Диссертация (Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности), страница 5

PDF-файл Диссертация (Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности), страница 5 Философия (49703): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности) - PDF, страница 5 (49703) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности". PDF-файл из архива "Интроекция противоречий кризиса культуры в структуру личности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Но подобный взгляд тоже невозможно расценить как попыткуосмыслитьсобытияспозицийкризисностиисторическогопути.Преодоление теологической картины мира в Возрождении хотя и обернулоськризисом самого Ренессанса, но опять же как таковой не воспринималось. Никрах надежд Просвещения, ни возникновение философии иррационализма А.Шопенгауэра как кризисы не трактовались, хотя некоторое исключениеследует сделать для работ Дж. Вико [72], Ж.Ж. Руссо [283; 284]. В целом,только позже оказалось возможным расценить социокультурные переходы отАнтичности к Средним векам, становление в культуре Возрождениядоминант Нового времени и, собственно, саму ломку нововременнойкультуры, начавшуюся в XIX веке, как кризисные этапы.Возможность задуматься о культурных кризисах появилась еще ипотому, что только к тому моменту устоялись первые формализованныеопределения культуры.

[164]. Прежде всего речь идет о теоретическихдефинициях Э. Тайлора. [308; 414]. Культура в качестве сферы человеческогодуха, выразившейся в различных формах языка, искусства, морали, религии,права была воспринята как большая и значительно меняющаяся во времени«система».Несколькоранее,в«Философииистории»Гегеля[85]25диалектические переходы от одного состояния культуры к другому хотя и несвязывались с понятием кризиса, но до этого было уже недалеко.Приближению момента в немалой степени способствовала марксистскаяредакция гегельянства.Последние годы уходящего XIX столетия и практически вся перваяполовина XX-го изобилует литературой, в которой прямо или косвенноговорится уже не только о детерминации культуры, но и ее кризисныхсостояниях.

[292; 297]. Вместе с тем, практически весь пласт философской,социологической, культурологической, антропологической, художественноймысли, возникший в то время, почти не содержит в себе ничего, чтоуказывало бы на понятийное определение кризиса культуры. В основном мыимеем дело с указанием симптоматики, форм протекания, вероятных причин,сущности и последствий конкретного кризиса тех лет.

То есть речь шла о егоонтологических характеристиках, но нигде не встречается формальнологической постановки проблемы, включавшей в себя высказывание типа«любой кризис культуры – это…».Существенное исключение следует сделать для работ Н. Данилевского[114], О. Шпенглера [387] и А.

Тойнби [312]. При всех отличиях ихисследований, для них остается общей идея неизбежного завершения цикласуществования любой культуры. Кризис, в данном случае, ни что иное, какспецифическая форма катастрофы; фаза, в которой осуществляются события«умирающих» культур. Формы «смерти» были обусловлены конкретнымиисторическими условиями, но суть оставалась одной и той же. В такомслучае сама тема кризиса обретает универсально-историческое значение, вкотором содержание культур играет второстепенную роль.Тем не менее, если рассматривать возможность исключительноформальной постановки вопроса о кризисах культуры вообще, то снеобходимостью должно признать, что таковая реализуема только присоблюдении изначального условия – ответа на вопрос что есть любаякультура.

Маловероятно, чтобы современное состояние гуманитарного26знания позволило это сделать. Однако нечто подобное было предпринято П.Сорокиным. Он сформулировал идею кризиса как некую однотипную,встречающуюсявремяотвременисоциокультурнуюситуацию.Возникновение подобных ситуаций происходит всякий раз, когда меняетсясистемоопределяющий принцип функционирования культуры, в качествекоторого он рассматривал способ обнаружения истины. Таковых он насчиталтри: «истина веры», «истина чувств» и «истина разума» [301, c.

464]. Переходот поздней античности к средним векам, от них к Ренессансу и последующиеколлизии Нового времени, подведшие к кризису западной культуры в XXвеке, он рассматривает с точки зрения смен этих трех способов познания. Атак как способов познания только три, то и образующиеся на их основекультурные «суперсистемы» могут быть только трех видов. Следовательно,по П. Сорокину, в смене социокультурных систем не происходит ничегопринципиально нового. Вряд ли с этим можно полностью согласиться хотябы потому, что в ходе развития культуры значительно меняется еесодержание.

И даже идентичные по структуре процессы смен «суперсистем»всякий раз должны иметь свою уникальную специфику.Очевидно, что отвечая на вопрос «Что такое кризис культуры?» мынеизбежно будем говорить о некоем конкретном историческом событии иличереде событий, на момент происхождения которых можно тем или инымспособом установить, как определялась культура в то время. Подобныевариантывыявлениятипологиикризисовпрослеживаютсявоченьнебольшом количестве работ. К тем, кто одни из первых сформулировалиданную проблему, можно отнести М.

Бубера и М. Хайдеггера.М. Бубер рассматривает последовательность кризисов как чередуисторических событий, всякий раз не имеющих буквальных аналогов.Четыре фигуры – Августин, Паскаль, Кьеркегор и Ницше – для М. Буберасимволизируют собой периоды культурно-исторических коллизий, в которыхсвершились переходы от античности к средневековью, преодолениесредневекового теоцентризма в культуре Возрождения и складывание27культуры Нового времени, кризис идей Просвещения и, наконец, кризисрубежа XIX – XX столетий [51]. Четыре мыслителя символизируют вехи«разомкнутого», устремленного в неопределенную перспективу процесса,характеризуемогокаквекторникогданевоспроизводимыхсобытий,постоянным элементом в котором является только смена периодов«обустроенности» и «необустроенности» (бездомности).

«Вектор» М. Бубера«направлен» примерно так же, как и линия, выстроенная М. Хайдеггером[334]. В качестве символичных фигур М. Хайдеггер выбрал Декарта, Канта иНицше. Следовательно, мысль М. Хайдеггера концентрируется на движениинововременной европейской культуры к собственному кризису и егонепосредственном анализе, а не на череде кризисов, свершившихся в болееранние периоды. По его мнению, кризис нововременной европейскойметафизики, симптоматичный сам по себе, стал одним из отражений финалацелого этапа в развитии культуры, что дало ему повод к выводу озавершении целой эпохи – Нового времени.Обе «схемы», М. Бубера и М. Хайдеггера, наводят на одну мысль:кризис – это не простое повторение перехода от одних форм культуры кдругим. Каждый такой переход несет в себе нечто, что особым образомпредопределяет неповторимость каждого последующего. В каждом кризисепотенциально содержится все то, что, возможно, в нем самом не будетраскрыто, но проявится в последующих.

Ближе к нашим дням сталообщепринятым, что существуют как минимум два типа кризисов культур: неприводящих и приводящих к смене типа культуры. [См., например, 291]. Кпоследним относятся кризисы в форме «культурной стагнации», из которойвозможно два выхода. Либо происходит новый синтез, как это было,например, в отмирании античности и становлении средневековья, либо вформе «ассимиляции» или «подавления», как, к примеру, М. Мамардашвили[205] рассматривал европейско-американское вторжение в индейскуюкультуру.

Сюда же можно в качестве примера можно отнести и то, как всовременной западной литературе говорят о кризисе – гибели множества28этнических культур. [411; 428]. Более общим вариантом такого пониманиякризиса служит представление о нем как о ситуации, в которой гибельисторической системы неизбежна (И. Валлерстайн [59; 60; 61]).Спектр вариантов трактовки кризиса как «культурной стагнации»чрезвычайно расширился в условиях процесса глобализации.

В связи с этимчасто полагается, что в XX веке человечество вне всяких сомнений имеетдело с никогда ранее не встречавшимися событиями. Возник комплексныйвопрос о соотношении локальных (внутренних) и универсальных (внешних)процессах в культуре. Анализу данной проблеме посвящено множество работдвух последних десятилетий. [18; 23; 25; 392; 419; 437]. В. Мироновприводит достаточно универсальное резюме: ядро локальных культуроставалосьнапротяжениистолетийнеизменнымиосновныеегохарактеристики передавались от поколения к поколению.

Подобная«консервативность» определяла содержание культуры и ее уникальное лицо.«Современное состояние общества, - пишет В. Миронов, - меняет данноеположение дел, уничтожая локальный характер культур. Новейшие средствакоммуникации резко расширяют возможности общения между культурами,одновременно сужая область этого общения, его глубинные, качественныехарактеристики» [229, c. 36]. Поэтому одной из отличительных чертсовременного кризиса в условиях глобализации является наблюдающийсяпризнак гибели локальных культур. [408; 428; 433]Подобная точка зрения часто дополняется суждением, согласнокоторому в кризисе рубежа XIX – XX веков произошло глобальноеизменение соотношения способов средств обеспечения существования(цивилизации) и нравственных целей человека (культуры). Эта тема,восходящая к работам Руссо, в начале XX века оформляется концептуально ипрослеживается на всем его протяжении.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5192
Авторов
на СтудИзбе
433
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее