Диссертация (Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)), страница 8

PDF-файл Диссертация (Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)), страница 8 Филология (55057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)) - PDF, страница 8 (55057) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)". PDF-файл из архива "Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Дридзе делает акцент на знаковой и функциональной природе текста,утверждая, что это «сложный знак и целостная единица общения» [Дридзе 1980:71].Интересно, что несколько иначе трактуют текст немецкие лингвисты,занимающиеся его исследованием. Так Х. Вайнрих говорит о тексте как осоединении связанных по смыслу языковых знаков в линейно-временнойпоследовательности [Weinrich 1993: 17], чем делает определение текстамаксимально открытой системой. К. Бринкер все же упоминает важностькоммуникативной функции для дефиниции текста, называя его ограниченнойпоследовательностью когерентных языковых знаков, которая в совокупностивыполняет определенную коммуникативную функцию (erkennbare kommunikativeFunktion) [Brinker 2001: 17].

Авторы грамматики Duden понимают под текстомсложный языковой знак, оформленный по синтаксическим правилам, имеющийединую смысловую тему и выполняющий определенную прагматическуюфункцию [Duden 1998: 934].Чья трактовка текста наиболее убедительно отражает его сущность, решаеткаждый для себя сам. Очевидно, что все зависит от того, какое из свойств текстанаиболее важно для исследователя и какой тип текста он рассматривает. И с этойточки зрения любая дефиниция имеет право на существование, если онааргументирована. Нельзя не отметить также, что зарубежные авторы стремятсяскорее к абстрактным формулировкам, благодаря чему их дефиниции болеесвободны от семантических или структурных ограничений.Свойства текста или его существенные признаки составляют его категории,отражающиеопределеннуючастьобщетекстовогосмысларазличнымиязыковыми, речевыми и собственно текстовыми (композитивными) средствами[Матвеева 2003: 533].

Но и при определении текстовых категорий мы также ненайдем общепринятого мнения. Обзор научной литературы по этому вопросупоказывает, что количество текстовых категорий, приводимое в различных41источниках, колеблется от двух до трех с лишним десятков.

По словам Т.В.Матвеевой[там же: 535] количество называемых категорий продолжаетувеличиваться. Это связано в первую очередь со сложностью текста как речевогообразования, а во вторую – с неоднородностью текстов различных типов,поскольку каждый из них функционально ориентирован, а следовательно,преследует определенные цели, нерелевантные для другого. В результате дляисследователей разных областей более важными видятся то одни, то другиепризнаки, которые получают название категорий.На наш взгляд, текстовые категории должны быть универсальными для всехтипов текста в равной мере, а не распространяться на те или иные, в зависимостиот их специализации.

Так думают далеко не все, иначе не существовало бы такогоразброса мнений по поводу количества текстовых категорий, выделяемых какприоритетные, и их наименований. В разных источниках и у разных авторов мынаходим следующий перечень категорий, определяемых как текстовые:1 ) информативность, 2) цельность, 3) связность, 4) завершённость, 5)композиция, 6) иерархия, 7) интеграция, 8) членимость, 9) тематичность (тема),10) логичность, 11) темпральность, 12) локальность, 13) континуум, 14)ретроспекция, 15) проспекция, 16) воспринимаемость, 17) адресованность, 18)ответность,19)доступность,20)грамматическаякорректность,21)пресуппозиция, 22) образ автора, 23) подтекст, 24) партитурность, 25),интертекстуальность, 26) прагматика, 27) интерпретируемость, 28) категориясубъекта(авторизация),29)диалогичность,30)тональность(текстоваямодальность), 31) оценочность, 32) акцентность, 33), гипотетичность, 34)отдельность, 35) сцепление, 36) причинность.Данный список впечатляет, учитывая, что от исследования к исследованиюколичествовариантов комбинацийи наименованийкатегорийменяется.Представляется, что причиной такого положения дел является многоплановость42объекта, зачастую неуловимость его свойств, которые характерны для одноготипа текста и не свойственны другому.Перечисленные категории неоднородны по своей значимости и способамматериальнойреализации(сравнимязыковыеспособывыражениятемпоральности и композиции или оценочности и логичности).

Поэтомуисследователи предлагают делить текстовые категории на структурные иконцептуальные (содержательные) [см. Гальперин 1971: 524, Тураева 1986: 81],что вполне логично и оправдано, но принципиально терминологических проблемвсе же не решает.В связи с этим, на наш взгляд, следует ограничить количество признаковтекста, составляющих его категории, аргументируя список уже названнымкритерием: они должны быть присущи всем типам текста в равной мере.Остальные важные свойства могут рассматриваться как признаки определенноготипа текста в рамках специализированного изучения.Универсальными текстовыми категориями являются:1. Информативность, поскольку любой текст несет в себе какую-либоинформацию, и именно передача информации, будь то содержательнофактуальная (СФИ), содержательно-концептуальная (СКИ) или содержательноподтекстовая (СПИ) информация [см.

