Диссертация (Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)), страница 6

PDF-файл Диссертация (Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)), страница 6 Филология (55057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)) - PDF, страница 6 (55057) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)". PDF-файл из архива "Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Для прозынельзя использовать правила, пригодные для поэзии и т.п., но единым для всехвидов художественного дискурса как и для всех литературных жанров является«универсум слова» [Тодоров 2001: 387], то есть использование языка как средствапередачи заложенного в произведении содержания и реализации с его помощьюсоответствующих задач. К примеру, эстетическая функция языка может включать29в себя такие задачи как нравиться или наставлять, играть или подражать. И вкаждом из этих случаев речь идет об особых языковых средствах, способныхреализовать тот или иной замысел.Языковые формы и структуры в дискурсе могут рассматриваться какинвентарь входящих в них знаков, а в процессе создания дискурса отбираются теиз них, которые формируют дискурс соответсвующего вида.

«Конструированиеобъекта» с опорой на заданный системой принцип предопределяет тип дискурса, асемиотическая компетенция его продуцента позволяет осуществлять выбор изимеющихся возможностей «сквозь сетку ограничений» [Греймас, Курте 1983:493].Язык в любом художественном образовании выступает как оригинальнаяречеэстетическая система, с помощью которой реализуется переход от формыпроизведениякегосодержанию.Невозможнозаменитьвконкретномхудожественном произведении какие-либо элементы текста на синонимичные.Каждый компонент в нем имеет свою структуру и семантику, однозначную посвоему смыслу, но одновременно многоплановую. Многоплановость связана стем, что каждый из аспектов структуры дает слову свое семантическоенаполнение;однозначность–стемфактором,чтоколичествопротивопоставлений-сопоставлений определяют место слова в данной структуре,и чем их больше, тем индивидуализированее его значение, и тем равнозначнееоно замыслу автора.Рассматривая литературное произведение в рамках художественногодискурса с лингвистических позиций можно определить как его формальныеязыковыехарактеристики,такисутьсоздаваемогосихпомощьюпрагматического эффекта, интенцию художественно-языкового творческого акта.Любое текстовое образование воспринимается как пласт художественнойкоммуникации, успешное функционирование которой требует от обеих сторон –продуцента и реципиента – соответствующей компетенции.

Содержание данной30компетенции носит не только лингвистический, но и экстралингвистическийхарактер. Обладая ею на сознательном и подсознательном уровне, талантливыеписателисоздаютлитературныепроизведения,способныевовлечьподготовленных читателей в созданный ими мир и стать, таким образом,носителями художественной информации.Все разновидности художественного дискурса, будь то лирическая поэзия,эпическая проза или пародия, всегда имеют свое конкретное языковое обличие,уникальную в своем роде реализацию заложенных в них идей, чувств ипереживаний.

И в каждом конкретном случае речь идет о художественном тексте– законченном произведении или его фрагменте, составленном из знаковестественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемыхпоэтического языка, сюжета, композиции и т.п.) [СЭС 1979: 1308].В художественно функционирующих текстах внимание часто оказываетсяприковано к тем элементам, которые «воспринимаются автоматически исознанием не фиксируются» [Лотман 1992:126]. Задача лингвистов состоит в том,чтобы выделить и систематизировать эти элементы, их «расшифровывать»,раскрыть те значения, которые скрывает языковая форма содержащихся в текстевысказываний. Глубокий лингвистический анализ художественного текстаневозможен без осмысления того, к какому типу данный текст относится, как онвоспринимается в синхронном и диахронном планах, без учета периода егосоздания.

В этом случае важнейшими показателями семантического наполнениялюбого художественного текста выступают языковые знаки, обладающие такимитекстовыми признаками как когезия, когерентность, интенциональность и рядомдругих показателей текстуальности, о которых будет сказано далее.Кроме того, важнейшей составляющей художественного текста являетсяподтекст - способ организации текста, ведущий к резкому росту и углублению, атакжеизменениюсемантическогои/илиэмоционально-психологическогосодержания сообщения без увеличения длины последнего [Кухаренко 1988: 181].31Он возникает в результате сложных отношений между фрагментами текста и егоэлементами.

В итоге возможна та многозначность семантики, которая позволяетвсякий раз интерпретировать текст по-новому: тогда возникают различныепрочтения, актуальные в любую эпоху и для каждого нового поколения читателейи исследователей. Тогда в силу вступают самые разные факторы: периодсоздания, присущая тексту композиционная схема построения, языковые нормы,актуальные в соответствующий исторический период. В то время, когдаинтерпретатор читает этот текст, важно, в конце концов, и то, на каком языке оннаписан и на какой язык и насколько качественно он переведен.Системный подход ко всем трем образованиям указывает на их глубокуювзаимосвязь: художественный дискурс раскрывает особенности художественнойлитературы в динамическом аспекте, где традиция, реальность и окружающаясреда перестраивают смысловую структуру художественного текста [Зусман2007: 455].Расшифровать всё заложенное в языковых знаках художественного текстаневозможнобезиспользованиянаработанногодесятилетиямиопыталингвистического анализа, который может подтвердить или опровергнуть любуюлитературоведческую концепцию.

Объектами такого исследования во всейполноте и взаимодополняемости выступают и художественная литература, ихудожественный дискурс, и художественный текст.1.2. Дискурсивные параметры художественного текстаГосподствовавший в науке ХХ века системно-структурный подход кизучению различных явлений позволил лингвистам выявить внутренниезакономерности и связи между элементами языка, их взаимодействие ивзаимовлияние. Много лет высшей единицей исследования языкознания былопредложение, но его рамки не давали возможность определить и описать32элементы, объединяющие предложения в более крупные языковые единицы.

Дажепри описании текста в качестве отдельного объекта изучения он поначалу такжерассматривался лишь как продукт объединения нескольких предложений в единоецелое. Шагом вперед стала трактовка текста как когерентной цепочкипредложений, связанных между собой по смыслу синтаксическими связями сакцентом на тема-рематическом делении.Когда в семидесятые годы ХХ века в рамках науки о языке сформировалсяраздел лингвистики текста как отдельной дисциплины, это позволило создатьсистему грамматических категорий текста с содержательными и формальнымиединицами данной сферы. Однако одновременно возникла необходимостьучитывать соотнесенность текста с реальностью, то есть с материальным миром,событием или явлением, а также с исторической эпохой создания текста, егокультурной принадлежностью, его референцией, которая повлекла за собой ещебольшеерасширениерамокисследования.Инымисловами,текстсталрассматриваться как явление языка в его отношении с пользователями.

Именноучет личностного фактора субъектов коммуникативного акта позволил взглянутьна текст как на структурированную, тематически завершенную единицукоммуникации, служащую для выражения коммуникативной интенции в рамкахопределенных социальных отношений.Отличиехудожественноготекстаотлюбогонехудожественногозаключается в том, что при понимании текста нехудожественного объектомрефлексии выступает объект, лежащий за пределами текста и только вводимыйтекстовыми средствами, в то время как при понимании текста художественногообъектом рефлексии выступает он сам [Галеева 1999: 30].

Иными словами, сфункциональной точки зрения художественным будет являться всякий словесныйтекст, который в пределах данной культуры способен реализовать эстетическуюфункцию и который построен и семантически организован таким образом, чтосодержит сигналы, обращающие внимание на данную организацию [Лотман 1992:33207]. Интересно, что непрерывность когнитивного восприятия и накопленияинформации в текстах общечеловеческой памяти не обеспечивается благодаряэстетической составляющей языка, и эстетическое воздействие не являетсяпервичным, но оно способствует нахождению оптимальной языковой формы припередачеивосприятиикогнитивногосодержания,котороепризваногарантировать его сохраниие в ментальном лексиконе индивидов человеческогосообщества [Kotin 2011: 239].Художественный текст не был бы таковым, если бы существовал какабсолютно ни с чем не сопоставимое образование.

Он и определяется какхудожественный, поскольку текстов с подобными характеристиками великоемножество. Их объединяет ряд структурных и эстетических признаков,возможность их анализа с точки зрения лингвистических параметров, ихпринадлежность к определенному корпусу языковых произведений. Не случайнов языкознании можно найти определение понятия «воображаемый корпустекстов» как тематически объединенных отдельных текстовых объектов,взаимосвязанных между собой интертекстуальными связями [Jung 1996: 455].Данная дефиниция предлагается Матиасом Юнгом также как разъяснениепонятия дискурс, столь распространенное на сегодняшний день во многихгуманитарных науках. С момента его актуализации в языкознании трактовкадискурса претерпела ряд изменений.

Однако и в настоящее время нельзяутверждать, что сам термин является однозначным. Как было отмечено ранее,первоначально дискурс рассматривался как особая коммуникативная формаречевых действий, вписанных в коммуникативную ситуацию и обладающихвыраженным социальным содержанием. При этом дискурс подразумевал лишьустную коммуникацию, проходящую в режиме реального времени, которая моглабыть проанализирована только в таком виде [Lexikon sprachwissenschaftlicherTermini 1988: 57].34Со временем трактовка дискурса вышла за рамки исходной концепции.Данный термин актуализировался одновременно во всей его многозначности ипоставил исследователей перед необходимостью уточнения возможных значений.В когнитивной лингвистике дискурс рассматривается как продукт взаимодействияструктур сознания, мышления и языка в определенном социокультурномконтексте.

В лингвистике текста он интерпретируется как текст в широкомсмысле слова, то есть как сложное коммуникативное явление, включающее, крометекста, еще и экстралингвистические факторы, необходимые для пониманиятекста [Караулов, Петров 1989: 8].Следует отметить, что, признавая текст базовым компонентом дискурса,практически все исследователи указывают на необходимость учета при егоинтерпретации фоновых знаний (знаний о событиях, состояниях, действиях ипроцессах, о фоне и обстоятельствах этих событий и оценке этих событийучастниками коммуникации) то есть контекста в широком смысле слова[Ульянова 2004: 25]. Из этого следует, что дискурс является связующим звеноммежду участниками коммуникативного процесса, а его вид предопределен егофункцией и его прагматической составляющей [там же: 26].В рамках дискурса текст рассматривается не как некая текстоваяабстракция, а как существующий в конкретном культурном пространстве продукткоммуникации, понимаемый как динамический процесс совместной деятельностилюдей, направленной на обмен информацией, идеями, опытом и др., выражающийчувства и эмоции, а также воздействие друг на друга [Касаткин2004: 66].Представление о категориях и единицах языка как системы не означает, чточеловек может успешно оперировать и адекватно воспринимать художественныетексты, владея навыками и способами восприятия отдельных его звеньев.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее