Диссертация (Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)), страница 9

PDF-файл Диссертация (Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)), страница 9 Филология (55057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)) - PDF, страница 9 (55057) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)". PDF-файл из архива "Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Добавим также возможноенарушениеграмматическойкорректностиврамкаххудожественногоэксперимента.Интертекстуальность - свойство, без которого не мыслим современныйхудожественный текст, хотя и цитаты, и аллюзии существуют с незапамятныхвремен. В современном мире все больше текстов содержит интертекстуальныевключения. Под интертекстуальностью понимаются отношения между текстами внепрерывном континууме их существования, предусматривающие присутствие вкаком-либо тексте одного или нескольких предшествующих текстов [Глушак,Мирский 2007: 41]. Без цитат из работ ученых прошлого и настоящего46невозможно представить себе научного текста. Публицистическийтекстизобилует отсылками к другим текстам. И всё же нельзя говорить о том, чтоинтертекстуальностьявляетсяуниверсальнойтекстовойкатегорией.Этонеправомерно, поскольку в определенных типах текстов фрагменты другихтекстовых образований неуместны, например, в кулинарных рецептах, правилахторговли, ПДД и т.п.В художественном тексте интертекстуальность выступает как средствомежтекстовоговзаимодействия.

Онапозволяет осуществлять приращениесмыслов в принимающем тексте за счет диалога между текстами различных эпох,жанров, авторов и даже разных сфер коммуникации.Важнейшим свойством художественного текста является так называемый«образ автора». Оно распространяется и на ряд других типов текста, например, напублицистический или научный.В стилистическом энциклопедическом словаре русского языка подредакцией М.Н. Кожиной (2006) образ автора определяется в разных плоскостях,и это позволяет подойти к самому понятию с разных исходных позиций. В данномслучаенасинтересуетуниверсальнойправомерностьтекстовойкатегории,определениякакэтообразапредлагаетсяавторавкаксловарелингвистических терминов под ред. Т.В.

Жеребило, где он представлен какосновная категория текстообразования, определяющая все элементы структурытекста: тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств[Словарь лингвистических терминов и понятий: 2004].Мы считаем, что такая трактовка лишает смысла рассмотрение вышеназванныхосновныхтекстовыхкатегорийцельностиисвязности,обеспечиваемых когезией и когерентностью текста, выводя на первый плансубъектное начало текста в целом.

Это не соответствует реальному положениювещей, так как на практике существует немало типов текста, где авторское начало47или сводится к минимуму, или вовсе отсутствует (протоколы, официальныезаявления, коммюнике, инструкции и мн.др.).В то же время выделение образа автора как «основной категориитекстообразования, наряду с образом адресата формирующим лингвистические иэкстралингвистические факторы текстообразования» [Болотнова 2003: 253]вполне правомерно, поскольку это позволяет сделать акцент на тех свойствахтекста, которые реализуют партнерское начало обеих ипостасей – продуцента иреципиента текста, однако, в этой дефиниции просматривается прямая связь суниверсальной категорией адресованности.На наш взгляд «образ автора» - это, прежде всего, «художественнаякатегория, формирующая единство всех элементов многоуровневой структурылитературного произведения» [там же], а следовательно, одно из главных свойствхудожественного текста.

В этом ракурсе образ автора – способ проявления«глобальной категории субъектности, выражающей творческое, созидательноеначало в разных видах деятельности, включая речевую» [там же], котораяреализуется лингвостилистически в самых разных языковых формах структурносемантических предпочтений автора на базе его идиостиля. Представляется, чтообраз автора является признаком текста с выраженным индивидуальнымпочерком и параллелен упомянутой выше в списке категорий текста каккатегория субъекта.В. В.

Виноградов и Д. С. Лихачев считали, что образ автора должен бытьпредметомисследованиякаклингвистики,такилитературоведения:«Принадлежа двум наукам, проблема образа автора по существу неделима»[Лихачев 1971: 215].В этой связи нельзя не привести выдержки из концепции образа автора В.В.Виноградова,видевшеговнем«концентрированноевоплощениесутипроизведения» [Виноградов 1971: 118], в котором «как в фокусе, сходятся всеструктурные качества словесно-художественного целого» [там же: 211].48Не менее значимым свойством художественного текста является подтекст.На наш взгляд нет оснований считать его универсальной текстовой категорией.Во-первых, подтекст присущ далеко не всем типам текста, о нем говорят в связи схудожественным, публицистическим, сакральным текстом.

Во-вторых, смыслвсегда связан с заложенной в тексте информацией, которая может быть выраженаэксплицитно или имплицитно, и потому подтекст, как представляется, одна изформ проявления категории информативности.В Советском энциклопедической словаре подтекст определяется какскрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, которыйвосстанавливается на основе контекста с учетом ситуации [СЭС 1979: 1019].Основу подтекста составляет его материальная сторона, заложенная в языковыхзнаках.

Однако степень понимания подтекста неразрывно связанна со свойствамиличности адресата, начиная с возраста и образования и заканчивая ценностнойориентациейличности,чувственно-эмоциональнымопытомифоновымизнаниями, во многом определяющими тот потенциал, который позволяетиндивидуадекватновосприниматьподтекствпрочитанном.Степеньраспознавания подтекста в определенной степени пересекается также синтерпретируемостью, упомянутой выше в общем списке.Важным свойством художественного текста является диалогичность. Ондиалогиченпосвоейвнешнейнаправленности(непосредственнымилиопосредованным обращением к адресату текста) и по своей внутреннейнаполняемости, так как изобилует фиктивными и воображаемыми диалогами, чтоне является типичным для других типов текста.В принципе, эту позицию можно было бы рассматривать как универсальнуютекстовую категорию, так как под ней подразумевается свойство текста (ивысказывания),отражатьотношениеговорящего/пишущегоислушающего/читающего, субъекта и адресата речи, отношение «я» - сферы и «ты»- сферы модуса высказывания [Чубай 2007: 12].

Но подобные качества отражает49также категория адресованности, включающая в себя и другие важные параметры,поэтому мы остановились на ней.В.Г. Адмони выделял как текстовую категорию также партитурность текста,понимая под этим свойством взаимоотношение линейного и вертикальногоразрезов текста через их осмысление [Адмони цит. по Гальперин 1977: 530].Очевидно, что этот структурно-семантический параметр типичен только длясложныхтекстовинеявляетсяуниверсальным.Похарактеристикампартитурность можно соотнести с интерпретируемостью – возможностьюизвлечения потенциальной информации о заложенных в тексте смыслах,базируясь на его языковых характеристиках и соотнесенностью с внеязыковойдействительностью [Ташкинова 2010: 175].Мы оставили без внимания ещё ряд свойств текста, рассматриваемых внекоторых работах как текстовые категории, но они, в основном, входят в составуже названных и призваны или более тонко дифференцировать какие-либосвойства текста или углубить рассмотрение одной из упомянутых характеристик.По словам Б.М.

Гаспарова, «метаязыковая рефлексия», относительнохудожественного текста «никогда не достигает полного единства» с замысломавтора и интерпретацией его реализации, так как «все обнаруживаемыетождества, регулярности, правила имеют лишь частичную, относительную инеустойчивую ценность» и «их никак не удается свести вместе, в единую и разнавсегда построенную систему» [Гаспаров 1993: 17].1.4.

Структурность художественного текстаЛюбой текст должен быть структурирован. В.Г. Адмони выделял кактекстовую категорию также партитурность текста, понимая под этим свойствомвзаимоотношение линейного ивертикального разрезов текста через ихосмысление [Адмони цит. по Гальперин 1977: 530]. Очевидно, что этот50структурно-семантический параметр типичен только для сложных текстов и неявляется универсальным. По характеристикам партитурность можно соотнести синтерпретируемостью – возможностью извлечения потенциальной информации озаложенных в тексте смыслах, базируясь на его языковых характеристиках исоотнесенностью с внеязыковой действительностью [Ташкинова 2010: 175].Важнейшим элементом текста является его заголовок, единственныйэлемент, одновременно принадлежащий тексту и живущий своей, независимой отнего жизнью.

Его функция – представлять текст, проспективно указывать на темуили идею, своеобразная катафора, далеко не всегда имеющая в самом текстепрямую идентификацию, но всегда с ним связанную и в свернутой формерематизирующая его предикацию [ср. Гальперин 1981: 134]. Название текстарассматриваетсякактекстовойзнак,которыйможеттрактоватьсякакиндексальный, т.е. позиционно с ним связанный и представляющий совокупностьграфических знаков, а также как иконический, т.е. условно в концентрированномвиде отсылать ко всему содержанию [Лукин 1999: 61].Анализ структуры текста позволяет разложить его на отдельные элементы,определить их иерархическую взаимосвязь. Эта взаимосвязь создается за счетсодержательных и формальных компонентов текста (с помощью средств когезиии когерентности), путем комбинирования значимых элементов в соответствии спринципом организации текста как функциональной единицы языка.

Исходныммоментом примоделировании текстовой структурыявляется концепцияадекватности восприятия текста. В той или иной мере с разной степеньюуспешности каждый человек руководствуется ею при производстве текста.С научной точки зрения эта концепция делает возможным структурныйанализ, при котором текст разбивается на семантически самостоятельные позначимости элементы, связь между ними осуществляется в соответствии справилами синтагматики, а общий смысл текста воспринимается благодаряреализации прагматически обусловленной интенции речевого произведения.51Прежде чем текст получает свое языковое воплощение, он существует какпресуппозиция – своего рода «ситуативный фон», «раскрывающий связи междувысказываниямииосновывающийсянаопределённыхпредположенияхсемантики слов, словосочетаний и предложений, входящих в текст» [Колшанский1980:86], коррелирующий с нашими представлениями о мире и о законах егофункционирования.

Таким образом автор и получатель текста пользуютсяобщими ориентирами, позволяющими одному создавать, а другому восприниматьтекст.Структура текста обусловлена не только его содержанием, но и его типом.Здесь в силу вступают законы жанров. Они складывались в течение долгоговремени в соответствии с определенной текстовой парадигмой, что можнопроиллюстрировать на примере передачи одного содержания в различных типахтекста, сравнив протокол суда и текст детектива или описание опыта в научнойстатье и научно-фантастическом романе. В обоих случаях общим будетсодержание, но не его форма, не стиль изложения, не структура, которая связана стипом текста, с его стилистическими характеристиками, определяемыми егонаправленностью и социальной принадлежностью адресата [Fix 2008: 29; Sandig2006: 19].Практически все исследователи сходятся во мнении о том, что структуратекста имеет два уровня: поверхностный и глубинный, причем оба уровняявляются неотъемлемой частью любого текста [Fix 2008: 30].З.Я.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее