Диссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева". PDF-файл из архива "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Поэт любил свой родной город любовью1Жигулин А.В. Соловецкая чайка. – М., 1979. – С.246.Жигулин А.В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.204.3Там же. – С.297.4Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. –С. 2215Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка: 13560 слов: в 2-х т. – М.:Рус. яз., 1994.
– Т. 1. – С. 206–207.6Васильева Т. И. Литературоведческий подход к изучению художественного концепта //Антология художественных концептов русской литературы XX века. – М.:Флинта, 2013. – С.10.7Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.183.8Колобов В. В. Анатолий Жигулин и Воронежская пресса 1950-1960-х годов //Вестник ВГУ. –2013. – №1. – С.148.225«особенной–одухотворенной,щемящей,заинтересованной»1.Критикиподчеркивают «…стремление молодого поэта художественно осмыслить ипередать современнику историю родного воронежского края»2.Во многих стихотворениях с военной и городской тематикой, встречаетсядвухчастнаяструктуравремени.Поэтпередаетсобытиянастоящегоспроецированием на военное прошлое: «Затемненные улицы.
/ Тяжкие взрывывдали… / <…> / В танце кружатся пары. / Потоки лучистого света / Плавнольются на клумбы / Сквозь тонкую сетку ветвей…»3.Город военного детства связан с мотивами беды и испытания, с мотивомпамяти. Образ войны в лирике А. Жигулина создается с помощью мотивовпожара, огня: «Когда в огне, во мгле чертовской / Земля стонала»4; «В обугленнойчерной трубе»5; «И горящий Воронеж – / Мое изначальное горе»6; «Кварталыогнем окропил»7. Мотив разрушения также символизирует трагедию: «Городразрушен – знали отлично»8; «Помню город разрушенный мой»9.В своих воспоминаниях Анатолий Владимирович напишет: «Кто-токрикнул: «Бомба!..» В ужасе бросились мы на землю, на траву под деревьями.Раздались взрывы, ударило волною в уши, сознание померкло, заходила,заколыхалась земля… Мы лежали, обняв друг друга за плечи, держась за корявыекорни дуба.
Смрадный дым и запах тротила. И тишина… Когда встали, увидели:все вокруг изуродовано. Черные ямы воронок. И всюду – на траве, на деревьях –кровь, земля, обрывки одежды. Стоны раненых… Раненые к утру умерли. Могилуим вырыли (и я тоже копал) в саду возле санатория. А ночью мы почти не спали.На юге в полнеба полыхало зарево – догорал Воронеж»10.1Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.6.Масик В. Творческая заявка // Коммуна. – 1960.– 14 февр.
– Воронеж, 1959. – С.4.3Жигулин А. Огни моего города. – Воронеж, 1959. – С.24–25.4Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.2925Там же. – С.298.6Там же. – С.295.7Жигулин А. В. Костер-человек. – Воронеж, 1961. – С.43.8Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.13.9Там же. – С.224.10Там же.
– С.4–5.226В мире ребенка не существует понятие смерти. Поэт говорит о своемдетском восприятии мира: «Мы считали, что они не могут погибнуть (так вдетстве не верят в смерть!)»1. Пережитое в детстве невозможно стереть из памяти.Детство для А. В. Жигулина – это не только определенный возрастной период, этосостояние души, важный этап в судьбе. В «Русском ассоциативном словаре»детство представлено не только как счастливая, радостная, хорошая, беззаботная,светлая, невозвратимая пора жизни, но и как трудный и сложный период2. Вхудожественном мире А.
В. Жигулина концепт «детство» отражает представленияавтораостановленииличностичеловека,овлиянииокружающейдействительности на формирование мировоззрения ребенка. Концепт «детство» влирике поэта связан с концептом «война» и имеет отрицательные коннотации.Образы-символы разрушенного города, природы, неба способствуют усилениютрагической составляющей концепта.В стихотворении «Возвращение» А.
В. Жигулин отображает дорогу вразрушенный город. Мотиву утраты сопутствуют эпитеты «изувеченный»,«необычно суровой», «израненный», «застывшими», «разбитые». Ожиданиевстречи с Воронежем эмоционально подчеркивается лексическим повтором.Тяжело возвращаться в неизвестность, а тем более в «израненный», горящийгород.
Лирический герой ощущает единство с другими людьми. Г. В. Марфинотмечает, что «боль собственного опыта, соотносимого с общенародным,подключает лирического героя к потоку истории более органично, нежели еслиэто делается путем исторической аналогии»3.Образ дороги у А. В. Жигулина непосредственно связан с мотивомиспытания.Была тишина необычно суровой.Израненный город нас молча встречал.1Жигулин А. Далекий колокол. – Воронеж, 2001. – С.251.Русский ассоциативный словарь: в 2 т. / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова [и др.].
– М.: Изд-во«Астрель»: Изд-во «ACT», 2002. – Т. 1. От стимула к реакции. – С. 164. – 784с.3Марфин Г.В. Человек и мир в лирике А. Жигулина (К проблеме периодизации творчества):дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. – Воронеж, 2003. – С.77.227Казались застывшими каплями кровиНа снежных откосах куски кирпича1.Метафоричность подчеркивает нарушение целостности мира, присутствиесмерти. В стихотворении «Земляника» А. В. Жигулин вспоминает скитание поворонежским лесам летом сорок второго года. Каждая строка отличаетсяпредельно эмоциональной выразительностью и напряженностью.Их было мало,Этих сочных ягод,В сквозном лесу, растоптанном войной…Двенадцать лет.Братишка – младше на год.Горящий город где-то за спиной…2Это сравнение крови с ягодами впервые встречается у А.
В. Жигулина. Какотмечает А. П. Ланщиков, «это своего рода видение, а не буквальноевоспоминание. <…> Яркие красные ягоды могли напомнить когда-то виденнуюим <поэтом> разбрызганную по зеленым листьям красную кровь, потом это всознании как-то «перевернулось» и дало метафору, <…> став ярким поэтическимобразом былой достоверной действительности»3. Красный, алый цвет ягодстановится постоянным мотивом крови в творчестве А. В.
Жигулина: «И кровьюалою – / Калина красная»4; «дроздов веселая семья/ Обрадуется цвету ягод, / А этопросто – кровь моя»5; «кисти мерзлые брусники / Алели, как кровь»6; «как назубчатых блеклых листьях сныти. / Большими каплями / Алеет кровь»7.К военной теме поэт возвращается на протяжении всей своей жизни.Прошедшие года «живут неведомо» в его душе.Мой бедный мозг, мой хрупкий разум,1Жигулин А.В.
Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.13.Там же. – С.21.3Ланщиков А. П. Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви…». – М., 1980. – С.25–26.4Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.287.5Там же. – С.164.6Там же. – С.59.7Там же. – С.21.228Как много ты всего хранишь!И все больнее с каждым разомТревожно вслушиваться в тишь.1В стихотворении «Поле боя» поэт вспоминает себя двенадцатилетниммальчиком, когда пришла весна, и под растаявшим снегом обнажилась земля,стали видны воронки, окопы, трупы… А. П. Ланщиков отмечает, что «во времявойны совершалось великое множество поступков, однако за подавляющимбольшинством из них лежал напряженный нравственный поиск, расшифроватькоторый и есть важнейшая задача художника»2.Немая горечь той картиныИз детской памяти ушла,Но, словно взрывом старой мины,Сегодня сердце обожгла3.Стихию последствий войны поэт передает через инверсию отрицательныхэпитетов «рябое», «минных», «оплывший».
Двукратное повторение в первойстроке словосочетания «поле боя» способствует смещению времени. Используяолицетворение, поэт рисует картину «плачущей земли». Но, невзирая на всю боль,горечь, печаль, необходимо «поле перейти», пропустить эту жизнь через себя. Иты теперь закален, сможешь выстоять и не сломаться под довлеющимиобстоятельствами судьбы.Военные испытания, как и лагерные, воспринимаются поэтом не только сгоречью, болью. Он благодарен судьбе за эти трудности, которые помоглиприобщиться к исторической судьбе страны, к ее испытаниям. Помня лютыйголод, страдания, лишения, «разбитую жизнь войной», он призывает: «На плохуюжизнь не сетуй, друг». Завтрашний день, судьба Родины тревожит ум и сердцеАнатолия Жигулина: «Лишь бы в нашей пасмурной России / Было все, как влучшие года.
/ Чтобы жили, сеяли-косили. / Чтоб не голодали никогда»4. Понимая1Жигулин А. В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.325.Ланщиков А.П. Вопросы и время. – М., 1978. – С.58.3Жигулин А.В. Избранное: Стихи. – М., 1981. – С.165–166.4Там же. – С.337.229культуру, историю, традиции страны, поэт «надеется, верит в творческие,духовные возможности <…> своего народа»1. И.
Бехер отметил, что «выражаясамого себя, лирический поэт выражает проблему своего века, причем… личностьпоэта должна вырасти в характер, представляющий век»2.Спустя 21 год после окончания войны, Анатолий Владимирович вновьвозвращается к тревожной памяти войны. Борис Орлов сравнивает стихотворение«Утиные Дворики» с реквием Моцарта, «где в каждом взвешенном слове звучитобострённая боль за судьбу разорённой войной русской деревни»3.
В тексте нетникакого события, только отдельные штрихи, наброски. Но они способнывоссоздать картину деревни, пострадавшей от войны. Эту трагедию не стерловремя. Реальность происходящего «не отодвинута, она входит в сознание,подкрепив поэтической символичностью обобщенную картину судеб человека»4.С помощью авторского многоточия замедляется темп повествования.