Диссертация (Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности), страница 8

PDF-файл Диссертация (Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности), страница 8 Философия (49703): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности) - PDF, страница 8 (49703) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности". PDF-файл из архива "Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Такой подход позволит нам осуществить ретроспективный взглядна вопрос о кризисных состояниях в культуре и, что значительно важнее,обратиться к проблеме кризиса современной личности на строгом социальнофилософскомматериале.Всилуэтихобстоятельствмыполагаемнеобходимым прежде всего исследовать конкретику историсофских данных39обыденного,научного,религиозного,эстетическогоифилософскогосамосознания культуры, накопленных на протяжении XIX и XX столетий.1.2. Ситуация неопределенности смысла как формакризисного сознанияСпервыхэтаповсамоидентификациясуществования,Европыкультурно-историческаяосуществляласьподвоздействиемспецифической западной рациональности[3].

Рационализм в мировоззренииисходит из той существенной предпосылки, что все вещи предстают какобъективное воплощение и исполнение некоего разумного принципа,постижение которого достигается человеком через интеллектуальноеприобщение к его законам. Перефразируя М. Мамардашвили, определим этокак классический идеал рациональности. [207]После революционных событий XVIII века во Франции, когда надеждыПросвещения на преобразующую силу разума потерпели, как казалось,сокрушительноепоражение,сформулированныенавсеосновекрупныеметафизическиерационалистичноговзглядасистемы,намир,подверглись кардинальной ревизии. Разум, пытавшийся опереться вмировоззрении на его высшие достижения – математику или логику –вызывал все меньше доверия. И дедукция Декарта, и геометрический методСпинозы, и математическая логика Лейбница оказывались под все большимисомнениямиииз-завсеболееочевидныхвнутреннихлогическихпротиворечий, и из-за сложностей соотнесения их с данными наук о природе.Тоже самое позже произошло с метафизикой Гегеля.

Вместе с этимрациональный способ видения мира начинает претерпевать кардинальную40трансформацию. Рационализм все значительнее проявляется в научнотехнической картине мира, становясь одной из основ сциентистскойидеологии. Столетием позже Э. Гуссерль скажет свои слова об этом как о«крахе рационализма», проявившегося в его «овнешнении», в воплощении втехнике, и в увлечении «натурализмом» и «объективизмом». [112].Истины «научного» разума открыли перспективу обнаружения смысламира и участия в нем далеко не всем. Начиная с Ж.Ж. Руссо, в Европепроизошло складывание романтической оппозиции прагматическому рациоцивилизации. Значительное влияние приобрели слова Новалиса [242],Шатобриана [358], Нибура [238], Гельдерлина [87].В атмосфере протеста против бездушных правил новой эпохизарождается иррационализм – парадоксальный антипод рационалистическихосновмировоззрения,всеболеередуцировавшихсяксциентизму.Иррационализм родственен романтической оппозиции начала XIX века тем,что он объясняет действительность не наделяя ее человеческим смыслом.Два практически не понятых современниками мыслителя – А.

Шопенгауэр иС. Кьеркегор – не только предчувствовали, но с поразительной точностьюназвали будущие признаки кризиса.В широко известном пессимизме Шопенгауэра уже отчетливо видно нетолько отрицание общечеловеческой веры в разум, но и в его порождение –науку, которая, по его мнению, может принести непреодолимое зло. В стиле,предписанном советской эпохой, И. Нарский отмечает: «Невозможноотрицать, что франкфуртский затворник очень метко обрисовал современнуюему буржуазную действительность, а заодно и темные стороны всейпромышленной цивилизации вообще». [235, с.20]. Но это замечаниедостаточно объективно вне зависимости от контекста его происхождения.Более того, Шопенгауэр выразил и другой, в чем-то еще более важныйлейтмотив эпохи.

Не Первоначало, не Космос, не Бог, не Разум, и уж темболее не буржуазная мораль заботы о повседневности, а мировая воля –«слепое влечение, темный, глухой позыв, вне всякой непосредственной41познаваемости» [372, с.32] – тянет мир через последовательность бесцельныхи бессмысленных событий.Нообщеизвестныйпессимизмвтрактовкемира,даннойШопенгауэром, содержит некоторую двойственность. А. Чанышев обращаетвнимание на ту часть концепции морали Шопенгауэра, в которой ониндивидуализирует связь человека с мировым духовным началом. Хотя воляк жизни и слепа, бессмысленна, бесцельна, вызванный ею к жизни человекспособен к бескорыстному состраданию, которое вовсе не являетсяискупительной жертвой.

Это сострадание к таким же бессмысленным,сострадание «само-в-себе», за него не предполагается «воздаяния» состороныпрощающейзаинтересованномвбожественнойобретениисилы.последующегоВсострадании,спасения,непроисходит«обращение» воли к жизни в ее отрицание. Оно дает искупление личнойвины за бессмысленность всеобщего существования, но не преобразует мир влучшую сторону, не обеспечивает его продвижение по ступеням к высшейнравственной цели. Такое сострадание – и моральное предназначениечеловека, и его свобода.

Или, как пишет А. Чанышев, «скрытая отнепосредственного познания сущность мира». [357, с.11]. Поэтому сам посебе моральный миропорядок открывается только в индивидуальном«обращении» воли к жизни через сострадание в ее самоотрицание.Шопенгауэр констатирует, с одной стороны, что в той частидействительности, которая открывается посредством внешнего опыта (науки)не обнаруживается ни первой причины, не конечной цели. Таковаяопределялась только раньше и только через «ненаучное» представление онекоей внеположенной миру причинности силы, «ответственной» за все цепипричинения и высшую цель.

[371; 373]. С другой стороны, «оставшийся» безконечной причины, и, следовательно, без цели мир, все же может иметь вглазах человека некоторый смысл. Его обретение возможно только в глубокоиндивидуальном опыте интуиции, направленной на отрицание воли к жизнив самом себе.

Но личностный опыт такого рода не имеет никаких42объективных критериев его «верификации». Поэтому человек оказывается всостоянии категорической непроясненности надежды на иррациональныйсмысл. Подобная непроясненность предстала у С. Кьеркегора в весьмасхожем варианте – в определении состояния «мужественного отчаяния».Смысл жизни, обнаруживаемый в сострадании, возникающим изинтуиции всеобщей бессмысленности, неизбежно ведет к разрыву междусобственной жизнью и жизнью других людей.

Он не определим логически, иникогда не может быть распространен на установки жизненных практик, внем не содержится ни одного критерия нравственного. Такой «смыслсострадания»сотканбезнадежности,тоскиизипереживанийотчужденности,бесперспективностиодиночества,будущего.ФилософияШопенгауэра стала квинтэссенцией возникающего кризисного сознания,изначальноимеющегопринципиальнуюдвойственность:переживаниебессмысленности в нем сопрягается с неизъяснимой надеждой на смысл.[371]. В этой двойственности обнаруживается главный и не имеющийисторическиханалоговпризнаккризисногосознания–тотальнаянеопределенность в отношении смысла.Специфическая двойственность изначально прослеживается и вфилософии Ф.

Ницше. При этом его темы «смерти Бога» и «переоценкиценностей» выявляют квинтэссенцию кризисного сознания еще в большейстепени, доводя переживание состояния неопределенности смысла доощущения полной бессмысленности. [355]. В некоторых случаях одна изцентральных тем философии Ницше – тема нигилизма – предстает кактребование свободы от любых смыслов. По замечанию В.

Подороги [258],Ницше – страдающее человеческое существо, которое «живет» между линийграниц жизни, в промежуточном – экстерриториальном – пространствекультуры, то есть после и до границы двух культур: уходящей и возможноидущей ей на смену. В таком контексте экстерриториальность – не толькопограничное, но и одновременно «чистое» пространство. В нем нигилизмпредстаеткакпсихологическоесостояние,вкоторомпереживание43неценности всего, что раньше было ценным, бесконечно сменяется неяснымпредчувствием, надеждой на новые ценности.Ницшеанское требование переоценки ценностей возникло именно вусловияхнеопределенности,ипоэтомусамоостаетсядоконцанеопределяемым.

Ему можно интуитивно сочувствовать, но его невозможнорационально уяснить. В психологически гипостазированном состояниисмысловой неопределенности аппарат классической философии стал дляНицше средством создания неклассической философской иллюзии, несоотносящейся с действительностью. Таковой у Ницше явилась вера в«сверхчеловека», происходящая из требования нового отношения к миру:ничего предзаданного, ничего предустановленного.Однако действительность, каковой бы ни была ее метафизическаятрактовка, вносит свои коррективы в любые спекуляции. Нигилизмнеизбежно перешел в свою следующую фазу, и обернулся крахом иллюзии,разрушающим поворотом «назад от “Бог есть истина” к фантастической вере“все ложно”» [240, с.35].

Эта мысль Ницше обозначила действительноеотрицание всех смыслов, или абсолютный пессимизм, если не для негосамого, то для многих его современников. «Чувство правдивости, высокоразвитое христианством, начинает испытывать отвращение к фальши иизолганности всех христианских толкований мира и истории», [240, c. 35] –эти слова вполне относятся и к иллюзии «сверхчеловека».«Сверхчеловек» оказался вынужденным решать одну из самыхсложных задач: как справиться со своей свободой от Бога.

[396]. Но вместоэтого смог только самообнаружить себя существом без всякого смысла ичеткой цели, указывающих на будущее. Отсюда не реализовавшаясяобезбоженная свобода неизбежно вывела вовсе не к утверждению «воли квласти», а к мысли о вседозволенности. В этом смысле Ницше действительноопределил один из самых болезненных нервов кризиса, чем, по всейвероятности, была предопределена его огромная популярность.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5193
Авторов
на СтудИзбе
432
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее