной деревне у Рубцова является не только приметой русскогопейзажа ХХ века, но, прежде всего, это «храм старины, удивительный,1Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений.
В 4-х томах. Стихотворения. – Т.1. – М.,1975. – С.33.Библия. Книги Священного Писания. – М., 1968. – С.188.3Гаврилов В. А. Религиозность и богоборчество в поэзии М.Ю. Лермонтова //Эстетикохудожественное пространство мировой литературы. – М.; Ярославль. 2013. – С.23.4Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.193.268белоколонный»1, «диво дивное в русской глуши»2, воплощение национальнойдуховной жизни и красоты:В потемневших лучах горизонтаЯ смотрел на окрестности те,Где узрела душа ФерапонтаЧто-то Божье в земной красоте.3С.