Гальперин 1981: 27], являются стимуломдля производства текста.2.Целостность,обеспечиваемаяединствомосновнойтемы,коммуникативной направленностью и функциональной значимостью текста,наличием в нем иерархической структуры, в которую интегрируются все еёсоставные части, и завершенностью.3. Связность, обеспечиваемая когезией, т.е. наличием различных видовсвязи на поверхности текста на лексико-грамматическом и грамматикосинтаксическом уровне и когерентностью, реализуемой за счет содержательносмысловых отношений внутри текста на уровне его глубинной структуры. По43замечанию Х. Фатера [Vater 2001: 65], К. Ганзель и Ф. Юргенса [Gansel/Jürgens2007: 26] в некоторых случаях создаваемое намеренно отсутствие когезии втексте, компенсируется его когерентностью.4. Адресованность, заключающаяся в ориентированности на получателятекста как с формальной, так и с содержательной стороны. Эта категорияпредусматривает те свойства текста, которые отражаются эксплицитно иобеспечивают логичность его изложения через композиционное построение,членимость, при необходимости наличие ретроспекции и проспекции вконтинууметекста,черезопределениетемпоральностиилокальностисодержания, т.е.

его воспринимаемости / ответности.5. Модальность, понимаемая в широком смысле слова как отражениеотношения автора текста к его содержанию (воздержимся здесь от терминатекстовая тональность, более распространенного в других сферах). На наш взгляд,степень выраженности данной категории варьируется в зависимости от типатекста и может стремиться к нулю в официальных документах, истории болезни идр. или иметь максимальную степень эксплицитности в художественном илипублицистическом тексте. Поэтому в рамках модальности текста можнорассматривать и такие его свойства как акцентность, оценочность, эмотивность иэкспрессивность.Пять перечисленных категорий характерны для всех типов текста, даже дляинструкций по использованию бытовых приборов, кулинарных рецептов илиспискаправилдорожногодвижения,гдепервыечетырекатегориипрослеживаются с очевидностью, а пятая – модальность может быть определенакак нулевая или деонтическая, т.е.

побудительная.Наряду с перечисленными текстовыми категориями, свойственнымилюбому тексту, необходимо выделять также некие свойства, характерные толькодля определенных типов текста. Их исследование не менее важно, чем анализ44названных выше, хотя они не универсальны и всегда связаны с определеннойсоциальной, профессиональной, прагматической или ещё какой-либо спецификой.1.3.2. Категориальные свойства художественного текстаПредметом нашего исследования является художественный текст.

Онотличаетсяотпрочихсвоейсложностью,посколькуэточрезвычайномногообразный языковой объект, различающийся по родам, жанрам, формам,объему и стилям. Виды художественного текста варьируются от кратких форм,таких как четверостишье или басня, до крупной формы, такой как роман,многоактная пьеса или стихотворный эпос. Вопрос о том, почему столь разные поформе и содержанию тексты объединены в один тип, не так сложен, как могло быпоказаться на первый взгляд. Этот тип текста представляет собой одну из сферкоммуникации со своими законами, в которой создается некий воображаемыймир, отражающий в то же время характерные черты человеческого бытия ирефлектирующий по поводу изображаемого. Кроме того, все художественныетексты выполняют одну общую для их функцию – эстетическое освоениедействительности.

Эту задачу не ставит пред собой ни один другой тип текста, вовсем остальном художественный текст обладает теми же характеристиками, что илюбой другой, и перечисленные выше универсальные текстовые категорииприсущи ему в полной мере. Заметим в этой связи, что эстетическая функцияязыка стоит в ряду остальных его функций несколько особняком, и возможнопоэтому определяется М.Л. Котиным как самая загадочная, о которой он пишет,что ни знаковая природа языка, ни прагматические или синтаксическиеотношения между знаками не объясняют механизмов эстетического воздействияпродуктов речевой деятельности на коммуникантов [Kotin 2011: 235].Как функциональная единица языка [Fix 2008: 16] и лингвистическийобъект художественный текст должен отвечать определенным критериям45текстуальностииобладатьрядомсвойств.Критериитекстуальности,перечисленные в работе Р.-А.

Бограда и В. Дресслера [1981], несмотря нанеоднократно высказанные критические замечания [Vater 2001: 53; Глушак,Мирский 2007: 40; Zebrowska 2009: 223 и др.], всё же остаются в ранге базовых.Этокогезия,когерентность,интенциональность,воспринимаемость,информативность, ситуативность, интертекстуальность. Как видно, некоторыепозиции из этого списка попали в число текстовых категорий, что ещё раздоказывает отсутствие терминологического единства между лингвистами поданному вопросу.Рассмотрим теперь некоторые свойства художественного текста, невходящие в список универсальных текстовых категорий, но характерные дляэтого типа текста (что, однако, не исключает их актуальности для ряда текстовиных типов).Для художественного текста характерна грамматическая корректность.Важность её несомненна, но оговоримся, что с определенной стилистическойцелью она может нарушаться, поскольку художественный текст отражает мирреальной (хотя и художественно осмысленный) действительности, где ошибки истилистические погрешности неизбежны и сознательно включаются в текст приимитации разговорной речи, жаргонов, сленгов и проч.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее