Диссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой), страница 10

PDF-файл Диссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой), страница 10 Филология (49443): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой) - PDF, страница 10 (49443) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой". PDF-файл из архива "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Разрыв сдетством-Раем у Толстой если и трагичен, то все же не фатален, посколькуавтор находит возможность «возврата» в детство или его замещения. Как ужеговорилось,образгероя-ребенкатрансформируетсяуТолстойис(под)меняется взрослым персонажем с «детскими» чертами и сознанием.Экзистенциальная неизбежность «потери», «утраты» Рая, детства нередко врассказах Толстой воплощается в разветвленном мотиве жертвенности.Примером тому служит рассказ «Соня», опубликованный в 1984 году1.Главный образ рассказа Толстой — наивная, добродушная, кажется, неочень умная героиня Соня.

Толстая нередко (за)главными героями своихрассказов делает женщин — например, Милая Шура («Милая Шура»),Женечка («Самая любимая»), Марья Иванна («Любишь — не любишь»),Светка-Пипка («Огонь и пыль»), Зоя («Охота на мамонта»), Мамочка(«Ночь») и др.2 Между тем именно Соня («Соня»), без сомнения, оказываетсяодним из самых трогательных и запоминающихся персонажей в толстовскойгалерее женских образов.

При всей своей внешней нелепости Соняоказывается особенно глубоким и емким персонажем в творчестве Толстой.Рассказ «Соня» представляет собой воспоминание автора-рассказчика ожизни и судьбе героини. Первая фраза в рассказе, которая знакомит читателя1Толстая Т. Соня // Аврора. 1984. № 10.

С. 76–83.В этой связи творчество Толстой нередко анализируют с точки зрения гендернойпроблематики. См.: Абашева М. П., Воробьева Н. В. Русская женская проза на рубеже XX–XXI веков. Пермь, 2007; Савкина И. Л. Разговоры с зеркалом и зазеркальем.Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века.М.: Новое литературное обозрение, 2007.248с героиней, — «Соня была дура» (с. 127)1.

В рассказе по сути бранноеругательство «дура» становится заместителем имени героини, почти еепрозвищем, ее кличкой, так как повторяется от одной фразы к другой — «вопервых, Соня дура» (с. 134); «Соня, дура, клюнула сразу» (с. 134); «Соня —старая дура» (с. 137) и др.2Неустроенность жизни Сони очевидна и особенно ярко выделяется наоснове сопоставления героини с антигероем, ее антиподом, ее условным«врагом» — Адой. Если Ада «была в своей лучшей форме <…> — фигуркапрелестная, лицо смуглое с темно-розовым румянцем, в теннис она первая,на байдарке первая, все ей смотрели в рот» (с.

133), то Соня совершенноиная. Соня служит в музее научным хранителем. «Скучная жизнь у этихмузейных хранителей, все они старые девы» (с. 131) — говорится в рассказео Сониной жизни3. Внешний образ героини безрадостен, как отмечает Ада,даже «безобразен»: «что-то синее, полосатое, <…> голова как у лошадиПржевальского, под челюстью огромный висячий бант блузки <…> рукававсегда слишком длинные. Грудь впалая, ноги такие толстые — будто отдругого человеческого комплекта, и косолапые ступни» (с. 129).Главная особенность Сони быть чужой в этом мире, быть «не от мирасего».

Соня добра, но наивна, прямодушна, но и прямолинейна. «“Я васвидела в филармонии с какой-то красивой дамой: интересно, кто это?” —спрашивалаСоняурастерянногомужа,перегнувшисьчерезегопомертвевшую жену» (с. 129). И умысла или потаенного смысла в вопросе1Здесь и далее ссылки на текст рассказа «Соня» дается по изд.: Толстая Т. Рассказы. М.:«Белые стены», 2004 , — с указанием страниц в скобках.2Слово «дурак» широко используется в разговорной речи и имеет несколько толкований:1. глупый человек, тупица, непонятливый, безрассудный; 2.

малоумный, юродивый;3. шут, помышляющий дурью, шутовством (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковыйсловарь русского языка. М., 1986. С. 156–157). Кроме того определение «дурак» невольнозаставляет вспомнить широко известный мифологизированный образ русских волшебныхсказок — доброго и наивного героя-дурака, например, Иванушку-дурачка.3Стоит отметить, что образ Сони изначально складывается из разнополярных элементов:дура, но при этом научный сотрудник.49героини нет — она по-детски проста и спрашивает о том, что видела, но несумела разглядеть.Простушка Соня становится объектом постоянных насмешек, издевоксо стороны допустивших ее в свой круг интеллигентов.

К примеру, брат Ады,Лев Адольфович, ради шутки делает двусмысленный комплемент Соне застолом: «“Сонечка, ваше вымя меня сегодня просто потрясает!” — и онарадостно кивала в ответ» (с. 130). Или Ада: «“А я вот в восторге от вашихбараньих мозгов!” — “Это телячьи”, — не понимала Соня, улыбаясь. И всерадовались <…>» (с. 130). Непонимание или неприятие Соней языковойигры, основанной на столкновении буквальных и переносных значений,придает насмешникам чувство интеллектуального превосходства над ней1.Между тем имя героини Толстой — Соня (София) — в переводе сгреческого означает «мудрость», «знание», что позволяет a priori говорить овысоком духовном потенциале персонажа.

Однако мудрости в привычном(житейском) понимании в образе Сони нет. Толстая говорит об иноймудрости — мудрости сердца, души. К тому же, называя свою героиню Соня,ТолстаянесомненнопроводитпараллельсизвестнымобразомФ. М. Достоевского, его Сонечкой Мармеладовой, ставшей воплощениемдоброты и жертвенности.Действительно,СоняТолстойоказываетсяолицетворениембезграничной душевности, самоотверженного благодетельства. Сонинанезаменимость проявляется повсюду.

Все дела на кухне обыкновеннопоручаются Соне, так как она превосходно готовит и торты, и требуху, ипочки, и вымя, и мозги — все у нее выходит «пальчики оближешь» (с. 130).Ее «швейные достоинства» и «готовность погулять с чужими детьми и дажепосторожить их сон» (с.

128) в любой необходимый момент известны всемгероям. «Можно было поехать в отпуск, хоть в Кисловодск, и оставить на нее1«Дурак в сказках обыкновенно занимает (первоначально) самую низшую ступень виерархии героев» (см.: Иванов В. В., Топоров В. Н. Иван Дурак // Мифологический словарь/ под ред. Е. М. Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 225–226).50детей и квартиру» (с.

131), и по приезде найти все превосходном состоянии:«и пыль вытерта, и дети румяные, сытые, гуляли каждый день и даже ходилина экскурсию в музей» (с. 131) — говорится о ней1.На этом основании образ героини Толстой оказывается вовлеченным вчисло героев-праведников русской литературы. В религиозно-философскойлитературе понятие «праведность» используется как синоним «святости» иимеет значение, подразумевающее ведение благочестивого образа жизни,следование нравственным (религиозным) предписаниям2.

Среди героевтакого рода и святая мученица София. Однако В. Е. Хализев полагает, чтопомимо религиозной формы праведничества и святости, есть и другая −бытовая,«житийно-идиллическая».Персонаживтороготипаживутбезыскус(ствен)но, без метаний и напряженных поисков, однако благодарянравственнойинтуицииижертвенностиихжизньсближаетсясправедничеством и иногда в него перерастает3. К этому типу и тяготеет образгероини рассказа Толстой.В образе Сони в рассказе Толстой обнаруживаются черты блаженных июродивых. При этом традиционные признаки юродства, сродни которымСонины «скитание», «бездомье» и «безродность» («неизвестно, кто были ееродители, какой она была в детстве, где жила, что делала и с кем дружила»;с.

132), ее почти бедность (отсутствие собственного дома), некое «мнимоебезумие» и др., в рассказе приобретают «мирское» значение4. Так, оттенокблаженного безумия героини ощутим в ее репликах: «если на поминках Сонябодро вскрикивала: “Пей до дна!” — то ясно было, что в ней еще живы1В связи с этим стоит отметить, что в сюжете рассказа Соня условно принадлежит мирудетей, а не миру взрослых. Героиню не только отличает особая любовь к детям —«причем к любым» (с.

132). Но, кажется, что именно среди детей героиня чувствует себялучше, комфортнее, и только дети всерьез и по-настоящему принимают и понимают ее.2Смирнова С. А. Святость как феномен русской культуры (семантическое илингвокультурологическое описание): автореф. дис. … канд. филол. наук. Архангельск,2005. С.

13.3Хализев В. Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIXвека // Русская литература XIX века и христианство: сб. ст. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 115.4См.: Панченко А. М. Юродивые на Руси // О русской истории и культуре: избранныестатьи. СПб.: Азбука, 2000. С. 337–352.51недавние именины, а на свадьбе от Сониных тостов веяло вчерашней кутьейс гробовыми мармеладками» (с. 128).Заметим, что в лингвистических словарях слова «юродивый»,«безумный», «глупый», «дурачок» стоят в одном синонимическом ряду1, вкотором мудрость юродивого определяется как прикровенная, а глупость —как притворная или мнимая. Именно такие черты формируют образ Сони уТолстой.

Причем мудрость героини оказывается в рассказе прежде всегодуховная, душевная, сердечная, ее способность к самопожертвованиюпроявляется через любовь.Соня влюбляется в «выдуманного» ее недругами героя. Она любитвымысел, иллюзию, фантом. «У Сони — поклонники?!» (с. 133) — ироничнозамечаетАда.ИпредлагаетвыдуматьдляСонитаинственноговозлюбленного, безумно любящего ее, но не имеющего возможности быть сней. «Фантом был немедленно создан, наречен Николаем, обременен женой итремя детьми, поселен для переписки в квартире Адиного отца» (с. 133).«Пусть он видел ее, допустим, в филармонии, любовался ее тонкимпрофилем <…> и вот хочет, чтобы возникла такая возвышенная переписка.Он с трудом узнал ее адрес. Умоляет прислать фотографию» (с.

134).Мотив юродства главной героини, вбирающий в себя мотивыдоверчивости и наивности, реализуется прежде всего в готовности персонажалюбить: она тут же влюбилась, «клюнула» (с. 134). Развитие любовногосюжета у Толстой оказывается подчинено законам эпистолярного жанра.Письма Сони и ее возлюбленного составляют единственную реальнуюоснову их любовного чувства. В переписке возникают страстные отношениямежду героиней и фантомом-Николаем — «переписка была бурной с обеихсторон» (с. 134). Выдумщицей Адой и ее большой компанией искуснообыгрываются любовные штампы: к примеру, «Николай сравнивал Соню слилией, лианой и газелью, себя — с соловьем и джейраном, причем1Даль В.

И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб., 1966. Т. 4.С. 150; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. С. 793.52одновременно» (с. 135). Николай, по замыслу Ады, влюблен в Соню спервого взгляда и признается ей в любви в первом же письме: «вашнезабываемый облик навеки отпечатался в моем израненном сердце» (с. 135).Кажется,чтоврассказеТолстойактуализируетсяпроблема«маленького человека», обретающего «я» через письма к ее возлюбленному(подобно Макару Девушкину из «Бедных людей» Ф. М. Достоевского)1.Однако эпистолярный роман, пусть даже с несуществующим Николаем,нисколько не «умаляет» образ Сони, а «превозносит» его. Мотивсамоотверженной любви героини поднимает ее, делает тверже и сильнее,позволяет обрести истинный смысл жизни.

Ее способность по-настоящемулюбить (вымышленного) героя и глубоко сопереживать ему обнаруживаетчеловеческую силу героини, обозначает художественную яркость образа.Мотив любви-вымысла в рассказе «Соня» становится в один ряд страдиционными для ранних рассказов Толстой мотивом детскости — смотивами мечтательности и сказочности. Но если обыкновенно у Толстоймотивы мечты-фантазии были связаны с образами самих героев-мечтателей,то здесь мотив иллюзии-мечты порожден и сформирован чужой фантазиейшуткой. Хотя и героиня участвует в сотворении мечты: она самоотверженноотдается ей и превращает ее в собственную реальность — но корни мотиваоказываются заложенными в другом образе, в образе змеи-Ады.Существенным оказывается тот факт, что коллизия рассказа Толстойстроится главным образом на «шутке-игре», инициированной Адой. «Ада //змея»: «женщина-змея», «острая, худая, по-змеиному элегантная» (с. 129) —становится не просто провокатором, но и «двойником» (alter ego)выдуманного ею же Николая, противником-возлюбленным Сони.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее