Диссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева". PDF-файл из архива "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Он «вслушивается в неясные подземные гулы, он говорит людям то, чтобез него не только бы не было выражено в слове, но и осталось бынеосознанным»2.Таким образом, сложнейший и противоречивый комплекс нравственныхпобуждений и страстей отличает представителей жигулинского рода. Поэтнаследует от своего далекого предка прямоту и гордость, бесстрашие перед лицомсмерти, любовь к свободе. Готовность и к восстанию против государства и кзащите его. «Ведь это сквозь призму своей судьбы видит поэт – столь «явственнои четко» – своего цепями скованного предка»3, – пишет А.
Я. Истогина. ИванЖигуля, несмотря на кандалы, остался свободным человеком.Свободолюбие, рыцарственность, верность идеалам воспевает А. В.Жигулин и у представителей рода Раевских, к которому восходит по материнскойлинии. Этот дворянский род имеет многовековую историю. Он был известен «вПольше с ХП века, в России с 1526 года, когда Иван Степанович Раевский выехализ Литвы на службу к Василию III (Б.Л. Модзалевский. Герб рода Раевских –лебедь. Спб.,1908)»4.Подчеркивая свою принадлежность к древнему роду матери, поэт чувствуетсвою сопричастность к истории, к великим именам державы: «Раевские были вкровном родстве с самыми знаменитыми российскими фамилиями, так что, средимоих родственников есть, например, – и сам Иоанн IV (Грозный), и Петр I, и всеРомановы»5.Эпиграфомкстихотворению«Белыйлебедь»служитцитатаизэнциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: «Дворянский род Раевских,герба Лебедь, выехал из Польши на Московскую службу в 1526 г.
в лице ИванаСтепановича Раевского. Раевские служили воеводами, стольниками, генералами,1Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – C.31.Кожинов В. В. Статьи о современной литературе. – М., 1982. – С.13.3Истогина А. Я. Цветущий терновый венец: Творчество Анатолия Жигулина. – М., 2000. – С.66.4Жигулин А. В. Далекий колокол.
– Воронеж, 2001. – С.33.5Там же.245офицерами-добровольцами в балканских странах, боровшихся против османскогоига»1.Герб и знамя являются символом дворянской чести и репутации рода,служат воззванием к мужеству и благородству. «Ваша дерзость, Ваша ревность, /Ваша ненависть к врагам. / Древний род!»2 – восклицает поэт, возлагая на себявысокую миссию – следовать «гордым путем прямым» своих предков.Судьбы рода Раевских сопрягаются с ходом истории. Для всех поколенийРаевских «трубы грозные трубили на закат и на восход»3.
Удел Раевских – битва,отражение вражеских козней и вторжений. Поэтому такую высокую ценностьимеет в представлении А. В. Жигулина «ненависть к врагам». Раевские бились игибли в бесчисленных войнах, которые выпали на долю их страны.
Жертвенность,неукротимость духа и воли объединяет предков А. В. Жигулина независимо оттого пути и той судьбы, какие они избрали. Посредством памяти поэт вовлечен всобытия великого прошлого своих знаменитых предков. В. М. Акаткинподчеркивает, что «назвать себя потомком Раевских – не причуда, не дань моде,здесь проступает стремление увидеть себя на главных дорогах российскойистории, а не только в пространствах ГУЛАГа, подключиться ко всему, чтовыстрадала и что дала миру великая Россия»4.В стихотворении А. В. Жигулина «Медали» деталь помогает раскрытьисторическую преемственность, когда победа «переходит не от отца, а от деда квнуку».
Медали, ордена являются атрибутами памяти: «Георгиевский крест – /Награда небольшая, / Но все же дорога – / Своя, а не чужая. / И дед ее берег, /Завертывал в тряпицу, / Как память тех дорог / В болгарскую столицу. / Я деда невидал. / Родился в тридцатом. / Отец мне передал / Тот крестик в сорок пятом» 5.Как верно отмечает Ю.М. Лотман, вещи – «это как бы слова и записки, которое1Жигулин А. В. Стихотворения. – М., 2000. – С.54.Там же.3Там же. – С.55.4Жигулин А. В.
Далекий колокол. – Воронеж, 2001. – С.31.5Жигулин A. B. Из разных лет, из разных далей. Стихотворения и эссе. – М., 1987. – С.375.246прошлое передает будущему <…> вещи властно диктуют жесты, стиль поведенияи в конечном итоге психологическую установку своим обладателям»1.Центральныйобразстихотворения«Белыйлебедь»–этогордаябелоснежная птица, парящая «над иркутскою тайгой»2. Этот белый лебедьвзмывает с герба Раевских и парит над студеною тайгой в воображениидекабриста, чьим потомком является А.
В. Жигулин. Этот декабрист – бунтарь иправдолюбец. Он, избравший мученический путь героической жертвенности,больше других нуждается в покровительстве белого лебедя. Сам А. В. Жигулин вХХ веке повторяет судьбу этого декабриста:Но не хочет всех лелеятьВек двадцатый, век другой.И опять кружится лебедьНад иркутскою тайгой.3И судьбу предка-декабриста, и свою собственную судьбу А.
В. Жигулинвоспринимает метафизически. Точкой отсчета для их судеб является век, история,а не какая-либо случайность. А белый лебедь, парящий в небесах, подтверждаетих правоту и «роняет золотистое перо», так как печалится и скорбит по поводу ихучасти. Кружение птицы символизирует повторение истории в жизни поэта.Лексический повтор придает стихотворению особую экспрессивность.В произведениях А. В. Жигулина часто встречается отождествлениечеловека и птицы: «Милая женщина, / Грустная птица! / Все в этой жизни – / Доболи всерьез»4; «И в утиных глазах / он заметить не мог / Горькой-горькой, /Почти человечьей тоски»5; «Гуси жмутся по-человечьи / К неуютным седымкамням»6; «Из колодцев урановых вышел, / Словно птица в безлюдной ночи»7.Современники неоднократно подмечали: «А еще он очень любил птиц – сам1Лотман Ю. М.
Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства. – СПб., 2001.– С.11.2Жигулин А. В. Стихотворения. – М., 2000. – С.56.3Там же.4Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981.– C.264.5Там же. – С.16.6Там же. – С.159.7Жигулин A. B. Полвека боли и любви. – М. 2001. – С.206.47обличьем своим похожий на птицу с подбитым крылом. Не случайно одна излучших его книжек так и названа – «Соловецкая чайка»1. Супруга поэта И.Жигулина, анализируя жизнь мужа, говорит: «Так он и умер, пролетев своюжизнь на двух крыльях – Совести и Дара»2.Лебедь – это символ чистоты, благородства, совершенства, мудрости. Птица– «символ <…> верха, неба, духа неба»3, и душа человека, подобно лебедю,способна путешествовать по небу и воспарить к Богу. Часто в русской литературес образом лебедя ассоциируют бессмертие поэта, который прославил себя втворчестве.
В. А. Жуковский в стихотворении «Царскосельский лебедь»размышляет о своей судьбе, преемственности поколений. Лебедь «поминаетодинокой думой» своих соотечественников, смотрит на молодое поколение«грустными очами», его «монументальный образ» пугает «резвую молодежь», нособравшись с силами он поет «гимн свой лебединый»4. Г. Р. Державин встихотворении «Лебедь» уверенно говорит о своем бессмертии и величии,поднимая лирического героя ввысь: «Необычайным я пареньем / От тленна мираотделюсь, / С душой бессмертною и пеньем, / Как лебедь в воздух поднимусь» 5. УА.
В. Жигулина полет лебедя – это путь его судьбы. Мотив кружений соизмерим стойсвободой,которуюобретаетчеловеквнутрисебя,«черезсериюпоследовательных ограничений, повторных возвращений к своему Я – в томлокусе, где свобода и необходимость лишь ипостаси друг друга»6. Несмотря натрудности и испытания, поэту «легко жить с резкой болью», так как у его предковгероическое прошлое. Крепкие нити преемственности скрепляют его с великимродом Раевских.Если в стихах о материнской родовой линии преобладают жанровыепризнаки оды, то стихи, посвященные самой матери, проникнуты элегическойатмосферой. Если из памяти о доблестных предках поэт черпает волю и отвагу, а1Панкратов В.
«Душа его летать не разучилась». – Воронеж, курьер. 2000. – 31 октября. – С.5.Жигулина И. В. «По высокому праву судьбы» // Уроки литературы. – 2005. – №7. – С.10.3Мифы народов мира. – М.,1999. – т.II. – С.3464Жуковский В. А. Собрание сочинений в 4 т. – Т.1. – М., 1959. – С.409–410.5Державин Г. Р. Полное собрание стихотворений. – Л., 1957. – С.303–304.6Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. – Т.1. – М., 2005. – С.101.248отношение к матери наполняет его душу нежностью, чувством сокровеннойсвязи. Мать умерла, но эта связь придает жизни поэта возвышенный и радостныйсмысл. В 1998 году А. В.
Жигулин пишет стихотворение:«Ах, мама, мама! Как ты пела, мама!Тебя уж нет, но голос твой во мне.Он все звучит и нежно, и упрямо,И сердце стынет в горьком полусне.1Мать пела о вербах и васильках. И эти васильки из песни ассоциируются упоэта с реальными васильками, которые мать собирала для маленькой дочериЛели. Песня была фольклорным вариантом стихотворения А. Н. Апухтина«Сумасшедший» (1890). «Часть стихотворения – знаменитый романс «Ах,васильки, васильки…», который часто исполнялся в начале века; встречается он ипо сей день как в деревенской, так и в городской традиции»2.Мать поэта Евгения Митрофановна Раевская много читала своим детям,любиластихи.Этоспособствовалоформированиювдетскомвозрастепочтительного отношения «к произведениям народного творчества, выражающимособенности национального эстетического мировосприятия»3, а духовный мирчеловека созидается уже с ранних лет жизни. В памяти взрослого человекасохраняются детские воспоминания.
Когда вспоминают песню, часто всплываетобраз человека, исполнявшего ее. «Память хранит особенности исполненияопределенной песни этим лицом и собственное ее эмоциональное восприятие»4.Это наложило определенный отпечаток на творчество А. В. Жигулина. Он самзамечает музыкальность своих стихов: «Я вдруг обнаружил, что на многие моилирические стихи существует во мне же определенная для каждого стихотворения1Жигулин А. В. Стихотворения. – М., 2000. – С.93.Адоньева С. «Никто меня не пожалеет…». – СПб., 1996. – С.355.3Марфин Г. В.