Диссертация (Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)". PDF-файл из архива "Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
А. Костровой, Н. Н. Матвеевой и мн. др.13Актуальность диссертации определяется необходимостью разработкиобщей теории метасемиотического подхода к тексту определенного типа. Крометого комплексное исследование метасемиотических параметров художественноготекста, в рамках которого предполагается выявление закономерностей егофункционирования как сложного метасемиотического системного объекта, даетвозможность целостного представления механизмов порождения информации вНХТ с помощью метазнаковых элементов внутри замкнутой знаковой системы,выявления парадигмы входящих в неё знаков, членов её оппозиций и определенияих прагматической направленности.Методыисследования.Использованныевданнойработеметодыисследования базируются на семиотическом подходе к рассматриваемомуобъекту, включающем в себя структурно-семиотический и функциональносемиотический методы, методы системного и компонентного анализа, с помощьюкоторых определяются формализованные признаки явлений и их функциональнаянаправленность и которые позволяют выявить составляющие парадигмыметасемиотического пространства НХТ.
Метод оппозиций необходим дляопределения признаков и свойств членов бинарных оппозиций различныхметазнаковых образований в рамках НХТ и установления их прагматическойзначимости.Научная новизна диссертации заключается в следующем:-разработана концепция метасемиотической модели художественноготекста, которая позволяет проводить структурно-семантическое сегментированиетекстовыхобразованийопределенноготипанаосновеопределенияихформальных признаков и в зависимости от выполняемой ими функции какметазнаков;- проведена инвентаризация представленных в лингвистической литературенаименований категорий текста, выявлены и определены категории текста с точкизрения их универсальности;14-рассмотренытекстовыекатегориальныесвойства,присущиехудожественному тексту как особому текстотипу;- представлен системный подход к художественному тексту с позицийметасемиотики как одного из направлений исследования текста с опорой напринципы семиотической концепции, очерчены границы метасемиотическогопространства НХТ;- разработана концепция об основном и фоновом планах повествованияНХТ, даны терминологические уточнения для их различения и проведено ихоппозиционно-знаковое сопоставление;- в рамках концепции об основном и фоновом планах повествованиявыявлены и обобщены закономерности в построении тема-рематическойпрогрессии различных композиционно-речевых форм повествования, которыерассматриваются как структурные признаки соответствующих знаков;- определена значимость временных форм глаголов как формализованныхпризнаков определенных текстообразующих элементов НХТ с соответствующимиметазнаковыми функциями;- на основе проведенного анализа текстов выявлена степень выраженностифонового плана повествования в современных художественных текстах, длякоторых характерны такие кодовые элементы как интертекстуальные включения,интердискурсивные вставки, билингвизм как явление полифоничности, техникамонтажа и др;- проведенооппозиционноесопоставлениепроявленийвнешнейивнутренней диалогичности в нарративном художественном тексте;- выявлена зависимость синтаксической организации единиц-знаков вметасимволической функции от их включения в основной или фоновый планповествования НХТ и степень обусловленности типа синтаксической структурыпрагматической интенцией контекста как знаковой характеристики явлениянарративного художественного текста.15Объектом исследования в нашей работе является метасемиотическоепространство немецкоязычного нарративного художественного текста.В качестве предмета исследования выступают знаковые элементыметасемиотическогопространстванемецкоязычногонарративногохудожественного текста, имеющие признаки формализованности на всех уровняхязыковойорганизацииархитектонико-речевыеиопределяемыеформыкаккомпозиционно-речевыеповествования,отражающиеиявленияонтологической реальности на уровне семиотической реальности.Цельданнойзаключаетсяработывразработкеконцепцииметасемиотического анализа НХТ на базе существующих положений семиотики сих осмыслением на метасемиотическом уровне, предполагающем рассмотрениефункционирования компонентов нарративного художественного текста какзамкнутой знаковой системы.В задачи исследования входит- определение теоретических предпосылок для подхода к художественнойлитературе, художественному дискурсу и художественному тексту как к объектамлингвистического исследования с базовым для анализа образованием –художественным текстом в рамках определенного родового и жанрового типа;-рассмотрениепонятия«категориятекста»сточкизренияеёуниверсальности, ограничение количества категорий текста универсальными, тоесть присущими всем типам текста независимо от их функциональнойнаправленности, выявление категориальных свойств художественного текста;- выявление и описание конституэнтов метасемиотического пространстванарративногохудожественноготекста,определениеихформализованныхпризнаков;- представление метасемиотической модели нарративного художественноготекста;16- выявление элементов системных оппозиций в рамках метасемиотическогопространства НХТ – основного и фонового плана повествования, внешний ивнутренней диалогичности в рамках данного типа текста;- исследование особенностей языкового выражения элементов-знаков,отражающих их принадлежность определенному плану повествования НХТ;- выявление закономерностей влияния контекста метасемиотической средына знаки НХТ на уровне синтаксической организации различных плановповествования в нарративном художественном тексте как его периферийногосектора.Материалисследованияпредставленкорпусомнемецкоязычныхнарративных литературно-художественных текстов, созданных в период с концаXVIII века по настоящее время общим объемом более чем в 9000 страницпечатноготекста, что обусловлено необходимостью показать некоторыетенденции в динамике изменения норм и правил при построении текстов данноготипа, влияющих на реализацию конституэнтов метасемиотического пространстваНХТ.Теоретическаязначимостьработызаключаетсяввыявленииуниверсальных текстовых категорий, в раскрытии специфики принциповметасемиотического подхода к художественному тексту, в разработке новогонаправления в исследовании общей теории текста на базе структурносемиотического и функционально-семиотического методов метасемиотическогоанализа, в возможности использования предложенного подхода при анализетекста любого типа.Теоретическаязначимостьопределяетсятакжесовокупностьюпоставленных и решаемых в ней задач, составляющих основной объемвыносимых на защиту следующих положений:- категории текста определяются с позиции их универсальности, т.е.
внезависимости от типа текста и включают в себя информативность, целостность,17связность,адресованность,модальность,акатегориальныесвойствахудожественного текста, присущие данному типу текста, включают в себяграмматическую корректность, интертекстуальность, образ автора, подтекст,диалогичность, партитурность;- художественная литература, художественный дискурс художественныйтекст представляют собой объекты лингвистического исследования с базовымобразованием – художественным текстом определенной родовой (эпической,лирической, драматической) и жанровой принадлежности;- структурность художественного текста является предпосылкой дляобразованиятекстовогокаркаса,накоторый«нанизываются»единицыментального формализованного языка – составляющие метасемиотическоймодели НХТ с горизонтальной и вертикальной осями.
На уровне горизонтальнойструктуры разворачивается повествование от зачина через среднюю часть кконцовке.Черезвертикальнуюосьструктурыпроисходитнасыщениегоризонтального уровня идейно-художественным содержанием, передаваемым спомощью соответствующих компонентов-знаков метауровня;- метасемиотическое пространство НХТ определяется его компонентамизнаками,вроликоторыхвыступаюткомпозиционно-речевыеформыповествования и архитектонико-речевые формы повествования, поскольку ониимеют признаки формализованности, привязаны к соответствующим типам темарематической прогрессии и служат для реализации заложенной в текстепрагматической интенции его автора;- НХТ представляет собой не однородное образование, а распадается на двеосновные линии наррации: основной и фоновый планы повествования, каждый изповествовательных планов реализуется в НХТ через определенные знаковыекомпоненты с типичными для них языковыми характеристиками;- языковые средства выражения модальности влияют на восприятиеосновного плана повествования НХТ через изменение модуса изложения в тексте18снейтральногонамодусвоображенияиливоспоминания;полифония,интертекстуальность и мультикодовость в НХТ нарушают нарративную цепочку,носят знаковый характер и способствуют формированию фонового планаповествования;- внутренняя и внешняя диалогичность НХТ образуют системнуюоппозицию, комбинирование знаковых элементов различных видов которой,способствует формированию композиции и сюжета литературного произведения;-выборсоответствующейсинтаксическойструктурыопределеннойединицы текста как знака предопределяется контекстом, в котором онаактуализируется и зависит в основном от того, в какой план повествования онаинтегрируется;- различные способы синтаксической организации текста образуютпериферийный сектор метасемиотического пространства НХТ, они составляютряд системных оппозиций: базовыми синтаксическими структурами знаковыхединиц основного плана повествования в НХТ являются повествовательныепредложения; вопросительные, побудительные и восклицательные предложениявходят, в основном, в единицы текста, представляющие на метасимволическомуровне фоновый план повествования;- гипотаксис в основном плане повествования представлен, прежде всего, ввиде темпоральных придаточных предложений, которые вместе с локальнымипридаточными способствуют формированию хронотопа НХТ, придаточныепредложенияссемантикойнереальностипринадлежатфоновомуплануповествования НХТ, т.к.
они уводят нарратив в сторону предположения иливоображения; остальные виды гипотаксиса не имеют жесткой привязки к какимлибо единицам текста – метазнакам определенного плана повествования НХТ имогут использоваться в обоих повествовательных планах.Практическая значимость исследования заключается в том, что егорезультаты могут использоваться в преподавании вузовских базовых и19специальных курсах по лингвостилистической и лингвокультурологическойинтерпретации художественного текста, по прагмалингвистике, прагматикепредложения,стилистике,метасемиотикетиповтекста,принадлежащихразличным дискурам.