Диссертация (Оценочные средства описания социальной группы студенчество (на материале русской прозы конца XIX в.)), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Оценочные средства описания социальной группы студенчество (на материале русской прозы конца XIX в.)". PDF-файл из архива "Оценочные средства описания социальной группы студенчество (на материале русской прозы конца XIX в.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
системыобщественных ориентиров.1.3.1. Общие характеристики языковой оценкиПонятие оценки выстраивается на основе философской теории ценностей,благодаря чему оценка принадлежит к универсальным категориям, а речеваяситуация оценки всегда оказывается типовой, для выражения оценочногозначения в которой требуется отобрать и употребить конкретные языковыесредства [Фомина 2007: 154].В области философии тема оценки анализируется в рамках теорииаксиологии, в которой, главным образом, рассматриваются само понятие ценностив качестве меры «человеческого, социального и культурного значения различных25явлений действительности» и связи «целостной ориентации человека спознавательными и волевыми аспектами его деятельности» [Николаева 2007: 174].Еще в античной философии ценностные аспекты человеческого бытияпривлекали внимание ученых.
Философы Сократ, Платон и Аристотельстремились выявить идею универсальных ценностей посредством изучениявопросов благой целесообразности. В первой половине XX в. брало свое началопонятие аксиологии, которое предложил французский философ П. Лапи. В работеКанта, противопоставившего нравственность необходимости, в первый разпоявилось понятие ценности. В середине XIX в. Р. Г. Лотце разработал особуюдоктрину ценностей, в соответствии с которой ценности составляют мир идей иявляются более значимыми по сравнению с предметным миром, который толькообозначает идеальное бытие.
Позже философ В. Виндельбанд рассматривалценности как виды норм, также в работах Г. Риккерта большое вниманиеуделялось признанию безусловно обязательных сверхэмпирических ценностей[ФС Фролова 2001: 17–19].В лингвистическом плане под оценкой понимается универсальная языковаякатегория, суть которой состоит в том, что в языке демонстрируется ценностноеотношение познающего субъекта к объективной реальности [Николаева 2007:175].Оценка определяется как совокупность «разноуровневых языковых единиц,объединенных оценочной семантикой и выражающих положительное илиотрицательное отношение автора к содержанию речи» [Баженова 2006:139],которые актуализируются на фоне нейтрального отношения [Вольф 2014:16].
Такчто с учетом своей природы и характера языковая оценка может представлять тритипа: нейтральная, положительная и отрицательная [Иванова 2015: 90]. Кпонятию языковой оценки обращались многие ученые, и особенности еепроявления изучались в различных аспектах. Так, А. А. Ивин исследует логикуоценочного рассуждения и создает логическую теорию абсолютных оценок [Ивин1970]; Е.
М. Вольф устанавливает функциональные особенности оценочных26высказыванийирассматриваетоценочнуюсемантикувсобственнолингвистическом плане [Вольф 2014]; Н. Д. Арутюнова анализирует категорииоценки как явления, связанные с логикой мышления и практикой жизни[Арутюнова 1988] и др.Исходя из поля научных интересов, исследователи по-разному подходят коценке: анализируя языковые явления, Ю. А.
Фомина отмечала, что различныеклассификации оценок в основном базируются на следующих критериях:1) аксиологической интерпретации – положительной (мелиоративной) иотрицательной (пейоративной, дерогативной);2) наличииэмотивногокомпонента–рациональной(интеллектуально-логической) и эмоциональной;3) соотношении объективного и субъективного факторов – общей оценке(холистической оценке, аксиологическом итоге) и частной оценке;4) способе оценивания – абсолютной оценке и сравнительной оценке;5) влиянии контекста – ингерентной (языковой, узуальной) оценке иадгерентной (речевой, окказиональной) оценке [Фомина 2007: 154–156].1.3.2.
Теоретические подходы к изучению языковой оценкиСовременныеаксиологическихконцепцииисследованиях.языковойоценкиИсследованияосновываютсяА. А. Ивина,напосвященныеописанию общих проблем логики оценочного рассуждения, направлены насоздание теории логики добра. Результаты его теоретических изысканий легли воснову исследований оценки и ее категорий [Ивин 1970].Логика, или формальная логика является наукой, главное содержаниекоторой представляет собой теория формального вывода.
Логика оценок илиформальная аксиология рассматривается как раздел логики, анализирующийвыводы, посылки и заключения, которые и являются оценками [Ивин 1970: 4].Процесс коммуникации при помощи языка образуется из четырех элементов:27говорящего; предмета, о котором идет речь; слушателя; языкового выражения.Учитывая отношение между языковым выражением и остальными тремяэлементами, можно обнаружить три фундаментальные функции языка:1) информативную, с помощью которой формулируются истинные илиложные суждения;2) экспрессивную, при употреблении которой выражаются состояниясознания говорящего;3) эвокативную, которая используются для того, чтобы оказать влияние наслушателя и возбудить у него некоторые оценки и стремления к определеннымдействиям [Ивин 1970: 11–12].По мнению А.
А. Ивина, компоненты логической структуры оценкивключают субъект, объект, характер и основание оценки. Среди них субъектоценки – это лицо или группа лиц, которые приписывают объекту ценность;объект – это предмет оценки, которому субъектом приписана ценность. Объектоценки может быть одним предметом или группой, составляющейся изнескольких предметов; под характером оценки понимаются абсолютные илисравнительные оценки, а также квалификация объекта субъектом оценки;основание оценки – это явление или предмет, с точки зрения которогопроизводится оценивание [Ивин 1997: 163–164].А.
А. Ивин разделяет основания оценок на три вида:1) чувство или ощущение – внутреннее основание;2) образец, идеал, стандарт;3) иная оценка – внешнее или утилитарное основание [Ивин 1970: 31].Важно отметить, что оценки изменяются не только от человека к человеку,но и у одного и того же человека с течением времени [Ивин 1970: 33]. Такимобразом, по мнению А. А. Ивина, анализ оценки выявляет как синхронныехарактеристики, так и диахронические.Современные концепции языковой оценки акцентируют внимание на разныхаспектах описания этого явления. Е. М. Вольф, описывая роль, которую играют28оценочные значения в речевых структурах и языковых единицах, исследует ихпрежде всего в функциональном аспекте, а также выявляет их общие и частныехарактеристики в процессе взаимодействия.
Также в своих работах Е. М. Вольфнамечает возможные пути изучения оценки и смежных с ней проблем [Вольф 2014:5].Е. М. Вольф разделяет оценочные высказывания на две группы всоответствии со структурными элементами: 1) основные элементы – субъектоценки,объектоценкииоценочноеотношение«хорошо/плохо»;2) факультативные элементы – субъект «пользы», классификаторы, мотивировки,различные средства интенсификации и деинтенсификации и др. Главнымиэлементами оценочной структуры являются ее субъект и объект, которыесоединяются с помощью оценочных предикатов. «Субъект оценки, эксплицитныйили имплицитный, – это лицо или социум, с точки зрения которого дается оценка.Объект оценки – это лицо, предмет, событие или положение вещей, к которымотносится оценка» [Вольф 2014: 12–13].
Эти компоненты оценочной структурысовпадают с элементами оценки при логическом подходе, который описывалсявыше в концепции А. А. Ивина.Е. М. Вольф обращает особое внимание на абсолютные оценки, которые нетолько по количественным, но и по качественным характеристикам всегдасодержат имплицитное сравнение, лежащее в основе общих социальныхстереотипов, однако, когда объекты сопоставляются друг с другом, возникаютсравнительные оценки [Вольф 2014: 15, 47–53].Кроме того, в области абсолютной оценки количественная или качественная,частная или общая оценки обладают своей шкалой и соответствующимистереотипами в процессе коммуникации участников данной КМ. По замечаниюЕ.
М. Вольф, оценочные стереотипы слагаются из объектов, которые входят вклассификационные структуры и имеют стандартные наборы признаков [Вольф2014: 56–57].Е. М. Вольф затрагивает вопросы, касающиеся шкалы и нормы оценок,29указывая, что в рамках структуры оценочной шкалы оценка разделена насубъективную и объективную стороны. Шкала оценок демонстрирует такиесвойства, как нарастание признака, недискретность и неопределенность. Крометого, отмечается характер отношений между нормой и шкалой: норма показываетпризнаковые характеристики стереотипного представления оцениваемого объекта,которые являются частью шкалы оценок [Вольф 2014: 54].В своей работе Е.
М. Вольф также различает понятия общей и частнойоценок, дифференцируя их следующим образом: «общеоценочный признак«хороший/ плохой» подразумевает определенный спектр входящих в оценочныйстереотип объекта частных признаков, в то время как частнооценочные признакимогут быть как стереотипными, так и нестереотипными» [Вольф 2014: 67].Е. М. Вольф не уделяет большого внимания объекту оценки, которыйсистемно рассматривался в трудах других ученых, она делает акцент на анализесубъекта оценки. С точки зрения исследователя, субъект оценочной структуры –это одно определенное лицо, дающее индивидуальную оценку; совокупность лиц,образующих часть социума или социум в целом, с точки зрения которогопроизводится оценка как общее мнение, вместе с этим субъект можетпредставлять собой как один из актантов, так и автора текста.
Субъект производитоценку по признакам, существующим в КМ его шкалы и в соответствующихстереотипных представлениях [Вольф 2014: 69].В языке художественной литературы роль субъекта оценки определяется спомощью разнообразных способов, так как отношения в оценочных структурахмежду автором, рассказчиком, персонажами часто бывают сложными [Вольф 2014:74]. Таким образом, анализ оценочного субъекта в художественном текстеявляется актуальной и интересной задачей.Н. Г.