Диссертация (Оценочные средства описания социальной группы студенчество (на материале русской прозы конца XIX в.)), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Оценочные средства описания социальной группы студенчество (на материале русской прозы конца XIX в.)". PDF-файл из архива "Оценочные средства описания социальной группы студенчество (на материале русской прозы конца XIX в.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Художественный текст как способ описания фрагментов языковойкартины мираСодержание текстов, прежде всего художественных, не исчерпываетсяодной информацией о культурных, научных, исторических процессах; текстыявляются источниками широкого спектра социокультурных знаний, сохраняяисторические данные, сведения о национальной психологии, поведению и т.
п.Работа с художественным текстом по извлечению этой информации имеет своиособенности. Н. Л. Чулкина замечала, что материал, в том числе «примеры изхудожественной или публицистической литературы, авторами которых являютсятворческие личности, профессионально работающие с языком, и методика их«обработки» не отражают в чистом виде усредненный вариант видения мирачерез родной язык рядовым индивидом» [Чулкина 2016: 5].В. Гумбольдт дал следующую оценку писательскому творчеству: «еслирядовой член речевого коллектива следует семантическим правилам своего языкаи находится некоторым образом в его «плену», то мастер художественного слова,20глубоко проникая в тайны родного языка, следует уже не слепо заученнымправилам, а как бы становится соучастником в созидании языкового мировидения– непрекращающегося процесса постижения мира через язык» [Гумбольдт 1984:18].С точки зрения З.
К. Сабитовой, художественный текст, отражающийнекоторые фрагменты ЯКМ и его концептуальной модели, наглядно и яркодемонстрирует культурные коннотации, которые содержат единицы русскогоязыка [Сабитова 2015: 75].Каждый язык состоит из многих уровней (фонетический, лексический,синтаксический и др.), содержащих в себе свою собственную картину мира. Темнеменеелексическийуровеньязыкаобладаетнаибольшими«мировоззренческими» возможностями [Даниленко].
КМ в художественном текстесоздается в сознании авторов и читателей при помощи текстовых смысловвербального и невербального происхождения, а смыслы текста первогопроисхождения преимущественно определяются семантикой лексических единиц[Аквазба 2004: 9].1.2. Языковая оценка как способ описания элементов языковой картинымираА. М. Еримбетова указывала, что человек не может осуществить процесспознания мира без сравнивающей и оценивающей деятельности сознания[Еримбетова 2005: 49].
Кроме того, необходимой составляющей познавательногопроцесса является система ценностных ориентиров, с помощью которых человекопределяетместокакого-либообъектаилидействительности и в собственной картине мира.21явлениявокружающей1.2.1. Понятие ценности в философии и в языкеЦенность, или аксиология, – это раздел философии, изучающий разнуюзначимостьобъектов[Ивин2017:7].философамиразныхшкол,например,ДанноепонятиесуществуютрассматриваетсяученияоценностиВ.
Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Шелера, Н. Гартмана, Н. О. Лосского и др.[Матвеев 2017]. Проблемой ценности занимаются в разных аспектах, так,В. А. Василенко изучает ценность и ценностные отношения, С. И. Поповрассматривает ценности и современный социал-реформизм и т. д. [Харчев 1966].Существует большое количество определений ценности с различных точекзрения, так, в работе П. Е. Матвеева ценность определяется как «особое качество,которое связано с объектами и субъектами и характеризует их единственность,единство, их место во всеобщей взаимосвязи» [Матвеев 2017: 6]; а самымраспространенным определением считается следующее: «...
все многообразиечеловеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их кругприродных явлений может выступать в качестве «приметных ценностей» какобъектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра и зла, истины ине истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливогоили несправедливого и т.
д. Способы и критерии, на основании которыхпроизводятсясамипроцедурыоцениваниясоответствующихявлений,закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъективные ценности»(установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные вформе нормативных представлений), выступая ориентирами в деятельностичеловека» [ФЭС 1989: 732].Будучи самыми фундаментальными особенностями культуры и самымивысокимистандартамиповедения,ценностилежатвосновеоценки,производимой человеком при описании предметов, качеств, события и др. Ониизучаются не только в философии, но и в социологии, психологии, лингвистике идр. науках.22В. И. Карасик подчеркивает, что лингвистическая классификация ценностейможет быть построена на различных основаниях, прежде всего на типахоценочных слов.
Он разделяет ценности на пять группы: индивидуальные –персональные, авторские; микрогрупповые – ценности, принятые в кругу семьи,между близкими друзьями и т. п.; макрогрупповые – статусные, социальные и др.;этнические; общечеловеческие [Карасик 2002: 116].С помощью языка формулируется оценка, выражающая положительное,отрицательное или нейтральное отношение субъекта к объекту, устанавливающаяабсолютную или сравнительную ценность объекта [Ивин 2017: 28].1.2.2. Оценка в языкеОбщеизвестно, что в лингвистике существуют две группы оценки: языковаяи неязыковая (или речевая).
В первой группе семы «хорошо» или «плохо»записываются в словарном истолковании, а в речевой оценке слово иливыражение определяет свое положительное или отрицательное значение впроцессе речи при их употреблении [Даирова 2010: 18].По словам Алайды и Я. Ассмана, «устная речь и письменная – этоотдельные миры» [цит. по: Kippenberg 1992: 103].
Во всех отношениях важнуюроль играет письменное слово. С точки зрения Дж. Гуди, по сравнению с другимиписьменная фиксация помогает превратить имплицитное знание в эксплицитное[Goody 1968]. Иными словами, «имеет место как бы эксплицирование второгопорядка: уже сам по себе язык, как говорилось выше, способствует дискретизации,дискурсивизации наших знаний о мире, обществе и о себе, а письменнаяфиксация переводит этот процесс на некоторую более высокую ступень» [Касевич1996: 204].В настоящем исследовании проанализирована не только языковая, но иречевая оценка, поскольку в материале присутствуют содержащие оценочныевысказывания диалогические реплики персонажей.23В языке взаимоотношения и взаимосвязь между реальностью и человекомпроявляются в самых разных аспектах, в частности, особое место принадлежитоценочному аспекту.
Носитель языка членит реальный мир с точки зрения егоценностного характера, а именно хорошего и плохого, полезного и вредного и т. п.[Иванова 2015: 89].1.2.3. Ценностная картина мираВ своей работе Г. П. Выжлецов предлагает «четко различать понятия оценкикак субъектно-объектного отношения и ценности, фиксирующей наиболее общиетипы отношений между субъектами любого уровня от личности до общества вцелом, исполняющие обратную нормативно-регулирующую роль в обществе»[Выжлецов 1996: 36].Чтобы комплексно и всесторонне изучать ценности в языке, учеными былапредложена модель ценностной картины мира, выступающая как один из аспектовязыковой картиной мира.Исследовав ценностную картины мира в языке, В. И. Карасик суммировалследующие ее особенности:1) состоит не только из общечеловеческих, но и из культурно специфичныхценностей, включая этнокультурные и социокультурные;2) обладает системной особенностью. Данная модель представляет собойсистему ценностей конкретного языкового коллектива, в которую входят наиболеесущественные для данной культуры смыслы, т.
е. ценностные доминанты,«совокупность которых и образует определенный тип культуры, поддерживаемыйи сохраняемый в языке»;3) находит отражение в семантике языковых единиц, в том числелексических, фразеологических выражений и фольклорных текстов, когдавышеуказанные единицы в языковом сообществе соответствуют работающимправилам, нормам и стереотипам и т. д.;244) подчиняется закону семантики, в зависимости от которого в этой картинемире получается четкая квалификация оценки, в том числе и самое частное иособенное выражение с помощью языка [Карасик 2002: 116–143].Е.
М. Вольфподчеркивает,что«взаимопониманиевпроцессекоммуникации, где участвуют оценочные суждения, невозможно без общих дляговорящих представлений о ценностной картине мира. Если у собеседников ониразличны, неизбежны коммуникативные провалы» [Вольф 1988: 126]. Такимобразом, в основе ценностной стороны ЯКМ лежит коммуникативная иинформационная функции языка [Ефанова 2013: 103].1.3. Типы языковых оценокПонятие языковой оценки неразрывно связано с процессом познания мира, врамкахкотороговозникаетнеобходимостиосмыслятьновыефактыисопоставлять их с уже известной информацией и с концептуализациейполученных знаний. Это выводит на первый план вопрос о ценностях,определяющих нормативную, этическую и эстетическую и под.