Диссертация (Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности), страница 10

PDF-файл Диссертация (Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности), страница 10 Философия (49703): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности) - PDF, страница 10 (49703) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности". PDF-файл из архива "Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Развитие неклассической науки, в первую очередьквантовой физики и теории относительности, привело к необъяснимомувзгляду на устройство природы. В первой четверти XX века новые данныезвучали едва ли не пугающе. М. Кюри свидетельствовала о взволнованностиумов [213], Н. Бор о перевороте в сознании человека [48], А. Эйнштейн обэтической ответственности ученых [380].

Всерьез говорилось о том, чтовласть над знанием о сущем переходит от святителей церкви к двигателямнауки. Известное предположение Ницше, что в какой мере растет пониманиепричинности,втакойжемереуменьшаютсяграницыцарстванравственности, зазвучала совсем в ином контексте. Самым поразительнымстало отрицание понятия физической реальности как чего-то независящего от49наблюдателя.

Открытие принципа неопределенности Гейзенберга внесло ещебольшую сумятицу в умы, особенно если они были далеки от науки. [86].В начале XX века философией жизни артикулируются принципысовершенно новой формы отношения к миру – мироощущения – как способареакции на ситуации неопределенности смысла.

Слово «мироощущение»,указывает на специфическую установку в отношении к миру, котораяполагается на чувство или интуицию. Эта установка в корне противоположнатой, что лежит в основе мировоззрения, всегда в той или иной мереапеллирующего к разуму. Но вслед за метафизикой научный разум,которому, казалось, еще можно было доверять в вопросах рациональногомировоззрения, столкнулся с собственными затруднениями. И еслимироощущение «культивировало» интуицию неопределенности смысла, томировоззрение ее констатировало.Тот факт, что в условиях неопределенности смысла легче всего вообщео нем не думать, заметили еще в XVII веке. Б.

Паскаль обратил внимание нато, что «единственное благо людей состоит в развлечении от мыслей о своемуделе; это может быть какое-нибудь занятие, сбивающее мысли на другойпуть, или какая-нибудь приятная страсть, их заполняющая, или игра, охота,увлекательное зрелище – одним словом, все, что зовется развлечением». [253,с.140].

Его слова были не столь актуальны для большинства егосовременников, но в XIX веке они приобрели гораздо более глубокий смысл.Их подхватил Т. Карлейль, и развил популярную в его время критику«филистерства» буржуазии, мораль которой казалась ему слишком мелкой посравнению с эталонами прошлого. [160]. Он уповал на восстановление вбудущем рыцарского кодекса чести, чего, как теперь известно, не случилось.Суждения С. Кьеркегора на эту тему имели еще больший резонанс.[178]. Его эмоциональные слова выразили существенный элемент кризисногосознания: «Я понял, что значение жизни сводится к “теплому местечку”; чтоцель жизни — чин статского или иного советника; истинный смысл ижелание любви – жениться на богатой; блаженство дружбы – денежная50поддержка; истина – лишь то, что признается большинством, восторженность— способность произнести спич; храбрость – риск подвергнутьсядесятирублевому штрафу; сердечность — послеобеденное пожелание “наздоровье”; набожность — ежегодное говение...».

[177, c.20]. О подобной«примитивизации духа», распространяющейся в кризисе, говорили многие.Позже Н. Бердяев описывал современную ему цивилизацию не только какатеистичный, прагматичный и стремящийся к техническому покорениюприроды «мировой город». Цивилизация для него – это то, что отрицаетпамять о прошлом, мысль о будущем, ответственность перед вечностью иценит только инженерную мысль, дающую комфорт и удобство. [38; 41].В знаменитых работах «Дегуманизация искусства» и «Восстание масс»,Х. Ортега-и-Гассета прорисовывает все те же варианты, толкающие человекав сторону от неопределенности смысла. [247]. Нежелание признать, чтожизнь – это «усилие стать собой», неспособность «ощутить саму сущностьжизни» ведет к тому, что человек вместо поиска смысла сосредотачиваетсяна способах ее наиболее комфортного обустройства.

Но эта проблемаприобретает у него решительный поворот. Ортега-и-Гассет констатирует, чтострастноежеланиесытостиикомфортасталинепростоиногдавстречающимся неким признаком времени. Безликость, усредненность ирасплывчатость норм нравственности и морали, и, главное, прагматизм какосновацелеполагания,сталимассовымявлением.«Самодовольныйнедоросль» превращается еще и в «человека массы», безответственноесуществование которого угрожает самой цивилизации.Х. Ортега-и-Гассет полагал, что будущее за творческим меньшинством.Ноонжедаетпрямоеуказаниенапринципнеопределенности,утвердившийся и в искусстве: «Все особенности нового искусства могутбыть сведены к его нетрансцендентности».

[247, с.258]. Именно в искусствекардинальная трансформация рационального «кода» европейской культурыполучила свое наиболее очевидное и яркое воплощение. М. Герман отмечает,что когда прежние идеалы «исчезали, новые казались опасными и51разрушительными, за дымящимися руинами прежних художественныхиллюзий едва ли различались новые вершины. Несомненным было лишьосознание тления, разочарования, конца». [88, с. 31].

Появились опасения впринципиальной неспособности воспроизведения творческого потенциала.Вовсем этомсчитывалась гибель старогорациональногоспособаобнаружения смысла мира и его визуализации в искусстве, о чем Х. Ортегаи-Гассет и высказался как о «нетрансцендентности» искусства.Визуализация нового состояния неопределенности смысла состоялась вмодернизме. В нем заметен признак «взросления», которое формировалосьне возникновением нового уровня научного познания, техническогосовершенства, или изменившихся условий жизни. Оно стало ответом нанеобходимость осуществить попытку самостоятельно, не прибегая к какимбытонибылоуниверсальнымдоктринам,справитьсясмиромдиверсифицирующихся форм и явлений.

Модернизм подчеркивал, что вкризисе складывалась черта взрослости – претензия на самостоятельность.Но утверждать, что человек справился с такой задачей, значит сознательноискажатьдействительность.Втребованиисвободы,выраженныммодернизмом, звучал призыв и к свободе от политической тирании, и отбуржуазной морали, и от устаревших, ставших «ложными» нравственныхценностей.

Но модернистская декларация свободы «от» не смоглаопределить как свободу «для». Поэтому ситуация неопределенности смыслане была преодолена.Модернизм относительно долго оставался, как сказал Х. Ортега-иГассет, явлением элитной сферы культуры, доступной избранным. Вобществе, где доминирует человек массы, востребованной оказаласьмассоваякультура,базирующаясянаконвейерномтиражированиибанальностей и китча. Самодовлеющий и даже подавляющий характермассовойкультурывосприняликакнеспособностьвоспроизведениятворческого потенциала, усугубленную обезличиванием культуры в целом.Если в искусстве постепенно нивелировалось понятие шедевра, заменяемого52на тиражированный штамп, то в сфере нравственности стирались границымежду моральным и аморальным.

Подмена шедевра эрзацем в массовомискусстве было тем же, что и восприятие подлости как шалости, геройствакак ненужной бравады, религиозного чувства как привычки следоватьритуалувэтике.примитивизации«Обезличивание»икультурыэстетических,иобнаружилоэтическихсебявпринципов«среднестатистического» человека.В свою очередь, неспособность массовой культуры удовлетворитьпотребность в исключительном, уникальном, в шедевре, провоцировало напарадоксальные шаги, в которых желание привлечь внимание, пусть дажеценой деэстетизации и дегуманизации искусства, доходило до возведениябезобразного в ранг прекрасного. Большинство, не склонное к подобнымэкспериментам, продолжало культивировать идею заботы о повседневности.Ее главная черта – массовый запрос на «индустрию» всего того, чтоотгораживает от вопроса о не неопределенности смысла.

Главное следствиекардинального «оборота» к повседневности состояло в том, что она несодержала в себе условия, в которых было бы возможным позитивно решитьпринципиальный аспект вопроса: цель существования. Точнее говоря, еевозможно было определить, но только через категории устойчивого ростаматериальных благ.Девиз философии жизни, гласящий, что в жизни нет никакого иногосмысла, чем она сама, отразил массовую прагматически-гедонистическую посути установку: жизнь по возможности должна приносить как можно большепользы и удовольствий.

Тем самым философские спекуляции на темуситуациинеопределенностисмыслаявилисьотражениемреальноналичествовавшего факта кризисного сознания, мнимая стабилизациякоторогоосуществляласьпосредствомкультивированиясредствсуществования.Данный признак обнаруживается в большинстве философских работкризиса, в частности, А. Швейцера, А. Вебера, М. Бубера и многих других.53Каждый из них по-своему определял признаки безрадостной картиныустойчивого социально-психологического состояния и неопределенностинастоящего,изначительнонепредсказуемостиизменилась,будущего.человечествоСоциальнаяопределилоструктураперспективыполитических свобод. Но такая свобода сопровождалась ощущениемаморфности, которое усиливалось «социальной памятью» по утраченнойопределенности иерархии.

Индивид внутри безликой массы испытывалчувства тоски и одиночества. При этом чтобы не быть выброшенным изкруговорота жизни приходилось включаться в ее ускоряющийся ритм. Нострах оказаться вне аморфной системы вообще, не мог подавить сомненияотносительно будущего. Чувство тревоги, многократно утверждал П.

Тиллих,стало главным симптомом времени [311]. В таких условиях возникалапотребность в жесткой политической власти. В целом, противоречияситуации неопределенности смысла многократно обострились. Поэтомупроще было обеспечивать непонятную повседневность, чем думать о ещеболее непонятном смысле бытия.Входекризиса,врезультатетрансформацииевропейскойрациональности, складываются черты совершенно нового типа личности.Каковы ее характеристики? Нигилист, пытающийся скрыться от нигилизма.Свободолюбивый, но неготовый справиться со своей свободой. Уверенный всвоем превосходстве над людьми любых прежних эпох, но неспособныйопределить существо превосходства.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее