Диссертация (Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)". PDF-файл из архива "Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
В семиотическойреальности знаки выступают заменителями реальных предметов и явлений, какбы «шифруя» их. Иными словами, они становятся «посредниками» между двумяматериальными системами, одна из которых рассматривается как означающеедругой [Степанов 1971: 129]. Типы знаков (естественные, образные, языковые,иероглифические, математические, формализованные и т.д.) различаются по64«квантуабстрактности»[Соломоник2006:14],тоестьпостепениприближенности к их референтам в онтологической реальности. В классификацииЧ.С. Пирса рассматриваются три типа знаков: иконические, индексальные изнаки-символы в зависимости от вида отношений означаемого и означающего[Никитина 2006: 46].
Очевидно, что оперировать знаками может толькоспециалист, который имеет представление и о знаках определенного вида, и ореферентах данных знаков, и о знаковой системе, в которую они входят.Наблюдая за знаками как за некими явлениями и постоянно происходящими сними процессами, он выявляет закономерности в повторяющихся событиях исистематизирует их на уровне семиотического обобщения.Для работы с семиотическими системами необходимо определениевходящих в неё конституэнтов и связанных с ними понятий, объяснение работы сними. В качестве инструмента, позволяющего реализовать эти действия,выступает метаязык – «свод сведений о том, для чего создается данная система,каковы её основные и производные от основных знаки, как они организованывнутри системы, по каким правилам изменяются и функционируют» [Соломоник2006: 126].
С помощью метаязыка интерпретатор анализирует процессы внутрисемиотической системы, формулирует выводы относительно среды наполнения,определяетправилаработывнутрисемиотическихсистем,логикуихтрансформаций, поясняет наличие или отсутствие каких-либо компонентов,освещает все стороны происходящего.В процессе наблюдения за функционированием семиотическойсистемы её исследователь сталкивается с тем, что система не остаетсянеизменной, а постоянно трансформируется в результате сознательной ицеленаправленной деятельности людей. Поэтому процесс анализа знаковыхсистем не останавливается, методы его совершенствуются, а сам он углубляется,расширяется, становится все более разноплановым.
Модификации знаков,возникающие со временем в рамках системы, приводят к тому, что сама система65все больше удаляется от исходного варианта того времени, когда она начиналаформироваться. Основные (базисные) знаки дополняются вспомогательными,сращиваются с ними и превращаются в единый сложный знак. Количестводополнений зависит от качеств референтов новых знаков и того места, котороеони получают в общей знаковой парадигме системы, решая поставленные передними задачи.Принято различать открытые и закрытые знаковые системы. Кзакрытым системам относят в основном точные науки. Так Людвиг фонБерталанфи пишет в своей книге «Общая теория систем: Основы, Развитие,Применения» (1968), что традиционная физика работает только с закрытымисистемами, по тому же принципу действуют физическая химия и термодинамика[Bertalanffy 1968: 39-40]. Закрытые системы функционируют изолировано отсвоего окружения в онтологической реальности, в то время как открытые системыподобны живому организму, который существует и развиваетсяблагодаряпостоянному притоку и оттоку, созданию и разрушению входящих в нихкомпонентов [там же].Для открытых систем характерно постоянное проникновение в нихновых типов знаков.
Чтобы это было возможно, система должна обладатьдостаточной степенью прозрачности. Тогда при определенных условиях новыезнаки органично воспринимаются системой, не затрудняя пользователю работу сней,аихпоявлениепредпосылками.Попредопределяется,прошествиикакого-токакправило,временизнакиобъективныминовоготипавоспринимаются уже как естественные элементы знаковой системы, в которуюони вводятся.Как закрытые, так и открытые знаковые системы состоят из базисныхи произвольных знаков, которые, в свою очередь, не существуют (т.е. невоспринимаются) как знаки вне соответствующих знаковых систем.
Если знакизолирован от его окружения, он может быть исследован, но без соотнесения с66другими знаками, т.е. не как элемент знаковой системы, а как самостоятельноеявление онтологической реальности.Процесс, в котором нечто функционирует как знак, называетсясемиозисом [Моррис 2001: 47]. Семиозис определяют три фактора: 1) нечто,воспринимаемое как знак (означающее), имеющее соответствующий – дезингнат /референт (означаемое); 2) интерпретанта или воздействие, которое знак оказываетна воспринимающего его человека, и 3) интерпретатор, способный понять ирасшифровать происходящее в процессе семиозиса.
Последний должен не толькоиметь представление о знаках системы, но и оперировать знаками в полноценнойсемиотической деятельности, т.е. владеть навыками их восприятия, анализа иинтерпретации. В результате семиозиса выявляются закономерности, оперируякоторыми интерпретатор устанавливает порядок взаимодействия, взаимовлиянияи взаимозависимости знаков друг от друга.В результате семиозиса выявляются закономерности, оперируякоторыми интерпретатор устанавливает порядок взаимодействия, взаимовлиянияи взаимозависимости знаков друг от друга..
В ходе познания окружающего мира исследователь переходит отхаотической и нерасчлененной картины онтологической реальности к её внешне ивнутренне организованному представлению, которое дискретно и получаетотражение в виде знаков – соответствий, представленных в семиотическойреальности. Знаки неоднородны, они располагаются на различных уровняхдискретноипоследовательно.Врезультатесемиозисавыявляютсязакономерности, оперируя которыми интерпретатор устанавливает порядоквзаимодействия, взаимовлияния и взаимозависимости знаков друг от друга.Знак соединяется в системе с другими знаками, благодаря чему егосемантические возможности расширяются, синтаксические связи наделяют егопотенциалом иного уровня реализации, демонстрации референта в новыхнеожиданныхракурсах.Постепенноформируетсянекоесемиотическое67образование, в определенном смысле равное онтологической реальности, присистематизации, обобщении свойств и закономерностей функционированиякоторого оно приобретает вид модели.
Моделями называются схематическиепредставления сложных объектов или процессов, которые упрощают их иограничивают самыми существенными компонентами [Gross 1990: 24].Семиотическая модель не воссоздает онтологической реальности в еёосознаваемыхочертаниях,авоспроизводитеё,являясьобобщающиммыслительным образом. Поэтому она может значительно отличаться от своегопрототипа.
Важно, однако, чтобы модель отражала самые существенныехарактеристики «натуры», показывала возможные типы связи между элементамизнаками, для демонстрации которых она создается [Соломоник 2006: 54].Семиотическая модель включает, как правило, знаки разного уровня ипоэтомудолжнаотражатьспособысвязимеждуними.Речьидетосинтаксической связи элементов, благодаря которой модель может расширяться иобогащаться. Иными словами, знак в модели получает поддержку других знаков,приобретая в результате вид, позволяющий актуализировать то прагматическоезначение, к которому в определенном контексте стремиться вся модель.Обратившись к тексту как к некой среде, в которой слова выступаютв качестве базисных знаков, известные семиологии стали трактовать его какзнаковую систему, имеющую закономерности построения и функционирования.Дискретность знака, обозначающего какое-либо отдельное явление, влияет втаком ракурсе на его самостоятельность.
В результате соединения знаков общегокласса в нечто связное, знаки приобретают континуальные свойства за счетрасширения в синтагматическом направлении и открывают новые качествадискретности.Потенциалновыхструктурныхсвязейдаетвозможностьфункционировать знаковой системе как единое целое, развиваться как континуумпо своим законам.68В соответствии с положениями семиотики текст рассматривается какоткрытая знаковая система, в которой наряду с конвенциональными знакамипоявляются новые, не имевшие места ранее знаки.
Подобное можно наблюдатьпри появлении в письменных текстах знаков неязыковой природы, которые иранее включались в тексты определенного типа (таблицы, схемы, рисункимоделей и т.п.), и все чаще включаются сейчас и, очевидно, будут включаться вбудущем (фотографии, коллажи, смайлики и мн.др.). Такие элементы текстаникоим образом не связаны со словом, а способность текста включать их в себяобусловлена тем, что он должен отображать жизнь со всеми её нововведениями,вбирая в себя достижения прогресса.
В результате семиотическая реальностьтекста постоянно модифицируется, а её форма меняется, отражая чертыонтологической реальности, преобразуется на семиотическом уровне посредствомвсе более сложных разновидностей знаковых форм. Хотя текст функционируеткак замкнутая система, она остается открытой и гибко реагирует напреобразования, без которых человеческая жизнь немыслима.
Пересекаясь сдругими знаковыми системами, она включает их в себя по необходимости иприобретает благодаря этому большую выразительность, увеличивая свойсемантической и прагматический потенциал.Своеобразие новых форм знаков в семиотической реальности текстаобъясняется не только появлением в онтологической реальности чего-то ранее невстречавшегося, но и одним из общих свойств знаковых систем, чуткореагировать на любые внешние и внутренние преобразования.
Их новые типыпоявляются не тогда, когда завершено построение систем предыдущего уровня, атогда, когда новые явления уже укоренились в сознании людей, и возможностьпоявления знаковой системы продвинутого типа превращается в стимул кобобщению уже осознаваемых идей.692.2. Принципы метасемиотического подхода к художественному текстуЗнаковые системы, число которых определить весьма сложно, различаютсякардинально по типам знаков, по сферам их функционирования, по степени ихвыраженности и многим другим признакам. Так, язык, являясь одной из формреализации знаковых систем, представляет собой лишь первый шаг в этойреализации, лишь предпосылку, потенциальную возможность межличностнойкоммуникации, что можно наблюдать в процессе обучения иностранным языкам,когда одно только представление о языке как о знаковой системе не позволяетучащемуся в полной мере реализовывать межличностное общение.