Диссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой), страница 5

PDF-файл Диссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой), страница 5 Филология (49443): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой) - PDF, страница 5 (49443) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой". PDF-файл из архива "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

На золотом крыльце сидели // Аврора. 1983. № 8. С. 94–101; Толстая Т. Назолотом крыльце сидели: Рассказы. М.: Молодая гвардия, 1987.2«На золотом крыльце сидели…», «Свидание с птицей», «Спи спокойно, сынок»,«Любишь — не любишь», «Чистый лист», «Петерс» и др.24детски» — в своем внутреннем мире, не ощущая течения реального времени,умеющие мечтать и верить в осуществление фантазий и выдумок вреальности.Толстая в публицистике не раз упоминала о своем детстве как об одномиз самых ярких и ностальгических периодов жизни1. Вышедшие в последниегоды эссе-воспоминания Толстой о детстве, о родителях, о Ленинградевоссоздают картины ее собственной жизни, в которых легко угадываютсяхудожественные образы и сюжеты ранних рассказов.

Личный опыт,переживания, ощущения детства Толстая стремится передать в рассказах,создать «гербарий минувших дней»2.Сборник рассказов «На золотом крыльце сидели» насквозь пронизантемой воспоминаний и объединен («закольцован») ею. В одних рассказах,входящих в сборник, детские воспоминания положены в основу сюжета, вдругих — становятся темой размышлений о прошлом: о детстве («Петерс»,«Спи спокойно, сынок»), о молодости и любви («Милая Шура»). Образывоспоминания в ранних рассказах писателя появляются и в выдуманныхисториях, в фантазиях героев — о царствовании Анны Иоанновны(«Факир»), о волшебной стеклянной горе и красном драконе («Свидание сптицей»), о приключениях Пипки («Огонь и пыль») и др. Кроме того,рассказы Толстой изобилуют идейно значимыми деталями-предметами,которые связывают прошлое и настоящее, детство и взрослость: фотографии(«На золотом крыльце сидели», «Соня», «Милая Шура» и др.), живописныепортреты («Петерс», «Милая Шура»), письма («Соня», «Милая Шура»), вещиумерших (Сонина брошь-голубок, шляпа с четырьмя временами года милойШуры, и др.).Толстаянередко«доверяет»своимгероямцелыефрагментысобственной биографии.

Почти в каждом детском персонаже Толстой12См., напр.: Толстая Т. На малом огне // http://www.snob.ru/magazine/entry/27204Толстая Т. Самая любимая // Толстая Т. Белые стены. М., 2004. С. 23.25проступают ее автобиографические черты. Ребенок в ранних рассказахТолстой воспринимается как своеобразное alter ego автора.Прототипами художественных образов Толстой в рассказах о детяхстановятся не только сам автор, но и люди, сыгравшие большую роль вжизни будущего писателя. К примеру, образ любимой няни Груши,очевидно, оказавшей значительное влияние на формирование творческогостиля писателя, насыщенного сказочными образами и сюжетами, отразился врассказе «Любишь — не любишь».

С большой любовью маленькая героинявспоминает о сказках няни: о «говорящих медведях, о синих змеях, которыепо ночам лечат чахоточных людей, заползая через печную трубу, о Пушкинеи Лермонтове <…>»1 и др. Воспоминания о другой няне — КлавдииАлексеевне (в доме Толстой — «Клавсевне») — прочитываются в образегероини-старушки в рассказе «Милая Шура»2. Героями рассказов Толстойстановятся учителя («Самая любимая», «Любишь — не любишь», «Вышелмесяц из тумана»), образы которых подсказаны школьными впечатлениямиавтора3. Соня в одноименном рассказе необыкновенно похожа на бабушкуписателя, Наталью Крандиевскую, которая была музейным работником и, повоспоминаниям Толстой, проявляла к людям бесконечное милосердие, дажежертвенность, помогала одновременно 36 семьям.

Сходство простираетсявплоть до того, что эпизод из жизни бабушки во время блокады Ленинградастановится частью сюжета рассказа «Соня». Ср. о Наталье Крандиевской:«Ее спасла подруга, которую Господь надоумил со стаканом выданного послучаю киселя идти к ней через весь город. А она к этому времени была всвоей заледенелой пустыне уже одна (Митю эвакуировали).

В полузабытьеей очень не хотелось вставать. И все же встала, открыла»4.1Толстая Т. Любишь — не любишь. С. 71.Толстая Т. Невидимая дева // http://snob.ru/magazine/entry/78196#comment_7332913Толстая Т. На малом огне // http://www.snob.ru/magazine/entry/272044Чернов А. Шапка-невидимка Натальи Крандиевской // http://krandievskaya.narod.ru/krandSTATIYA.htm226Пейзажи в рассказах писателя непременно вызывают ассоциации илинапрямую соотносятся с местами, где Толстая провела детство и юность:«проходные дворы Петроградской стороны» («На золотом крыльце сидели»),набережная реки Карповки («Любишь — не любишь»), «ленинградскаяквартира, сердцевина моего детства», кондитерская «Норд» («Самаялюбимая»), «разбитое Пулково» («Соня»), река Оккервиль в одноименномрассказе и др.Воплощением детской идиллии у Толстой становится образ загороднойдачи. Из воспоминаний: «у нас была дача с верандами и цветнымистеклами»1 — и в рассказах о детстве: «На золотом крыльце сидели»,«Свидание с птицей», «Самая любимая» и др.

— «дачное утро», «черныйбревенчатый сруб», «солнечная веранда», заставленная кадками с цветами,коробками, книгами и сад. Эпизоды из дачной жизни семьи Толстой: покупкау соседей молока, ягод, посадка клубники, происшествия на озере и др.2буквально прочитываются в рассказах «На золотом крыльце сидели»,«Свидание с птицей».Однако интерес к теме детства в рассказах Толстой объясняется нетолько и не столько ностальгическими чувствами писателя.

По словамТолстой, детям присущ особый «”внутренний взор”, доступны таинственныевещи, располагающиеся где-то в мире, за пределами квартиры»3. Как пишетТолстая, «у детского воображения византийский размах»4. К примеру, образморя-океана из мира детских впечатлений: «морская глубь должна бытьволнующей, тесно-синей, мягко-бархатной и прозрачной, чтобы было видно,как на дне, на сундуке с лалами и смарагдами сидит Садко»5. Именно«внутренний взор» сохраняется и прорисовывается в персонажах раннихрассказов Толстой о детстве. Или образ Атлантиды (из кусочка масла в1Толстая Т. На малом огне // http://www.snob.ru/magazine/entry/27204Толстая Т.

Невидимая дева.3Там же.4Там же.5Там же.227тарелке), возникающий перед мальчиком Петей («Свидание с птицей»):«…тающий остров масла плавает в липком Саргассовом море. Уходит подводу масляная Атлантида <…> Белые дворцы с изумрудными чешуйчатымикрышами <…> золотые огромные статуи, мраморные лестницы <…>»1.

Или«волшебный шар»: «у сестры в коробочке, в ватке хранилось стеклянноеяичко из авантюрина, словно бы набитое темно-мандариновыми искрами»2.Ср.: «искристое яйцо птицы Алконост», которое Петя хранит в спичечномкоробке под подушкой3. Как отмечает писатель, в способности ребенкафантазировать и образно представлять мир кроется его таинственная связь сархетипическими знаниями, недоступными (=закрытыми) для взрослогорационального восприятия4.

Неслучайно исследователи П. Вайль и А. Генисотмечали, что Толстая — один из тех авторов, которые «отказываютсявырасти» и воспринимают мир детства как возможность максимальноприблизиться к истине5.Первый написанный Толстой рассказ — «На золотом крыльце сидели»— это воспоминание о детстве, о «попытке постичь жизнь» и самого себя. Неслучаен в этой связи выбор эпиграфа, последняя строка которого звучит какфилософский вопрос: «Кто ты такой?» (с.

7)6. Уже в первом произведенииТолстой намечается главная тема, которая охватит все творчество писателя, исоответственно главные его мотивы. Ведущими вопросами персонажейТолстой станут вопросы: что такое жизнь? что такое смерть? в чем смыслсуществования? какова роль человека в этом мире? и др.Рассказ начинается фразами: «Вначале был сад. Детство было садом»(с.

7), за которыми обнаруживается прямой парафраз евангельских слов1Толстая Т. Свидание с птицей. С. 82.Толстая Т. На малом огне.3Толстая Т. Свидание с птицей. С. 94.4Наряду с детьми этими же способностями, по мысли писателя, обладают дураки ипримитивные народы. См.: Толстая Т. Мне интересно, какие в народе кварки //http://vozduh.afisha.ru/books/tatyana-tolstaya-mne-interesno-kakie-v-narode-kvarki5Вайль П., Генис А. Городок в табакерке // Звезда. 1990. № 8. С.

147–150.6Здесь и далее цитаты из рассказа «На золотом крыльце сидели…» приводятся по изд.:Толстая Т. Рассказы. М.: «Белые стены», 2004, — с указанием страниц в скобках.228«ВначалебылоСлово».КакотмечаетО. В. Богданова,«самапереподстановка слова “сад” в первом предложении идейно не противоречитпервоисточнику, так как библейский сад есть рай <…> и стилистическивписывается в него, так как в мировой культурной традиции “сад” —классическая философская универсалия, являющаяся определенным знакомбытия, образом мироздания»1, воплощающим первозданную гармониюбожественного, природного и человеческого миров. «Совершив очереднуюзамену: “сад” — “детство”, автор тем самым ставит последнее в рядбожественно-райских сущностей: Слово (Бог) — Сад (Эдем) — Детство(Юность),<…>закрепивзаребенкомбожественноеначалоисверхъестественное покровительство»2.

Так, образ-мотив библейского садаРая, восходящий к древнему мифу о золотом веке, неразрывно связанный стемой детства, оказывается лейтмотивным в первом рассказе писателя3, апозже пронижет и все творчество Толстой в целом. В качестве «опорнойточки» избирая в первом рассказе мир детства, Толстая заговаривает оребенке, о взрослении, о человеке, т.е. о высоких истинах (таинствах)человеческого существования, о проблемах вселенского бытия.Образ детства в рассказе Толстой «На золотом крыльце сидели»формируется в потоке воспоминаний имплицитного автора-рассказчика4.Центральная фигура рассказа-воспоминания — герой-ребенок, который всилу своего возраста воспринимает мир как тайну, хранящую множество1Богданова О.

В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60–90-егоды ХХ века — начало ХХI века). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 228. Заметим, чтоТолстая в последнем своем эссе «Невидимая дева» (2014) называет дачный сад ее детстваРаем. См. Толстая Т. Невидимая дева.2Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60–90-егоды ХХ века — начало ХХI века). С.

229.3К исследованию мифа о рае как источнике идиллического изображения детства частичнообращалась Е. Гощило. Cм.: Гощило Е. Взрывоопасный мир Татьяны Толстой.Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. С. 10–15.4Посвящение в рассказе «Сестре Шуре» и повествование в прошедшем времени отпервого лица множественного числа («мы») позволяют сопоставить образ главнойгероини с образом самого автора.29чудес и открытий1. В языковом отношении автор-рассказчик практически неотличается от героя-ребенка, он растворен в его речи. Хотя очевидно, чторассказ о своем детстве ведет повзрослевшая героиня (авторский персонаж).Структура произведения выстраивается из разнородных составляющих:воспоминания, внутренние монологи, лирические отступления, развернутыериторические вопросы, описания природы, внимание к детали, ироническиеавторские реплики и рассуждения и т.д.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
420
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее