Диссертация (Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)), страница 10

PDF-файл Диссертация (Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)), страница 10 Филология (55057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)) - PDF, страница 10 (55057) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)". PDF-файл из архива "Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Тураева определяет структуру текста как глобальный способорганизации объекта как некой целостной данности и считает необходимымизучать её материальные элементы, отношения между ним и то, что обеспечиваетцелостность текста в целом [Тураева 1986: 56].Практически все исследователи сходятся во мнении о том, что структуратекста имеет два уровня: поверхностный и глубинный, причем оба уровняявляются неотъемлемой частью любого текста [Fix 2008: 30].52Подобно тому, как высказыванию предшествует некая пропозиция,получающая свое языковое выражение в форме, диктуемой прагматическойинтенцией, так и текст, призванный выполнить свою коммуникативную задачу,существует в виде определенного замысла с соответствующим содержанием. Этотзамысел и составляет основу глубинной структуры, в котором кроются темы,идеи и цели текстового целого.

На уровне поверхностной структуры этапропозиция облачается в языковую форму в соответствии с существующимиправилами оформления текста определенного типа.Вопрос о том, какой структурный уровень более значим для производстватекста, не имеет двух вариантов ответа, как могло бы показаться на первыйвзгляд. Даже в самом простом и кратком текстовом образовании изменениепорядка слов в предложении или добавление модального слова во фразу можетсущественным образом изменить смысловое восприятие текста. Поэтомуглубинная и поверхностная структуры теснейшим образом взаимосвязаны ивлияют друг на друга.

Степень их взаимовлияния, способы его реализации ивозникающие за счет этого возможности требуют особого исследования, вкотором исходным моментом будет тип текста с учетом его функций,особенностей стилистического оформления, объема, степени выраженностиавторского начала. Но в известной мере отношение между глубинной иповерхностной структурами подобно отношению между языком и мышлением[Тураева 1986: 79].То, чтоглубиннаяи поверхностнаяструктурав художественномнарративном тексте составляют единое целое, не означает, однако, что междуэтими уровнями существует полное соответствие. Выраженность смысловглубинной структуры на поверхностном уровне происходит посредствомязыковых знаков, соотношение между которыми не равно один к одному.

Внекоторых художественных текстах заложенный в них смысл выражаетсяминимальным количеством языковых знаков, и тогда речь идет о компрессии53информации и о насыщенности и структурной напряженности текста [Валгина2003: 242]. Встречается и обратная ситуация, при которой для усилениясмысловых акцентов в художественном тексте смысл выражается избыточнымколичеством языковых знаков.

И та и другая ситуация является стилеобразующимфактором.Несовпадение количества слов с количеством выраженных ими смысловобъясняется Н.С. Валгиной асимметричностью языкового знака [там же],позволяющей передать определенное количество единиц плана содержания несоответствующимколичествомединицпланавыражения,илиотражатьпропозиции высказывания меньшим числом единиц предикативности [см.

Гак1998, Дьячкова 2002].В общем и целом структура текста позволяет объединить и упорядочитьэлементы языковой системы так, что они взаимодействуют друг с другом,выполняя соответствующую назначению текста функцию. Художественный текстпризван, в первую очередь, выполнять эстетическую функцию, базируясь накоторой его автор должен строить в нем некую модель мира средствами языка. Вней известные вещи приобретают дополнительные семантические оттенки за счетсвоеобразия языкового выражения, увидеть и распознать которые может тольковнимательный читатель.При создании эстетического художественного объекта важную роль играютте свойства языка, которые позволяют повысить художественную ценность ивыразительность текста. При этом повествовательная структура должна отражатьсмысл, заложенный в глубинной структуре и на уровне содержания, и на уровнеязыковой формы в соответствии с критериями художественности.Некоторые способы реализации смыслов текста на поверхностном уровнеприобретают напряженность и экспрессивность за счет способности языковогознака отражать большее число пропозиций или, напротив, увеличивать объемтекста без принципиального приращения содержания, добиваясь при этом более54ярких акцентов, нагнетания напряжения, замедления одних этапов повествованияи ускорения других.В общем и целом структура текста позволяет объединить и упорядочитьэлементы языковой системы так, что они взаимодействуют друг с другом,выполняя соответствующуюназначениютекстафункцию.Самтекстсвыявляемыми в нем категориями, реализуемыми в элементах глубинной иповерхностной структуры, строится путем комбинирования входящих в негоформализованных элементов.

Поскольку каждый из них обладает некимисвойствами, которые воспринимаются благодаря их языковому оформлению ивкладываемых в них смыслам, мы полагаем оправданным трактовать их какзнаки,входящиеХудожественныйвзамкнутуюдискурсвсистемуопределенногоограниченнойипостаситипадискурса.нарративногохудожественного текста как совокупности текстов данного типа с учетомэкстралингвистических факторов может быть представлен в виде системы знаковсо своими означающими и означаемыми. Модифицируя и чередуя данныезнаковые образования как элементы художественного текста, писатели создаютсвои произведения, выражая в них самые разнообразные смыслы и идеи, творяискусство художественной литературы. Мы определяем такую систему знаков какметасемиотику художественного текста, о своеобразии которой речь пойдет вследующей части данного исследования.55Выводы по Главе 1Рассмотрев в первой главе нашего исследования художественный текст всвете современной лингвистической парадигмы, мы пришли к следующимвыводам:1.

Художественная литература, художественный дискурс художественныйтекст могут выступать как объекты лингвистического исследования, причембазовым образованием для анализа является художественный текст в рамкахсоответствующего типа, определенного его родовой (эпической, лирической,драматической) и жанровой принадлежностью.2. Восприятие и осознание отдельного художественного текста тесносвязано с осознанием его как части целого, т.е.

как единицы, принадлежащейхудожественному дискурсу со всеми его характерными признаками, к которымотносятся: конкретное языковое обличие, выражающееся в преобладанииэлементов соответствующего функционального стиля, в его структурныхзакономерностях и эстетических задачах, в уникальной в своем роде реализациизаложенных в нем идей, чувств и переживаний участников коммуникативногоакта, в учете экстралингвистических факторов, повлиявших на эго создавшего егоадресанта и влияющих на эго воспринимающего его адресата и т.п.3. Художественный дискурс и входящие в его состав художественныетексты существуют в универсуме речевой деятельности людей, а характерныепризнаки первого отражаются в каждом его элементе – отдельном тексте. Врезультате этого взаимообмена оба образования функционируют в соотношениикак часть и целое.4.

Дефиниция текста как лингвистической функциональной единицы неможет быть однозначной и меняется в зависимости от того, какие его параметрынаиболее релевантны для определяющего его исследователя и проводимого имисследования.Этимобъясняетсямногообразиеопределенийнепрекращающиеся попытки уточнить содержание данного понятия.текстаи565. Категории текста, их число и обозначение не имеют однозначнойунификации, а их количество и вариативность разнится от исследования кисследованию. Целесообразно ограничить данное многообразие и придать емууниверсальный характер, выделив текстовые категории вне зависимости от типатекста.

Поэтому в их число можно включить пять следующих: информативность,целостность, связность, адресованность, модальность.6. Кроме универсальных текстовых категорий для художественного текстакак отдельного текстотипа характерны следующие категориальные свойства:грамматическая корректность, интертекстуальность, образ автора, подтекст,диалогичность, партитурность, которые следует рассматривать и изучать какособенности именно данного типа текста.7.

Типичной чертой художественного текста является его структурность, безкоторой он не воспринимается как таковой. Её реализуют трехкомпонентноепостроение данного типа текста и наличие глубинной и поверхностнойструктуры, состоящих в сложных отношениях друг с другом, но составляющихнеделимое целое.8. Трикомпонентапостроенияхудожественноготекстасчитаютсясильными позициями текста (вступление, основная часть, заключение) на общемтекстовом фоне и рассматриваются как знаковые.9.Поверхностнаяструктурахудожественноготекстаопределяетсяформальными конституэнтами на лексическом и грамматическом уровнеязыковойорганизации,аихсоставляющиевыступаюткакэлементы,реализующие текстовую когезию.10.Глубиннаяструктурахудожественноготекстаопределяетсязаложенными в текст смыслами и их взаимосвязью, что составляет когерентностьтекста и служит необходимым условием реализации его целостности.11.

Структурность художественного текста является предпосылкой дляобразованиятекстовогокаркаса,накоторый«нанизываются»единицы57ментального формализованного языка - сложные функциональные текстоворечевые единства,упорядочивающие развитие мысли ицелостность и законченность.придающие ей58Глава 2 Метасемиотический подход к художественному тексту2.1. Семиотика – наука о знаках. К истории вопросаПринципыдеятельностисемиотическогоприсутствовалиподходавнаукек разнымзадолгодовидам человеческойтогокаксемиотикасформировалась как самостоятельное научное направление благодаря работамамериканского исследователя Чарльза Сандерса Пирса (1837–1914), который ввелпонятие знака, предложил классификацию знаков и определил задачи семиотики.В доказательство этому можно назвать имя древнегреческого философа Платона(427-347 гг.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее