Диссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева), страница 18
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева". PDF-файл из архива "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 18 страницы из PDF
Ю. Куняева напостижение самого ядра русского национального духа. Стихи поэта проникнутымыслью о том, что родная природа, родная история приучили русского человека кпрощаниям и потерям.Следствием этого, по убеждению С. Ю. Куняева, являются два контрастныхсвойства национального менталитета. С одной стороны, поэт провозглашает, что1Куняев С. Ю. Избранные произведения. – Т.1.
– М., 1988. – С.188.Блок А. А. Лирика. – М., 1985. – С.354.3Гаврилов В. А. Мотивы расставания и возвращения в лирике Станислава Куняева // Эстетикохудожественное пространство мировой литературы. – М.; Ярославль, 2014. – С.196.4Куняев С. Ю. Озеро Безымянное: Книга стихов.– М., 1983. – С.213.284«никогда под русским небом / трава забвенья не взойдет»1. С другой стороны, встихотворении «Листья мечутся между машин» (1967) поэт с горечью осознавал:Я впадал окончательно в грусть,на душе становилось постыло,потому что беспечная Русьстолько песен своих позабыла!2В этом стихотворении С.
Ю. Куняев смело и ответственно связывает одинпечальный факт своей биографии с беспечным отношением русского народа ксбережению своего культурного достояния. Герой стихотворения не сумелвыяснить дату смерти своего отца в блокадном Ленинграде и установить местоего погребения, но «родовую, кровную связь с отцом сберег»3. С. Ю. Куняев необъясняет это обстоятельство личными обстоятельствами, сыновьим неусердием,и, таким образом, связывает его с особенностями национальной психологии. Но,«разрыв с прошлым воспринимается поэтом с тревогой и сожалением,впоследствиипреодолеваемыми»4.И.Шевелеваподмечает,что«живоепатриотическое чувство, прежде всего, заставляет его выявить остроту потери,гулкие очаги пустоты в современной культуре»5.Сравнивая грузинскую бережливость по отношению к древним песням срусской беспечностью, восхищаясь грузинским народом, «его жизнестойкостью,егодушевнойсилой,котораяпомогласквозьстолетиянашествийикровопролитных войн пронести гордость, самобытность, язык и культуру», 6 С.
Ю.Куняев, в конечном счете, в беспечности русских видит отнюдь не толькобесшабашность, но и некую глубинную мудрость, метафизическую правоту:Но зато на просторах полей,На своей беспредельной равнине1Куняев С. Ю. Избранные произведения. – Т.1. – М., 1988. – С.396.Там же. – С.196.3Гаврилов В. А.
Проблематика национальной самобытности в поэзии Станислава Куняева[Электронный ресурс] / В.А. Гаврилов // Режим доступа: http://www. parus.ruspole.info/node/4026(дата обращения 07.10.2016)4Там же.5Шевелева И. Путь в беспредельности родной // Москва. – 1987. – №2. – С.198.6Елигуашвили Э. Золото дружбы // Дружба народов.
– 1972. – №11. – С.265.285Полюбили свободу потерьИ терпенье, что пуще гордыни.1«Полюбили свободу потерь» – не означает у С. Куняева полного разрыва,отпадения от утраченного. Та творящая энергия, силой которой некогда былосоздано ныне утраченное, у русского народа остается.Мотивы памяти и забвения чрезвычайно характерны для русскойпоэтической классики.
К.Н. Батюшков писал: «О память сердца, ты сильнейрассудка памяти печальной»2. В стихотворении «Мой гений» К. Н. Батюшковразделяет память сердца и память рассудка. Память сердца жизнетворна,пленительна, а память рассудка отрезвляет и разочаровывает, истребляетспасительные и вдохновляющие иллюзии. Романтик В. А. Жуковский былубежден, что стремление оживить прошлое есть глубинная потребностьпоэтической натуры. Чем более зрелым становится поэт, тем более усиливаетсяего привязанность к прошлому. В.
А. Жуковский обожествлял прошлое.Способность очаровываться жизнью неотделима от духовного и поэтическоговоскрешения прошлого. Вместе с тем лирический герой В. А. Жуковского не былсвободен от контрастного ощущения зыбкости, эфемерности воспоминаний.«Зачем душа в тот край стремится, где были дни, каких уж нет?»3 – с горечьювопрошал поэт, но потребности мечтать, вспоминая, отнюдь не сопротивлялся.Упоение от воспоминаний, мысли о чудотворной, просветляющей силепрошлого пронизывают многие произведения А.
С. Пушкина. Значение «чудногомгновенья» знаменитая встреча А. С. Пушкина с идеальной героиней приобретаетне сразу, а благодаря памяти, в сфере воспоминаний. Если юношеская энергия иволя помогли человеку обрести и накопить драгоценные воспоминания, товпоследствии эти воспоминания делают его неуязвимым, полноценным,внутренне богатым и стойким. В дополнение к всеобщему отечеству такойчеловек становится обладателем сокровенного, интимного отечества. А. С.1Куняев С. Ю.
Избранные произведения. – Т.1. – М., 1988. – С.197.Три века русской поэзии. – М., 1979. – С.54.3Там же.286Пушкин восславил такую волшебную память и такое ничем незаменимоедуховное отечество в стихотворении «19 октября»:Куда бы нас ни бросила судьбинаИ счастие куда б ни завело,Все те же мы: нам целый мир чужбина,Отечество нам Царское Село.1Вместе с тем лирическому герою А. С. Пушкина ведомы отравляющие,ядовитые переживания, внушаемые памятью о собственных заблуждениях,падениях и грехах (например, стихотворение «Воспоминание»).М. Ю. Лермонтов в характере Печорина акцентировал титанизм абсолютнойпамяти.
Герой то и дело возвращается к своему прошлому, мысленно «пробегает впамяти все… прошедшее»2. Эта память сковывает Печорина по рукам и ногам,истощает его волю к жизни. Немало поэтических претензий у М. Ю. Лермонтоваи к беспамятству, к отпадению от собственного прошлого. Как романтическиймаксималист М. Ю. Лермонтов мечтал об абсолютном взаимопонимании междулюдьми и о достижении благодаря этому духовного бессмертия.Обозначенные мотивы в различныхвариациях, в обновленных ипреображенных формах звучат и в лирике Станислава Куняева. Память сердца –животворныйисточникИзначальныеслова,сентиментальногочувства,побужденияпафосамогутвегопроизведениях.вытесняться из сферырациональных ориентиров и активной воли, но в какой-то сокровенный моментжизни память воскрешает их; и выясняется, насколько они насущны:Слова, зароненные с детства,Которые юная матьУспела, как признак наследства,Нечаянно мне передать.31Пушкин А.
С. Стихотворения 1824-1836. – М., 2004. – С.51.Лермонтов М. Ю. Собр. соч. в 4 томах. – Т.4. – Л., 1981. – С.289.3Куняев С. Ю. Озеро Безымянное: Книга стихов. – М., 1983. – С.38.287В стихотворении «Слово» (1968) С. Ю. Куняев размышляет и о памятисердца, и о том, «как много душа позабыла событий, людей, голосов»1.Забвение – результат невольной слабости человека. Но не только. Поэт сопровергающей иронией пишет о приверженцах прогресса и фанатиках новейшихвеяний. Сам он категорически против того, чтобы одержимо «стараться в угодуминуте, спешить за временем вслед»2. Для С. Ю. Куняева важны и «ума холодныхнаблюдений», и «сердца горестных замет»3.
Но заметам сердца, как горестным,так и счастливым, он отдает предпочтение. Они надежнее, прочнее и прозорливее.Любование чистотой и безгрешностью ребенка – почти всеобщеепереживание людей. А вот память о собственной младенческой чистоте ибезгрешности – редкостное переживание, которым, видимо, награждается толькоподлинный поэт. Детское восприятие бытия воссоздается в стихотворении«Прилег, позабылся и стал вспоминать» (1963).
Образное сопоставление чистотыребенка и снега, песни и капели («я чист, словно снег», «а песенка, светлая,словно капель») раскрывает безмятежность созерцания природного мира исостояние души. Энергетический импульс поддерживается порывистым рисункомпроизведения, написанного трехстопным амфибрахием, который, как считал Н. С.Гумилев, «говорит о покое божественно-легкого и мудрого бытия»4.В стихотворении дважды используется форма записи «лесенкой», котораясоздает дополнительное зрительное впечатление. Поэт пишет: «и стало казаться –баюкает мать / меня в полутьме, в полудреме»5.
Лирический герой представлен вдвух ипостасях: младенцем, еще не обретшим сознания, еще не мотивированнымникакимиинтересамиистрастями;ивзрослымчеловеком,имеющимпредставление о «коварстве, любви и страданье». Но взрослый человекпросветлен, очищен памятью о своем младенчестве. Он переживает настоящийкатарсис. Л.
С. Выготский утверждает, что «катарсис является своего рода1Куняев С. Ю. Озеро Безымянное: Книга стихов. – М., 1983. – С.38.Там же.3Пушкин А. С. Евгений Онегин. – М., 2002. – С.8.4Гумилев. Н. С. [Переводы стихотворные]// Гумилев. Н. С Письма о русской поэзии. –М. :Современник, 1990. – С.73.5Куняев С.
Ю. Озеро Безымянное: Книга стихов. – М., 1983. – С.86.288«разрядкой» – освобождением от негативной эмоции, которую способен вызватьпредмет изображения»1.В стихотворении дважды встречается образ колыбели: сначала это колыбельмладенца («я просто лежу в колыбели»), а в финале – это колыбель, вновьобретенная личностью, преображенной воспоминаниями («а море качает моюколыбель и в детство меня возвращает»).
Эта святая колыбель, сбереженнаяпамятью, превышает свое исходное значение и прочно связывает лирическогогероя с матерью, с детством, с неизмеримо огромной жизнью. И, как верноподметила Л. Баранова-Гонченко, «здесь полное внутреннее согласие, ясность ипрозрачность взаимно преданных отношений»2. Память у С.
Ю. Куняева нетолько удерживает, сберегает прошлое, но и открывает в нем, а также внастоящем, новые смыслы, новые перспективы.Это позволяет С. Ю. Куняеву приурочить, приживить собственное прошлоек чужому настоящему. Одна из отличительных черт лирического героя С. Ю.Куняева – его способность чужое ощущать как собственное, как интимное. Этоблагодатное чувство лирический герой испытывает, например, в стихотворении«Мальчик» (1971). И младенец из предыдущего стихотворения, и мальчиквыведены из сферы уюта. Знаменательно, что мальчик «домой не идет»3.