Диссертация (Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности)

PDF-файл Диссертация (Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности) Философия (49703): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности) - PDF (49703) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности". PDF-файл из архива "Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

ЧОУВО «ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»На правах рукописиИзвеков Аркадий ИгоревичИНТРОЕКЦИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ КРИЗИСА КУЛЬТУРЫВ СТРУКТУРУ ЛИЧНОСТИ09.00.13 - Философская антропология, философия культуры24.00.01 – Теория и история культурыДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степенидоктора философских наукСанкт-Петербург20152СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................................................................... 3Глава I. Кризис культуры рубежа XIX-XX веков и условия его возникновения ................................. 231.1.

Понятие кризиса культуры ...................................................................................................................... 231.2. Ситуация неопределенности смысла как форма кризисного сознания .......................................... 391.3. Определение «умирающей» культуры................................................................................................... 56Глава II.

Посткризисное самосознание ......................................................................................................... 732.1. Трансформация установок кризисного сознания ................................................................................ 732.2. Проблема личностного смысла ............................................................................................................... 962.3.

Метафизика «воли к благополучию» ................................................................................................... 113Глава III. Феномен духовной свободы в посткризисной культуре ....................................................... 1293.1. Пределы социальной и моральной нормативности ..........................................................................

1293.2. Онтологизация Ничто: «квантовая» аксиоматика личностного смысла как предпосылкакризиса идентичности .................................................................................................................................... 1463.3. Понятия личности и духовной свободы в посткризисной рефлексии ........................................... 164Глава IV. Социально-философская модель идентичности ..................................................................... 1804.1.

Междисциплинарное определение идентичности: синтез психосоциальной теории итрансцендентальной философии .................................................................................................................. 1804.2. Стратегии идентификации как форма проявления кризиса личности ........................................ 2014.3. Типология кризисов идентичности ...................................................................................................... 220Глава V. Социальные инверсии кризиса идентичности ......................................................................... 2365.1.

Роль и место эстетического в условиях кризиса идентичности ...................................................... 2365.2. Демократические свободы и свобода экзистенциальных смыслов................................................ 2545.3. Антиномии свободы в воспитательных практиках .......................................................................... 271Заключение....................................................................................................................................................... 286Библиография .................................................................................................................................................. 2943ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Сформулированная в прошломстолетии оценка быстрой, болезненной смены ценностных ориентиров,изменение фундаментальных основ нравственного отношения человека кмиру, свершившихся в кризисе культуры, отразилась в стиле мышленияпрактически всего XX века.

1920 – 30-е года ознаменовались констатациейпервых итогов кризиса, выразившихся в радикальных трансформацияхсоциальныхструктур,кардинальномизмененииобразамираиошарашивающих новациях в искусстве. Несколько позже была всестороннеисследована практически вся симптоматика кризиса. В последней четвертиXX века постепенно формируется комплекс представлений о кризисномсознании,ставшемзавершающееXXхарактернойвекчертойинтеллектуальноестилямышления.движениеИдажепостмодернизма,провозглашая «смерть субъекта», косвенно, но все еще вступало вперекличку с темой «смерти культуры».Но теперь мысль, что европейская культура не однажды оказывалась всостоянии болезненных изменений, в ходе которых происходила еекардинальнаятрансформация,сталанепросто«общимместом»гуманитарного знания, но и малозначительной.

Последний кризис сталивоспринимать, как явление, ничем не отличающееся от подобных еще болеедревних событий. Причем, как и предшествующие ему переходные эпохи –распад античности и становление средневековья, преодоление теологическойкартины мира в Возрождении, утверждение доминант Нового времени –последний переломный этап рассматривается в современной теории непросто как исчерпывающе пройденный, но теперь уже и несущественный.4Однако это «правило» принято только по умолчанию.

Скореепроизошло нечто аналогичное тому, что мы наблюдаем в повседневнойжизненной практике. Опасения столетней давности в наступлении Хаоса,подозрения, что средневековая доктрина Апокалипсиса находит своеподтверждение в совершающейся исторической драме, не согласуются смироощущениемсовременныхобществпотребления.Возниклабессознательная уверенность, что в отличие от нас, переживавшие егонепосредственно, просто не успели адаптироваться к специфическимусловиям протекания кризиса, заданными ускоряющимися темпами развитиянауки, промышленности, капиталистического общества в целом. Революциии две мировые войны вообще отодвинули эмоциональное переживаниепереходного этапа как что-то декадентски-рафинированное по сравнению сужасами этих катастроф.

К событиям европейской культуры рубежа XIX-XXвеков теперь вполне применимо понятие «забытый кризис».Вместе с тем, фундаментальные проблемы мировоззрения человеканачала XXI века закладывались именно тогда, когда никто не мог дажеподумать, что модерн – эпоху между первыми буржуазными революциями ивозникновением общества потребления, между началом трансформацииэтики протестантизма в «дух капитализма» и болезненно переживавшимсякризисом, – назовут завершенным и провозгласят старт «сверхновой», всереже называемой постмодерном.

В начале Нового времени произошлоформирование условий последующего кризиса культуры и уже в нем – кругаэкзистенциальных задач, решаемых современной личностью. Более того,ретроспективныйвзглядпоказывает,чтопервыеявныепризнакисовременной проблемы человека стали заметны еще в XIX веке. Это тожестало одной из аксиом социально-философского знания.

Но методологиясовременныхнаучныхпрактикоказаласьпарадоксальнымобразомдистанцированной от интеллектуального наследия кризиса европейскойкультуры.5С нашей точки зрения, разработка трех лейтмотивов кризиса,связывающих его события и кризис идентичности современной личности,обладает значительным познавательным потенциалом. Речь идет о темахнеопределенности в нравственно-смысловой сфере культуры, духовнойсвободы и взросления человечества.Предвестившие кризис слова Шопенгауэра о непознаваемости «воли кжизни» уже за его эпицентром имели своим продолжением высказываниеХайдеггера, трактующее посткризисное состояние середины XX века какмомент принципиальной нерешенности относительно Бога и богов. Ныне вэтих вопросах еще больше неопределенности, чем было во времянепосредственного протекания кризиса.

Но они практически иссечены изисследовательских практик, отданы «на откуп» субъекту. Современныеконстатации проблемы человека лишь фиксируют многочисленные издержкифактанеопределенности,ставшиеявнымиболеестолетияназад.Поглощенность личности материальными ценностями, беспрецедентныетрансформациизависимостейтрадиционныхразличногоинститутов семьи, ширящийсяпроисхождения–лишьнебольшаяспектрчастьсимптомов современного кризиса человека, вызванного размытостьюэтических принципов.

Цели гуманитарных исследований не проникаютглубже недетерминированной границы внутреннего мира личности, закоторой – неопределенный статус духовной свободы. Его принятие лишь «поумолчанию» не дает возможности взаимообусловить симптоматику кризисакультуры и кризиса современной личности.Из «забытого» кризиса происходят многие характерные признаки«сверхновой»эпохи.Срединих–последствиятакназываемогоэкзистенциального переворота.

Трансформация внутреннего мира личностипривела к тому, что человек получил беспрецедентное право самому себеустанавливать свою природу. Это утверждение квинтэссенции духовнойсвободы было провозглашено еще в середине XX века, но осталосьположением, не получившим дальнейшего развития. Научным сообществом,6опять же «по умолчанию», принимается его правомерность в отношениисовременной личности.

Но размытость понятия «духовной свободы» остаетсяодним из главных проблемных узлов и аспекте смыслового самоопределениякак такового, и в контексте задач его научно-теоретического изучения.Фактобретениядуховнойсвободыозначаеточереднойшаг,совершенный человечеством в своем «взрослении». В «забытом» кризисесложилась черта взрослости, происходящая от духовной свободы, –претензия на самостоятельность мировоззрения. Утверждать, что человексправился с такой задачей, значит сознательно искажать действительность.Но то, что ее решение составляет одну из глобальных проблем «сверхновой»эпохи, исследование которой является одной из важнейших задач знания –несомненно.Проблема идентичности личности – это в первую очередь проблеманравственно-смысловогосамоопределениячеловека.Значимостьфилософского направления в познании данной сферы бытия самоочевидна.Обнаруживаемые внутри нее вопросы в обозримой перспективе обречены нато, чтобы оставаться неразрешенными, и потому отличаются потенциальнонеограниченнойнаучнойостротой.Следовательно,установлениеактуальности изучения данной проблематики – это определение конкретикиее современного круга.Вопрос о том, что из себя представляет такой феномен, какидентичность личности, интересует философию уже давно.

Однако, вопервых, в настоящий момент не существует универсальной трактовки дажесамого термина «идентичность». Нерешенность этой задачи, во-вторых,предполагает неопределенность такого понятия, как кризис идентичности. Втретьих, исследования кризиса культуры рубежа XIX-XX веков и кризисасовременной личности до сих пор остаются практически изолированнымидруг от друга. Предлагаемое диссертационное исследование как раз инаправлено на то, чтобы взаимообусловить все три вида дискурса с цельюсоздания модели, способной стать средством интерпретации современных7задач нравственно - смыслового самоопределения человека начала XXIстолетия.Именновсевместевзятоеконкретизируетактуальностьисследования проблемы идентичности личности.Современноеобусловленныйчеловечествообъемзадачпытаетсярешитьгеополитических,свойисторическиэкологическихцелейсамосохранения и преумножения уровня материального потребления.Нынешнийкомплексотношениюкпрагматическихлюбымвопросовпредшествующимбеспрецедентенэпохам.Практическиепоитеоретические усилия во все большей мере уходят на управлениеглобальными финансовой и экономической системами.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее