Диссертация (Оценочные средства описания социальной группы студенчество (на материале русской прозы конца XIX в.)), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Оценочные средства описания социальной группы студенчество (на материале русской прозы конца XIX в.)". PDF-файл из архива "Оценочные средства описания социальной группы студенчество (на материале русской прозы конца XIX в.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Мед выстраивает свою концепцию языковой оценки как средствавыражения ЯКМ. В основе этой точки зрения лежит идея М. Хайдеггера о том,что человек не только создает КМ, но и формирует свою позицию в отношенииокружающего мира. В общем, в ЯКМ проявляется предметный мир, мнения о нем,30ценностные признаки мира и субъективная позиция человека.
Все вышесказанныеэлементы, отражающиеся в ЯКМ, находят «свое языковое воплощение в особомдля каждого языка взаимодействии средств языкового выражения» [Мед 2007: 4].Учитывая отношения языковых средств и контекста, создающих оценочныесуждения, Н. Г. Мед классифицирует оценочную лексику и фразеологию по ихсемантическим характеристикам на три вида оценочных номинаций:«1) косвенно-оценочные номинации квантитативной оценки (лексические ифразеологические),дающиеколичественнуюоценкуистимулирующиекачественную оценку в зависимости от контекста;2) собственно-оценочные номинации качественной оценки (лексические ифразеологические) основанные на стереотипных представлениях о ценностях ивключающие общую и частные оценки;3) зависимыеноминациисовмещеннойоценки-интенсификации(лексические и фразеологические), формирующие то или иное оценочноезначение или его интенсификацию исходя из семантики ключевого слова илиокружающего контекста» [Мед 2008: 11].Общая оценка, по мнению Н.
Г. Мед, возникает, когда человек или предмет,признаваемый хорошим, соответствует, с одной стороны, прототипической норме,а с другой – гомеостатической норме, включающей образец, правило, требующееподражание и т. п. [Мед 2007: 22]. По замечанию Н. Г. Мед, «моделированиеоценочной семантики осуществляется на комбинировании различных типовоценок, основанных на соответствии или несоответствии тем или иным видамнорм»: количественная оценка – параметрической норме, эстетическая –антропологической и гендерной норме и т.
д. [Мед 2007: 21–24].Классификация оценок в концепции Н. Д. Арутюновой базируется нафундаментальных философских работах и исследованиях по языкознанию. Так,используется классификация понятия добро у Аристотеля, согласно которой доброможет быть трех видов: 1) внешние блага; 2) блага, относящиеся к душе; 3) блага,относящиесяктелу[Аристотель1984: 66], кроме того, применяется31классификация Т. Гоббса, также состоящая из трех видов: 1) добро в обещании;2) добро в действии как желаемая цель, обозначаемое словом «приятное»;3) добро как средство, что мы обозначаем словами «полезное», «выгодное» [Гоббс1964: 86]. Также учитывается разработанная Г.
Х. фон Вригтом классификациятипов оценки по видам оценки и семантике сочетаний со словом «good(хороший)», в результате которой выявляются шесть «форм добра», т. е.разновидностей оценок: 1) инструментальные оценки; 2) технические оценки, илиоценки мастерства; 3) оценки благоприятствования; 4) утилитарные оценки;5) медицинские оценки, характеризующие физические органы и психическиеспособности; 6) гедонистические оценки [Арутюнова 1988: 66–69].Н. Д. Арутюнова разделяет все оценочные значения на общеоценочные ичастнооценочные.Частнооценочныезначениямогутбытьразделенынаоценки(приятный–следующие категории:1) сенсорно-вкусовые,илигедонистические,неприятный, вкусный – невкусный, привлекательный – непривлекательный,душистый – зловонный; то, что нравится – то, что не нравится);2) психологическиеоценки,вкоторыхсделаншагвсторонурационализации, осмысления мотивов оценки: а) интеллектуальные оценки(интересный, увлекательный, захватывающий, глубокий, умный – неинтересный,неувлекательный,скучный,банальный,поверхностный,глупый),б) эмоциональные оценки (радостный – печальный, веселый – грустный,желанный – нежеланный, нежелательный, приятный – неприятный);3) эстетические оценки (красивый – некрасивый, прекрасный – безобразный,уродливый);4)этическиеоценки(моральный–аморальный,нравственный–благоприятный–безнравственный, добрый – злой, добродетельный – порочный);5) утилитарныеоценки(полезный–вредный,неблагоприятный);6) нормативные оценки (правильный – неправильный, корректный –32некорректный, нормальный – анормальный, ненормальный; стандартный –нестандартный, бракованный; доброкачественный – недоброкачественный,здоровый – больной);7) телеологическиеоценки(эффективный–неэффективный,целесообразный – нецелесообразный, удачный – неудачный).Перечисленные категории образуют три группы:1) сенсорные оценки, связанные с ощущениями, чувственным опытомфизическим и психическим – сенсорно-вкусовые (гедонистические) оценки,психические (интеллектуальные, эмоциональные) оценки;2) сублимированные оценки, связанные с удовлетворением чувствапрекрасного и нравственного – эстетические оценки, этические оценки;3) рационалистические оценки, связанные с практической деятельностью,практическими интересами и повседневным опытом человека – утилитарные,нормативные и телеологические оценки.Ихосновныекритерии:физическаяилипсихическаяпольза,направленность на достижение определенной цели, выполнение некоторойфункции, соответствие установленному стандарту [Арутюнова 1988: 75–77].Средирассмотренныхсовременныхподходовкописаниюоценкиклассификация Н.
Д. Арутюновой, в которой основаниями оценок служат какчувства, ощущения, так и психологические и рационалистические мотивы,гуманизированные идеалы, представляется наиболее полной и максимальносоответствующей цели настоящей работы.1.4. Средства выражения оценки в языкеСточкихудожественногозренияВ. В.
Виноградова,произведениядолженанализязыкаосновыватьсяисодержаниянапониманииобщественной жизни данного периода народа, на разностороннем знанииискусства, литературы, культуры и др., на представлении той эпохи о состоянии и33стилях общенародного разговорного и литературного языка, на индивидуальномтворческом способе автора и т. д.
[Виноградов 1959: 171].Основным понятием при анализе языка является понятие уровня, спомощью которого демонстрируется существенная особенность языка, как егочленораздельный характер и дискретность его элементов [Бенвенист 1974: 129].Оценкаопределяетсякак«функционально-семантическаякатегория,реализуемая в речевой деятельности системой разноуровневых языковых средств»[Маркелова2006:72],именноналексическом,словообразовательном,морфологическом, синтаксическом уровнях и в тексте. В данной работе основноевнимание уделяется уровню лексики.Для выражения оценочных значений применяются различные языковыесредства, например, лексические, синтаксические, стилистические и др., срединих, по мнению Н. С.
Болотновой, анализ лексико-семантического уровняхудожественного текста представляет наибольший интерес, поскольку этотуровень занимает первое место в формировании разных смыслов текста какрезультат языковой, текстовой, культурной деятельности [Болотнова 1989]. Приэтом большую смысловую нагрузку несут лексические элементы. Л. Г. Бабенковысказывает мнение, что единицы уровня лексики являются основным средствомтекстообразования, смыслообразования, и смысловыражения. Благодаря своейнаибольшейструктурной,смыслонакопительнойхарактеристике«слово...формирует на основе той или иной части картины мира особый, сложнейший мирэмоций, мыслей и духовных ценностей человека» [Бабенко и др.
2000: 325].Важным аспектом анализа значения слова в контексте является изучениеконнотативного значения. Как пишет Л. Блумфилд, «… важным проявлениемнеустойчивостизначения,значениякоторыемыоказываетсяназываемналичиеконнотацией»дополнительных[Блумфилдоттенков1968:156].Исследователь предлагает изучение коннотации не только в лингвистическом, нои в экстралингвистическом аспекте.Существует большое количество исследований по коннотации, и ее34определенияоказываютсянеоднородными.Так,В. Н. Телияопределяетконнотацию как «семантическую сущность, узуально или окказиональновходящую в семантику языковых единиц и выражающую эмотивно-оценочное истилистически маркированное отношение субъекта речи к действительности приее обозначении в высказывании, которое получает на основе этой информацииэкспрессивный эффект» [Телия 1986: 5].Е.
М. Сторожевавнутриязыковыхиуказывает,чтовнешнеязыковыхструктуракомпонентовконнотацииконнотации,состоитизпоследниесвязываются «с экстралингвистическим факторами, параметрами ситуацииобщения, с восприятием и оценкой говорящего предмета, ситуации, о которыхидет речь; эти элементы характеризуют условия, в которых протекает речевоеобщение; самого говорящего с различных сторон; социальные отношенияучастников речи и т.п.» [Сторожева 2007: 115].А. В. Кунин в своей работе выделяет оценочный компонент коннотации,который представляет собой отношение человека к объекту, данное с помощьюязыковых средств эксплицитно или имплицитно [Кунин 1996: 94].
Оценка, с точкизрения В. И. Шаховского, является неотъемлемым элементом коннотативногокомплекса лексического значения слова, так как «мы понимаем и чувствуемодновременно, т. к. оцениваем и переживаем одновременно с называнием объектаоценки» [Шаховский 1983: 17].Иными словами, оценка и коннотация тесно связаны и зависят друг от друга.На основе оценки складывается коннотативный компонент значения слова; в то жевремя коннотация может быть одним из способов выражения языковой оценки[Вестфальская 2015: 5].«Оценка содержится в семантике слов, входящих в высказывание, норешающим оказывается содержание всего высказывания, содержание оценочныхслов и предикатов» [Головня 2010: 16]. Иногда в контексте безоценочныелексические единицы получают оценочность, а слова с положительнойконнотацией могут быть использованы в противоречивой ситуации для35выражения отрицательной оценки определенным субъектом того или иногообъекта и наоборот.
Коннотативные значения языковых единиц играют важнуюроль в создании оценки в контексте, поэтому они относятся к числу средствсинтаксического и текстового уровней.Оценка определяется в словаре как «мнение, суждение, высказанное окачествах кого-чего-нибудь» [ТСРЯ Ушакова]. Более широкое энциклопедическоетолкование характеризует оценку как «отношение к социальным явлениям,человеческойдеятельности,поведению,установлениеихзначимости,соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение,согласиеиликритикаит.
п.).Определяетсясоциальнойпозицией,мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развитиячеловека. С другой стороны, учет мотивов, средств и целей действия, его условий,места в системе поведения личности – необходимое условие правильной оценкиэтого действия» [БЭС].Под оценкой в данной работе понимается не только лингвистическая, но иэкстралингвистическаяоценка.Лингвистическаяоценка–этооценка,отражающаяся в языке, она была описана выше. Экстралингвистическая оценка –это оценка, выражающаяся с помощью таких внеязыковых факторов, как контекстили ситуация, социальные обстоятельства или исторический фон и т. п.Рассмотрение одновременно и языковых, и экстралингвистических оценокпозволяет «судить не только о поверхностных, но и о глубинных структурах,управляющихментальнымлингвокультурныхиобщностейнементальнымиповедениемформирующихуэтихтехилииныхпредставителейопределенную «картину мира»» [Сорокин и др. 1988: 5].В данной работе языковая оценка социальной группы «студенчество» – этооценка, характеризующая студентов в русской прозе с различных точек зрения ипереданная разными частями речи; экстралингвистическая оценка реализуетсяконтекстуальными, коннотативными, ситуативными и др.