Диссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева". PDF-файл из архива "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
На сменуярким краскам приходит серость, черные тона. И поэт ощущает себя частью этогомира. Мотив грусти придает особый эмоциональный тон стихотворению. Осень –это и природный образ, это и образ жизни поэта, человеческого бытия.Картина осени раскрывает философское содержание бытия. Лирическийгерой свою собственную судьбу постигает через детали природы, выделяяприродное в своей сути: «Словно мое уходящее время, / Тихо в затворе струитсявода»2, «О, жизнь моя! Не уходи, / Как ветер в поле»3, «Вот и снова мне осеньнужна, / Красных листьев скупое веселье»4.Поэт с тоской возвещает о своей проходящей жизни, он опечаленскоротечностью времени. Здесь не просто тихое созерцание осени и предпочтениесельского пейзажа. Какая-то зыбкость и неопределенность указывает на тревогу вдуше лирического героя.
Глубину поэтического мира А. Жигулин передает черезконтраст тишины и налетевшего града. В этих стихиях поэт видит не толькоединство человеческого и природного мира.1Ланщиков А. П. Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви…». – М., 1980. – С.65.Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.180.3Там же. – С.331.4Там же. – С.163.255Пейзаж играет важную композиционно-сюжетную роль в поэзии А.
В.Жигулина, являясь не только средством изображения художественного события,но и душевного настроения, имеет интеллектуальный и эмоциональный вес. ХотяМ. Н. Эпштейн характеризует пейзажные зарисовки А. В. Жигулина как«унылые»: «От унылого пейзажа здесь большинство внешних примет, преждевсего блеклый цвет природы, преобладание осенних и зимних мотивов.
<…> Онподчеркнуто неяркий, непогожий, но и не бурно ненастный, а весь серенький,сыроватый, подернутый мглою, дымом… <…> вся та бедность родной природы,которая впервые была открыта Пушкиным»1. Но внешняя простота описанияотражает внутреннюю глубину мысли. Точное описание деталей свидетельствуето взаимодействии лирического героя с природой.В первом четверостишии поэт передает картину благополучия жизни,приятную, золотую осень, размеренную жизнь деревни, где нет суетливости, ноесть мотив движения («листья плывут»). Лирический герой наполнен ощущениемзаконченности труда, ведь «чисто и нежно желтеют скирды». Но уже вследующем четверостишии А.
В. Жигулин отображает дисгармонию в природе,реальную действительность, недолговечность покоя. Эффект художественногоконтраста усиливается словами «налетел», «растаял», «всполошила». Отсутствиецветовой гаммы возмещается звуком, дана строгая интонационно-ритмическаяупорядоченность.
Даже дни у лирического героя «стремительные». Звук отражаетглубину поэтического мира, придает музыкальность произведению. Струящаясявода воссоздает движение времени. Завершение природного круга соотносится сжизненным кругом. «Поэтому и ищет Жигулин постоянное, вечное и прочное вприроде, что ощущает непрочность, однократность, единственность судьбыличности»2.Иван Ильин утверждал: «Русский поэт обладает… некоторой абсолютнойчувствительностью; у него пронзенное сердце и потому пронзительный взгляд.
И1Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной»: Система пейзажных образов в русскойпоэзии. – М., 1990. – С.155.2Аннинский Л. Восхождение к свету // Дружба народов. – 1972. – № 6. – С.279.56вот с этой чувствительностью, пронзенностью и пронзительностью русскаяпоэзия говорила и о самой России – о ее природе, травах, цветах, деревьях; о еереках, озерах, горах и животных; ее быте, языке и душе» 1. Обращение к природе уА. В. Жигулина является основой бытия, ведь природа сопереживает «деламчеловека»2, побуждает каяться, плакать, заставляет таять, «пламенеть сердце».Ты о чем звенишь, овес,На вечернем тихом поле?От твоих зеленых слезСердце тает в сладкой боли.3В 1960 году А.
В. Жигулин закончил Воронежский лесотехническийинститут. Как отмечает сам поэт, «этот институт привел в соответствие сбиологическими науками мою изначальную любовь к природе, дал мне бесценныезнания, научил меня точности и бережливости в общении с прекрасным миромтрав, деревьев и зверей»4. В его стихотворениях встречаются названия растений,такие как колымский стланик, болиголов, лох, кукушкин лен, чебрец. И хотя онинепривычны для слушателя, но значимы в звуковом произношении.
По подсчетамГ. В. Марфина, в лирике А. В. Жигулина встречается «около 100 обозначенийтолько лишь деталей растительного мира, начиная с березы и заканчиваязонтиками болиголова. А. В. Жигулин спешит обозначить каждую составляющуюсвоего мира, он боится что-либо упустить из виду, забыть, так как вместе сзабытым он потеряет и часть близкого себе мира, целостность которого будетнарушена»5.
Поле, лес, луг, пролесок, тайга – это природные ландшафты дляпоэта, отражающие неповторимую красоту и особенность родины. Для А. В.Жигулина каждое дерево (береза, ракита, сосна, ель) – это определенныесимволы.1Ильин И. А. Россия в русской поэзии.
– Т. 6. – Кн. II. – М., 1996. – С.227.Буслаев Ф. И. О литературе: Исследования; Статьи. – М., 1990. – С.110.3Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.243.4Там же. – С.8.5Марфин Г. В. Человек и мир в лирике А. Жигулина (К проблеме периодизации творчества):дис. … канд. филол. наук: 10.01.01.– Воронеж, 2003. – С.98.257Образ березы воспели в своих произведениях многие писатели и поэты.Красота этого дерева завораживает и вдохновляет человека. С образом березы, с«белоствольными рощами» ассоциируется наша страна, родная земля. Ввосточнославянской мифологии береза относилась к священным деревьям.
Врусском национальном сознании береза является символом родины, частицейродной природы, устойчивый атрибут среднерусской полосы. В России этот образдерева становится коннотативным. Сохраняя историческое ядро, береза являетсяодним из ключевых концептов в русской национальной картине мира. Ю. С.Степанов подчёркивает, что «концепты не только мыслятся, они переживаются.Они предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений»1.Многие русские поэты олицетворяют березу, отражая свой внутренний мири чувства души.
С. А. Есенин в знаменитом стихотворении «Белая береза» рисуетобраз дерева, как живого существа («принакрылась снегом, точно серебром»),одухотворяя природу, передает свои сокровенные мысли, возвращаясь в милоедетство. Береза у него словно невеста, одетая в белоснежное платье. Всестихотворениенаполненотонкимлиризмом.Переднамикартинаумиротворенности, легкой грусти и нежности. А А. А. Фет в своем стихотворениипоказывает «печальную» березу, любуясь ее «траурным нарядом». Поэт передаетдушевное состояние лирического героя с присущим ему трагизмом. В. А.
Масловаотмечает, что «берёза у русских не только символ родины, России, но берёзасимволизирует также девушку-невесту, молодую и непорочную»2. В. Астафьев впроизведении «Свеча над Енисеем» проводит параллель береза / девушка. Деревоу него символизирует гармонию в круге природы.
В. Астафьев олицетвореннометафорически осмысливает образ березы: «береза – свечка восковая», «деревцетихо светится, молитвенно догорает», «святая душа березки», «свечечка», «тихаявещунья», «не сгорай дотла, родная», «гори и не гасни свеча вечности». Переносу1Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. – М.: Академ. проект, 2004. – С. 43.Маслова В. А.
Символ как стереотипированное явление культуры // В. А. Маслова.Лингвокультурология. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С.106.258наименования способствует желтая листва в конце лета и тонкий ствол дерева.Береза в это время начинает излучать свет, светиться.Природный мир «малой родины», отраженный в поэзии, позволяет говоритьо привязанности русского человека к родной земле.
Для А. В. Жигулинаворонежская земля – это не только малая родина, но и идеал, защищенноепространство, частичка рая. В его стихотворениях можно проследить «как живёт,дышит, движется во времени бесконечно любимая им осенняя русскаялесостепь»1.Образ сосен в стихотворении «Осень, опять начинается осень» придаетмотив печали, напоминает о далекой Сибири, о незабываемых годах заключения(«Я спал, обняв сырую землю, / На лесосеке под сосной»2). Произведениепронизано не просто тихой грустью, а ожиданием конца.Что-то печальное есть в этом часе.Сосны вдали зеленей и видней.Сколько еще остается в запасеЭтих прозрачных стремительных дней?3А. В.
Жигулин связывает свое «уходящее время» со струящейся водой, даетхудожественное осмысление тем мыслям о судьбе человека, которые тревожилиего. Лирический герой постигает соотношение масштаба вечности и времени.Молчаливоеприсутствие«деревьев»,«мостика»,«плотины»произведению национальный колорит. Здесь не простопридаеткартина осени,характеристика пейзажа, а сама жизнь. А. Я. Истогина отмечает: «Как редко кто,Жигулинумеетодухотворить,опоэтизироватьсамыйнепритязательный,незаметный клочок бытия.
Он даже предпочитает что-то невзрачное, сирое,сиротливое»4. Поэт неоднократно обращается к теме осени, отображая состояние1Лавнинский Л. Анатолий Жигулин. Надежда и судьба [Электронный ресурс] / Л. Лавнинский// Режим доступа: http://www. lit.1september.ru/article.php?ID=200402208 (дата обращения11.10.2016)2Жигулин А. В. Жизнь, нечаянная радость: Избранное. – М., 1980. – С.136.3Жигулин А.