Диссертация (Эпистемические матрицы исследовательской деятельности в современной социологии), страница 10

PDF-файл Диссертация (Эпистемические матрицы исследовательской деятельности в современной социологии), страница 10 Социология (49811): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Эпистемические матрицы исследовательской деятельности в современной социологии) - PDF, страница 10 (49811) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эпистемические матрицы исследовательской деятельности в современной социологии". PDF-файл из архива "Эпистемические матрицы исследовательской деятельности в современной социологии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

С этой точки зрения, эпистемическая рефлексивность может быть определена каксистематическая деятельность по конструированию исследовательской позиции, внешней ксвоему собственному мышлению, позволяющая объективировать мышление исследователя ипознавательныеинструментыдисциплины.Вболееузкомсмысле,рефлексивностьпредполагает способность исследователя принимать во внимание то, как он сам может влиятьна получаемый результат и, следовательно, какой результат может рассматриваться в качествезнания.Вкачественномисследованиирефлексивностьподразумеваетспособностьисследователя учитывать как свои собственные личностные характеристики, так и культурные,исторические, языковые, социальные и прочие факторы, которые могут влиять на исследование(Sandelowski, Barroso 2002: 222).Каким образом требование методологической рефлексивности обычно реализуется висследовательской практике?К.

Матон выделяет три наиболее распространенных формырефлексивности, как она осуществляется в исследовательском процессе: автобиографическаярефлексивность,предполагающая,чтоаудиторииследуетзнать«откудаявилсяисследователь», как его личная история связана с объектом исследования, методологией,методами, данными; герменевтический нарциссизм – когда исследователь настолько увлекаетсярефлексивностью, что становится неспособен сказать что-либо о самом объекте; отрицаниеавторства – когда исследователь пытается занять позицию нейтрального регистратора фактови предоставляет возможность исследуемым говорить самим за себя (Maton 2003: 54). Все этиформы рефлексивности разделяют ряд общих допущений: аргумент о различии наблюдаемого инаблюдателя, обусловленность фактов позицией наблюдателя и культурой, и тезис осимволическом насилии, совершаемом объективирующим взглядом наблюдателя.

Подобные36формы рефлексивности, начиная с признания ценности объективации, заканчивают ееотрицанием, поскольку не позволяют выйти за пределы индивидуальной ситуацииисследователя и представляют собой редукцию рефлексивности к индивидуальной рефлексии,котораянеснижаетсубъективность,аувеличиваетее.Рефлексивностьвформеиндивидуальной рефлексии представляет собой стратегию максимизации символическогокапитала в интеллектуальном поле при минимальнах затратах. Такие формы рефлексивностиподчеркивают индивидуальный статус (особенно когда апеллируют к «нерефлексивности»работ предшественников или коллег), без анализа социальной позиции или структуры поля(Maton 2003: 56).Однако эпистемическая рефлексивность не сводится к индивидуальной рефлексии.

Всоциологии понятие эпистемической рефлексивности получило особую популярностьблагодаря Пьеру Бурдье (BourdieuWacquant 1992; Бурдье 2002) с его программой«объективации объективирующего субъекта». П. Бурдьепостоянно подчеркивал, что егоконцепция эпистемической рефлексивности представляет собой не только средство улучшенияописанийсоциальногомира,ноиосновудляразработкиболее«адекватнойиэпистемологически безопасной социальной науки» (Maton 2003: 53).

По мысли Бурдье, «полесоциальных наук должно задаться проектом, где предметом исследования будет оно само.Борьба за познание немыслимого поля социальных наук должна стать составной частью этогополя» (Бурдье 1996: 19). Ведущая роль в данной работе отводится именно социологии, котораядолжна «во избежание социального детерминизма поставлять социальным наукам инструментырефлексии» (Бурдье 1996: 27). В интерпретации Бурдье, рефлексивность предполагаетвнимание не только к социальной позиции исследователя, но и к структуре поля и направленана выявление социальной обусловленности субъективного отношения исследователя к объекту:«не следует выбирать между включенным наблюдением, этим неизбежно фиктивнымпогружением в чужую среду, и объективизмом «отстраненного взгляда» наблюдателя, которыйстоль же далек от себя самого, как и от своего объекта.

Включенная объективация ставит передсобой задачу исследовать не «переживание» познающего субъекта, но социальные условиявозможности этого переживания (а значит, его следствия и пределы), или точнее — актаобъективации. Она нацелена на объективацию субъективного отношения к объекту, котораявовсе не ведет к релятивистскому субъективизму, в той или иной степени антинаучному, ноявляется одним из условий научной объективности» (Бурдье 2011: 23). Проект эпистемическойрефлексивности Бурдье основан на требовании разрыва с обыденным мышлением (доксой), вкотором кроется основная опасность для социологического познания, и предполагаетвыявление неявных социальных детерминант, обусловливающих исследовательское мышление.37Эпистемическая рефлексивность «дает возможность обрести точку зрения на собственнуюточку зрения и, следовательно, на ту совокупность точек зрения, по отношению к которым онаопределяет себя как точка зрения» (Бурдье 2011: 25). Особенностью подхода Бурдье являетсятрактовка эпистемической рефлексивности как проекта, задача которого состоит в том, чтобывыявить не предубеждения отдельного исследователя, а коллективное бессознательное,встроенное в интеллектуальные практики посредством объективирующих влияний поля.«Научнаярефлексивностьпротивостоиткакнарциссическойрефлексивностипостмодернистской антропологии, так и эгологической рефлексивности феноменологии,поскольку направлена на то, чтобы усилить научность, обратив самые объективистскиеинструменты социальной науки не только на личность исследователя, но и, что болеесущественно, на само антропологическое поле, на схоластические диспозиции и ошибки, ккоторым оно располагает и поощряет своих участников» (Бурдье 2011: 21).

Подобнаяобъективация, по мнению Бурдье, должна стать коллективным проектом поля социальных наук,предполагающим включение теории интеллектуальной практики как интегрального компонентаи необходимого условия критической теории общества. Поскольку объект и субъектрефлексивности коллективны (интеллектуальное поле в целом), то только коллективныйрефлексивный анализ может обеспечить прочную эпистемологическую основу для социальногонаучного знания. С точки зрения Бурдье, преодоление релятивизма и достижение объективногосоциологического знания возможно при условии, что социальные науки смогут подвергнутьисторизации самих себя и осознать собственные предпосылки (Бурдье 1996: 22). Проектэпистемической рефлексивности Бурдье предполагает рефлексию обусловленности знания нетолько индивидуальной позицией исследователя, но и самой структурой поля производствазнания.

Бурдье выделяет следующие источники такой обусловленности: социальноепроисхождение исследователя; позиция исследователя в поле интеллектуального производства;«интеллектуалистское смещение» — отношение к миру, как к спектаклю.Поскольку рефлексивность Бурдье не сводится к индивидуальной рефлексии и апеллируетне только к характеристикам исследовательской позиции, а к особенностям социальногопознания в целом, то ее можно охарактеризовать как метатеоретическую эпистемическуюрефлексивность. Такого рода рефлексивность представляет собой не стихийный процессобращения сознания исследователя на самого себя, но отдельную научную практику,требующую соответствующих правил и инструментов.

Наряду с концепцией объективацииобъективирующего субъекта Бурдье, можно выделить еще несколько концепций, которыемогут быть рассмотрены, как вариации метатеоретической рефлексивности: рефлексивность38точки зрения, рефлексивная социология А. Гоулднера, радикальная рефлексивность. Краткоохарактеризуем эти разновидности метатеоретической рефлексивности.Рефлексивность точки зрениязанята поиском ответа на вопрос – какая позиция всоциальном пространстве гарантирует объективное знание? Классический марксизм в качестветакой точки зрения предлагал точку зрения пролетариата, Маннгейм апеллировал к позиции«свободно-парящей интеллигенции» (unattached intellectuals), Зиммель писал о позиции чужакакак источника озарений относительно того, что представляется само собой разумеющимся(Lynch 2000: 30).

Один из вариантов рефлексивности точки зрения предложила критическаясоциология Франкфуртской школы, которая делала акцент на идеологической обусловленностизнания. Создатели критической теории (Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Ю. Хабермас),признавая невозможность ценностно-нейтрального познания, акцентировали рефлексиюобусловленности теории социальным контекстом и социальной практикой. «Общество,познанием которого в конечном счете занята социология, когда она нечто большее, чем простотехника, кристаллизируется вообще только вокруг концепции правильного, справедливогообщества. Но последняя не есть какой-то постоянный абстракт, некая предвзятая ценность,применимая для контраста с наличным; эта концепция вырастает из критики, а тем самым изосознания обществом его противоречий в их необходимости» (Адорно 1992).

Дляфранкфуртцев критика познания неотделима от критики общества. Особенностью критическойтеории была оценка существующего социального порядка как пронизанного духомкапиталистического отчуждения, и именно осознание характера существующего социальногопорядка виделось в качестве условия достижения объективного знания.критическойтеорииотрицаниесуществующихкапиталистическихУ основателейструктурикапиталистического отчуждения в пользу идеалов эмансипации должно было способствоватьпродвижению к объективному знанию.

В современных версиях критической теории фокуссмещается на гендерно, расово, этнически и культурно обусловленные точки зрения, которыесоздают условия рефлексивной критики доминирующих дискурсов.Проект рефлексивной социологии А. Гоулднера основан на особом внимании к базовымпредпосылкам социологического знания, которые обусловливают принятие тех или иныхтеорий. То, что мы воспринимаем, как эксплицитное знание имеет в своей основе совокупностьнеявных допущений о характере реальности, принимаемых без доказательств. Например,фоновым допущением теории Парсонса является философия утилитаризма и именно всоответствии с утилитаризмом, критерием истинности становится практическая применимость.Гоулднер делает вывод, что структурный функционализм представляет собой определеннуюформу идеологии, призванную оправдывать существующий социальный порядок с точки39зрения его функциональности (Гоулднер 2003).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5232
Авторов
на СтудИзбе
424
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее