Диссертация (Эволюция художественного сознания в творчестве Б.К. Зайцева)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция художественного сознания в творчестве Б.К. Зайцева". PDF-файл из архива "Эволюция художественного сознания в творчестве Б.К. Зайцева", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образования«Российский университет дружбы народов»На правах рукописиПОЛТАВСКАЯ ЕЛЕНА АНДРЕЕВНАЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯВ ТВОРЧЕСТВЕ Б. К. ЗАЙЦЕВАСпециальность: 10.01.01 – русская литератураДиссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорПинаев Сергей МихайловичМосква – 2018ОглавлениеВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................
3ГЛАВА 1. Становление творческой идивидуальности Б.К. Зайцева ....... 131.1. Формирование литературных взглядов Б.К. Зайцева.............................. 131.3. Творчество Б.К. Зайцева периода 1908-1917 гг. ...................................... 44ГЛАВА 2. На переломе эпох: творчество Б.К. Зайцевав годы революции ............................................................................................... 572.1.
Повесть Б.К. Зайцева «Голубая звезда»: сакрализация образаженственности .................................................................................................. 572.2. Рассказы Б.К. Зайцева 1917-1921 гг.: «Душа», «Белый свет», «УлицаСвятого Николая», «Уединение». ..................................................................... 672.3. Тема Италии в прозе Б.
К.Зайцева 1919-1921 гг. ..................................... 75ГЛАВА 3. Период эмиграции: новое мироощущение Б.К. Зайцева ........ 853.1. Эволюция авторского стиля Б.К. Зайцева в период эмиграции ............. 853.2. Роман Б.К. Зайцева «Золотой узор»: практический опыт «духовнойавтобиографии» ................................................................................................. 943.3. Роман Б.К.
Зайцева «Дом в Пасси»: пути христианскоговеропостижения ............................................................................................... 1073.4. Повесть Б.К. Зайцева «Река времен» как итоговое произведение ...... 118ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................. 127БИБЛИОГРАФИЯ ............................................................................................
131Приложение №1 ................................................................................................. 151Приложение №2 ................................................................................................. 152Приложение №3 ................................................................................................. 1532ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования.
Литература русского зарубежья,несмотря на неослабевающий интерес исследователей, до сих пор остается недо конца изученной. Как отмечает А.А. Пронин, интенсивность исследованиялитературы русской эмиграции возросла во второй половине 1990-х годов –начале XXI века [169].
Особенно интересными в плане изучения остаютсяпроблемы эволюции творческого сознания писателей, чье творчество делитсяна два периода: доэмиграционный и послеэмиграционный (И.А. Бунин,Б.К. Зайцев, В.В. Набоков и многие другие).Творчество Бориса Константиновича Зайцева (1881 – 1972) – создателялирико-философской прозы, для которой характерно жанровое многообразие(романы, повести, рассказы, беллетризованные биографии, очерки, пьесыи т.д.) – продолжает привлекать к себе внимание исследователей1.
Как помировоззрению,Б.К. Зайцевароссийскийтакиотчетливоипохудожественнымделитсянапослереволюционныйдвапринципампериода:эмигрантский.творчестводореволюционныйИсопоставлениепроизведений этих двух периодов подводит к пониманиюэволюцииобразной системы, изменения художественного сознания Б.К.
Зайцева.Ранний (доэмигрантский) период (1901 – 1922) широко представлен влитературатурной критике начала ХХ века (Ю.И. Айхенвальд, В.Я. Брюсов,А.А. Блок,З.Н. Гиппиус,А.Г.Горнфельд,Р.В. Иванов-Разумник,Е.А. Колтоновская и др.): в многочисленных рецензиях и очерках,посвященных анализу произведений писателя, созданных в эти годы, данаоценка особенностей мировоззрения автора, его эстетической системы,своеобразияхудожественногометодаидр.Эмигрантскаякритикавоспринимала Б.К. Зайцева как прямого наследника русской классическойлитературы(преждевсего,еетургеневско-чеховскогонаправления).См.: Зайцев Борис Константинович (1881–1972) / Сост.
И. Пантелей, при участии Е.В. Глуховой// Русская литература конца XIX – начала ХХ века. Библиографический указатель. Т. I (А–М). М.,2010. С. 570–587.13Исследования данного периода (с 1922 года) составляют несколько групп:статьи обзорного характера (в них прослеживается весь творческий путьписателя, осуществляются попытки обозначить концептуальную основу егоэстетической системы); рецензии и заметки, посвященные конкретнымпроизведениям или сборникам (как правило, они передают не тольковпечатление от прочитанного, но и содержат интересный исследовательскийматериал); наконец, поздравительные статьи на юбилеи и годовщинытворческой деятельности (благодаря им воссоздается человеческий образавтора как уникальной личности).Своеобразным рубежом в исследовании творчества Б.К.
Зайцева стал1972 год. После смерти писателя внимание к его наследию закономерноактивизируется: в различных эмигрантских газетах и журналах появляютсянекрологи,воспоминания,многочисленныестатьи(например,Г.В.Адамовича, Архим. Киприана Керна, П. Грибановского, В. Завалишина,М.А. Осоргина, Л. Ржевского, Ф. Степуна, Г.П. Струве, Е.Таубер), которыеобъединены мыслью о том, что умер последний представитель русскойсловесности Серебряного века.В СССР Б.К.
Зайцева как писателя-эмигранта практически не изучали.Хотя имя его упоминалось в академических исследованиях о русскомреализме XX века, советское литературоведение ограничивалось лишьоценкой дореволюционного творчества. После перестройки начался новыйэтап в осмыслении произведений Б.К. Зайцева, связанный с возвращениемего книг на родину: с 1989 года в России регулярно издаются сборникиизбранных текстов писателя, а с 1999-го – полное собрание его сочинений,чтозакономерноисследованийприводиткпоявлению(В.В.
Агеносов,многочисленныхЕ.В. Воропаева,научныхО.Н. Михайлов,Т.Ф. Прокопов, Л.А. Смирнова, А.Г. Соколов, А.П. Черников и др.).Творчество Б.К. Зайцева всегда было в центре внимания критиков илитературоведов. Обилие критической и исследовательской литературы,представленноекакдореволюционным,4такисоветскимпериодом,литературная критика русского зарубежья, исследования зарубежныхученых, а также современное отечественное литературоведение – всё этоотражает различные этапы изучения творческого наследия писателя. Длякаждого из них характерно повышенное внимание к определенным аспектамхудожественного мира писателя.Изначально интерес исследователей концентрировался на частныхвопросах поэтики Б.К. Зайцева, – наиболее детально анализировался егостиль: в монографиях В.Т.
Захаровой и Л.В. Усенко, в диссертацияхЮ.А. Драгуновой,А.В. Курочкиной, О.С. Мерцаловой,И.А. Полуэктовойрассматриваются импрессионистические тенденции, лиризм и цветописьпрозы Б.К. Зайцева. Вместе с тем, в работах современных ученых-филологовзатрагивались такие аспекты поэтики писателя, как сюжет, композиция,основные мотивы рассказов и повестей (Ю.М. Камильянова, С.В. Сомова,Г.В. Воробьева),исследовалась(О.Н. Калениченко),романажанроваяпоэтика(В.Н. Конорева),егоновеллыпутевогоцикла(Н.Б. Глушкова).
Из произведений периода эмиграции пристальное вниманиеисследователей привлекали художественные биографии, – им посвященыдиссертационные работы Н.Н. Жуковой, Н.Н. Завгородней, О.А. Кашпур,И.А. Минаевой, А.В. Ярковой и др. Также объектом научного исследованиястановились проблемы автобиографизма и историзма прозы Б. К.Зайцева(Л.И. Бронская,Л.А. Трубина,Т.Н.
Фоминых),своеобразияегохудожественного метода (Е.Ф. Дудина), наследования им традиций русскойклассической литературы (Н.А. Куделько) и др.Но изучение внутренних закономерностей эволюциитворчестваБ.К. Зайцева, исследование его как системного единства длительное время непредпринималось. И только в 2000-е годы появились научные работы, вкоторых творчество писателя рассматривается как целое: А.М. Любомудровполагает, что источником внутренней цельности художественного мираписателя является метод «духовного реализма», Н.И.