Диссертация (Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)". PDF-файл из архива "Метасемиотика художественного текста (на материале немецкого языка)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Московский педагогический государственный университет»На правах рукописиШипова Ирина АлексеевнаМЕТАСЕМИОТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА(на материале немецкого языка)Специальность 10.02.04 – германские языкиДиссертация на соискание ученой степенидоктора филологических наукНаучный консультант:доктор филологических наук,доцент Аверина А.В.Москва20172ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..........…..7- 21ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………….........22 - 329Глава 1. Художественный текст в свете современной лингвистической парадигмы……………………………………………………………………………………...22 - 571.1.Художественная литература, художественный дискурс и художественныйтекст как объекты лингвистического исследования……………………..22 - 311.2.Дискурсивные параметры художественного текста……………………..31 - 381.3.Художественный текст в аспекте его категориальных свойств…………..…381.3.1.
Универсальные текстовые категории………………………………….…..38- 441.3.2. Категориальные свойства художественного текста……………..……….44 - 491.4. Структурность художественного текста…………………………….......….49 - 54Выводы по Главе 1………………………………………………………………...55- 57Глава 2. Метасемиотический подход к художественному тексту……………58 - 1212.1. Семиотика – наука о знаках. К истории вопроса……………………..........58 - 612.1.2. Семиотическая концепция научных исследований………………………61- 682.2. Принципы метасемиотического подхода к художественному тексту……69 - 762.3. Метасемиотическое пространство нарративного художественного текста..……………………………………………………………………………………...76 - 802.3.1.
Нарративный художественный текст как составляющая художественногодискурса …………………………………………………………………………...80 - 832.3.2. Композиционно-речевые формы повествования как составляющаяметасемиотического пространства нарративного художественного текста...…84-942.3.3 Архитектонико-речевые формы повествования как составляющаяметасемиотического пространства нарративного художественного текста…………………………………………………………………………………….94 - 10232.3.4. Повествовательная перспектива, модус её реализации, типы повествовательных форм и категории субъекта как составляющие метасемиотическогопространства нарративного художественного текста………………………102 - 1082.3.5.
Знаковый характер тема-рематической прогрессии в нарративномхудожественном тексте……………………………………………………108 - 1142.4. Структурно - метасемиотическая модель нарративного художественноготекста…………………………………………………………………..……….114 - 118Выводы по Главе 2 ………………………………………………………........119 - 121Глава 3. Основной и фоновый план повествования в нарративном художественномтексте. Оппозиционно - знаковое сопоставление…………....................................1223.1. Основной и фоновый планы повествования как составляющие нарративногохудожественного текста……………………………………………...…..…….122 - 1233.1.1.
Предпосылки метасемиотического сопоставления основного и фоновогопланов повествования НХТ……………………………………………..…….124 - 1263.2. Знаковые компоненты нарративного художественного текста с преобладаниемосновного повествовательного плана……………………….………………………1273.2.1. Идентификация пространства в нарративном художественном тексте.Знаковая роль дейксиса ………………………………………………….……127 - 1313.2.2. Идентификация времени в нарративном художественном тексте.
Знаковостьхронотопа……………………………………………………………………….132 - 1363.2.3. Роль временных форм глаголов в формировании основногоповествовательного плана нарративного художественного текста…………136 - 1433.3. Влияние модальности на тип плана повествования в нарративногохудожественного текста………………………………………………………..143 - 1553.4. Знаковые компоненты нарративного художественного текста спреобладанием фонового повествовательного плана……………………155 - 15643.4.1.
Знаковые характеристики техники монтажа как способа построениянарративного художественного текста с преобладанием фонового планаповествования…………………………………………………………………..156 - 1593.4.1.1. Лингвистические параметры техники монтажа, формирующие фоновыйповествовательный план нарративного художественного текста………......159 - 1673.4.2. Знаковая роль интертекстуальности в нарративном художественномтексте………………………………………………………………………..…..167 - 1683.3.2.1. Интертекстуальность и квотативная эвиденциальность как элементыфонового плана повествования в нарративном художественном тексте……168-1803.4.3. Виды и способы проявления полифонической природы нарративногохудожественного тексата и знаковость её реализации………………………180 - 1923.5.
Мультикодовость художественного текста как его знаковаяхарактеристика…………………………………………………………………193 - 205Выводы по Главе 3……………………………………………………….…….206 - 208Глава 4. Внутренняя и внешняя диалогичность в нарративном художественномтексте. Оппозиционно-знаковое сопоставление…………………………….209 - 2544.1.
Диалогичность художественного текста как знак………………............209 - 2134.2. Внутренняя диалогичность нарративного художественного текста.Вариативность прагматических задач при передаче «чужой» речи в нарративномхудожественном тексте………………………………………………..……………..2134.2.1. Прямая речь как компонент внутренней диалогичности нарративногохудожественного текста……………………………………………………….213 - 2164.2.2.
Прагматика использования элементов разговорной речи в речи персонажей внарративном художественном тексте……………………...............................216 - 2264.2.3. Прагматика использования элементов современных средств коммуникации внарративном художественном тексте как способа передачи речиперсонажей………………………………………………………….................226 - 23054.3. Прагматика использования косвенной речи в нарративном художественномтексте……………………………………………………………………………231 - 2364.4.
Внешняя диалогичность нарративного художественного текста…........237 - 2404.4.1. Знаки диалогичности в монологическом художественном тексте........241- 251Выводы по Главе 4………………………………………………………..........252 - 254Глава 5 Синтаксическая организация высказываний как знак, определяющий типповествовательного плана нарративного художественного текста………….255 -3295.1 Контекст – знак: прагматика взаимообусловленности…………………...255 -2575.2. Повествовательные предложения-высказывания как базовая синтаксическаяструктура основного плана повествования нарративного художественноготекста…………………………………………………………………….....................2585.2.1. Паратаксис в основном плане повествования нарративного художественноготекста……………………………………………….….......................................259 - 2605.2.2. Гипотаксис в основном плане повествования нарративного художественноготекста……………………………………………..……………………………..260 - 2645.2.3.
Контекстуальная обусловленность синтаксической организацииповествовательного высказывания в нарративном художественном тексте……..2655.2.3.1. Контекстуально-прагматическая обусловленность безличных предложенийв нарративном художественном тексте……………………………………….265 - 2755.2.3.2. Контекстуально-прагматическая обусловленность номинативных структурв нарративном художественном тексте………………………........................276 - 2835.3.
Вопросительные, побудительные и восклицательные предложениявысказывания как синтаксические структуры преимущественно фонового планаповествования нарративного художественного текста………………….......283 - 2845.3.1. Вопросительные предложения в нарративном художественном тексте какпредопределяемый контекстом знак………………………………………….284 - 2925.3.2. Побудительные предложения в нарративном художественном тексте какпредопределяемый контекстом знак…………………………………..……...292 - 29565.3.3. Восклицательные предложения в нарративном художественном тексте какпредопределяемый контекстом знак………………………………………….295 - 3015.4. Виды гипотаксиса как знак фонового плана повествования нарративногохудожественного текста…………………………………………..…………….301- 3025.4.1. Придаточные предложения нереального условия как знак фонового планаповествования нарративного художественного текста…………………...…302 - 3055.4.2.
Придаточные предложения нереального сравнения как знак фонового планаповествования нарративного художественного текста……………………...305 - 3145.4.3. Вводные предложения как знак фонового плана повествования нарративногохудожественного текста……………………………….…………………….....315 - 326Выводы по Главе 5……………………………………………………………..327 - 329ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……330 - 336СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..337 - 361СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА …………………….……..362-3647ВВЕДЕНИЕСовременные лингвистические исследования становятся всё разнообразнее,что обусловлено теми изменениями, которые кардинально меняют наш мир.Скорость протекания процессов, происходящих в обществе, как в одной стране,так и во всем мире, не могут не влиять на язык, являющийся основойкоммуникации между людьми.
Способы и средства коммуникации приобретаютвсё новые формы, в результате меняются и нормы общения, а следовательно, иязыковые средства их выражения.Обращаясь к внутренней дифференциации направлений в рамках науки оязыке, лингвисты всё чаще ищут пути интеграции с другими науками. Таковатенденция сегодняшнего дня, позволяющая увидеть потенциал адаптивностиязыковых процессов как свойства самоорганизующейся системы, понять ихпричины, предугадать вероятные тенденции.
Чтобы научные исследования далиощутимые результаты, необходим не только анализ изучаемого материала, но исинтез – комплексное рассмотрение объектов изучения.Именно в процессекомплексного подхода к материалу исследования появился ряд таких важныхдисциплин как лингвистическая философия, социолингвистика, этнолингвистика,психолингвистика,нейролингвистика,математическаялингвистика,вычислительная (компьютерная, инженерная) лингвистика, лингвостатистика идр. Все эти направления являются весьма эффективными и предполагаютдальнейшее успешное развитие.Объединение данных в рамках различных специализаций языкознания неменее результативно: союз стилистики, синтаксиса и прагматики привел квозникновению теории текста, ставшей одним из важнейших направленийлингвистики.В 80-х годы ХХ века важное место в лингвистике заняла семиотика,соединившая семантику, изучающую отношение знаков к обозначаемому,8синтактику, рассматривающую отношения знаков между собой и прагматику,исследующую отношение знаков и тех, кто ими пользуется [Арнольд 2013: 10,11].Прагматикакакнаправлениелингвистикисвязываетеёсантропоцентрической природой языка, отражая её в объяснении вариативностисистемных закономерностей лингвистических процессов.Семиотические взаимосвязи пронизывают язык как функциональнуюзнаковую систему, служащую для хранения информации и обмена ею.