Диссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой". PDF-файл из архива "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
В литературоведческих словарях определение также представлено ввиде перечисления возможных трактовок либо вообще заменено краткимисториографическим комментарием5.1Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1994. С. 285.Роднянская И. В. Лейтмотив // Краткая литературная энциклопедия. М., 1967. Т. 4.С.
101–102; Богатырев П. Г. Функции лейтмотивов в русской былине // Богатырев П. Г.Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 432—449; Краснов Г. В. Мотив вструктуре прозаического произведения: К постановке вопроса. С. 69–81; Целкова Л. Н.Мотив // Введение в литературоведение.
Литературное произведение: основные понятия итермины. С. 207; Тамарченко Н. Д. Мотив // Тамарченко Н. Д., Стрельцова Л. Е.Литература путешествий и приключений. Путешествие в «чужую» страну. М., 1994.С. 229–231.3Силантьев И. В. Поэтика мотива. С. 94.4Тюпа В. И. Тезисы к проекту словаря мотивов. Новосибирск, 1996. С. 52—55.5Целкова Л. Н. Мотив // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.С. 594; Силантьев И.
В. Мотив // Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008.С. 130.218Наиболеепродуктивнымивпредпринятомисследованиипредставляются разработки по теории мотива Б. М. Гаспарова. Ученыйтрактует категорию мотива предельно широко: любое смысловое «пятно» —событие,чертахарактера,элементландшафта,любойпредмет,произнесенное слово и т.д.», ориентированное на выявление актуальногохудожественного смысла, соотносится в понимании исследователя смотивом1.Вопределенииученогосохраняютсятрисущественныххарактеристики мотива: повторяемость, устойчивость и вариативность, приэтом две последние не противоречат друг другу, так как имеется в видуфункционально-семантическаяустойчивость,проявляющаясявовсехвариантах.В настоящей работе учитывается и комплексное определение мотива,предложенное И.
В. Силантьевым. Мотив — это повествовательнаясемантически и эстетически значимая единица, способная варьироваться вфабуле, потенциально содержащая в себе возможность развития сюжета,тесно связанная с темой, повторяющаяся как в рамках одного текста, так и вряде произведений одного автора. Повторяемость может быть не выраженаформально, но главное — семантический повтор.
Мотив в художественномпроизведении может быть представлен словом или словосочетанием,репрезентирующим признак, черту, психологическое состояние героя либодействие, связанное с конкретным персонажем и обстоятельствами2.Всовременномлитературоведениивсечащенаблюдаютсяисследования различных мотивов в их совокупности. Мотивные группы висследованиях называются «система мотивов», «мотивная структура»,«комплексмотивов»ит.д.ОвзаимосвязимотивовговорилещеА. Н.
Веселовский: «…мотивы получают свое содержание и смысл не самипо себе, а через сопоставление и связь с другими мотивами»3. По мысли1Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова«Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1994. С. 30.2Силантьев И. В. Поэтика мотива.
С. 96.3Веселовский А. Н. Историческая поэтика. С. 504.19Б. М. Гаспарова, «текст есть “сетка мотивов”; мотивы и обеспечиваютсмысловые связи текста — как внутри, так и за его пределами»1.Исследованиемотивоввихсовокупностипозволяетосмыслитьхудожественное единство как одного текста, так и ряда произведенийписателя2.ИзучениесопутствующихмотивногодругсоставадругумотивовпрозыТолстойпозволяетивыявлениепроследитьпроцессформирования комплекса (комплексов) взаимосвязанных мотивов. Как ужеговорилось, в прозе Толстой, ориентированной во многом на изображениежизненного пути человека и его внутреннего мира, можно выделить рядмотивныхкомплексов:детства,памяти,жертвенности,творчества,превращения, реальности, мысли, сна, смерти и др.
Названные мотивы(мотивные комплексы) существуют не автономно, а оттеняют и дополняютдруг друга, образуя определенную единую мотивную структуру. Каждый измотивов в прозе Толстой обладает вариативностью художественноговоплощения и так или иначе присутствуют в каждом произведении.
Прианализе учитывается тот факт, что многие мотивы по своей природепотенциальнобинарны,тоестьпредставляютсобойсинтезпротивоположных друг другу значений: детство — взросление /старость,память — забвение, мечта — реальность, жертвенность — эгоизм,творчество — имитация, мысль — незнание, безумие — разум, сон —бодрствование, жизнь/воскресение — смерть и т.д.1Гаспаров Б. М.
Литературные лейтмотивы. С. 285, 288.К проблеме исследования мотивного комплекса обращались в ряде диссертационныхработ. Фарафонова О. А. Мотивная структура романа Ф. М. Достоевского «БратьяКарамазовы»: дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2003; Шехватова А. Н. Мотив вструктуре чеховской прозы: дис.
… канд. филол. наук. СПб., 2003; Русанова О. Н.Мотивный комплекс как способ организации эпической драмы: на материале пьесЕ. Шварца «Тень» и «Дракон»: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2006; Близняк О. М.Мотивные комплексы как системная характеристика современной русской литературы:дис. … канд. филол.
наук. Армавир, 2011. Вопросам изучения сюжетно-мотивныхкомплексов русской литературы от Древней Руси до настоящего времени посвященамонография «Сюжетно-мотивные комплексы русской литературы» / отв. ред.Ромодановская Е. К. Новосибирск, 2012.220Выделение конкретных мотивов внутри комплекса (комплексов) дляанализа объясняется стремлением проследить принцип взаимодействиясопутствующих, родственных друг другу мотивов, которые пересекаются идополняют друг друга на протяжении всего творчества Толстой и формируютцелостный комплекс прозы писателя.Методы исследования.
При написании диссертационной работыиспользуется комплексный подход, объединивший приемы мотивного,сравнительно-типологического,структурно-семантического,интер-текстуального и метатекстуального анализов в их синтезе и дополнении, всовокупности с другими методами целостного анализа художественногопроизведения.Теоретическая и практическая значимость диссертации связана свозможностью использования полученных результатов в дальнейшемизучении творчества Татьяны Толстой и современной отечественной прозы вцелом.
Исследование мотивного комплекса в прозе Толстой углубляетнаучныепредставленияобидейно-художественномсвоеобразиипроизведений современного писателя.Основные положения диссертации, выносимые на защиту:1.В повествовательной структуре прозы Толстой проявляютсямножественныеивзаимообусловленныемотивы,связанныесхронотопической, фабульно-сюжетной организацией текстов, системойгероев ее произведений;2.Мотивыдетства,памяти,жертвенности,творчества,превращения, реальности, сна, безумия, мысли, смерти и др. имеютпервостепенную значимость для своеобразной писательской характерологиии идентичности художественного мира Толстой;3.Мотивный комплекс прозы Толстой характеризуется внутреннейустойчивой системностью, когда состав и взаимосвязь семантически близкихмотивов константно прослеживается не только в произведениях одногопериода, но и на протяжении всего творчества писателя; мотивы, сюжеты и21образыраннеготворчестваТолстойприсутствуютвеепозднихпроизведениях;4.ХудожественныймирпрозыТолстойорганизованконцептуальными, семантически значимыми мотивными оппозициями:детство — взросление / старость, память — забвение, превращение(динамика) — тождество (статика), жертвенность — эгоизм, творчество —имитация, мечта — реальность (обытовление), сон — бодрствование, мысль— безумие, жизнь — смерть / воскресение и мн.
др.;5.Доминирующим принципом организации мотивного комплексастановитсяконцентрациясходных (смежных)мотивоввокругидеибиполярности мира, опирающейся на художественную философию писателя:в самом широком смысле Толстая противопоставляет мир детства и мечты(детскийтипмировосприятие)мышления,мируромантически-наивное,взрослых(рациональныйтворческоетипмышления,реалистически прагматичный взгляд на действительность);6.Мотивный комплекс прозы Толстой сохраняет относительнуюустойчивость, но при этом демонстрирует изменение семантическойнаполненностисоположения,отдельныхсогласнокомпонентовизменениемсистемыавторскогоихарактеравзгляданаихмиринепосредственно — на художественное творчество.Апробацияработы.Основныеположенияисследованиябылипредставлены в виде докладов на международных научных и научнопрактических конференциях: «Русский язык и литература в современномгуманитарном образовательном пространстве» (Санкт-Петербург, 2010);«Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории»(Санкт-Петербург, 2010); «Проблемы изучения русской литературы виностраннойаудитории»(Санкт-Петербург,2011);«Тенденциииперспективы развития современного научного знания» (Москва, 2012);«Наука и образование в XXI веке» (Москва, 2013); «Сопоставительнаяфилология и полилингвизм» (IV Аксеновские чтения; Казань 2013);22«Общество и цивилизация в ХХI веке: тенденции и перспективы развития»(Воронеж, 2014); заседаниях аспирантского семинара кафедры историирусской литературы СПбГУ.
Результаты исследования представлены в 19статьях и 2 научных монографиях (СПб., 2012; Saarbrȕcken, 2012).Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключенияи библиографического списка, включающего 309 наименований.23ГЛАВА IМотивный комплекс ранних рассказов Т. Толстой§ 1.1. Образ детства в рассказе «На золотом крыльце сидели»и мотивные ряды, его формирующиеПервый рассказ Татьяны Толстой «На золотом крыльце сидели…» былнаписан в 1983 году и тогда же опубликован в журнале «Аврора». Рассказдал название первому сборнику писателя, вышедшему в 1987 году (в 1989 —на англ.
яз.) и включавшему в себя тринадцать рассказов1.Рассказы, входящие в эту книгу, в основном затрагивают вечные итрадиционные темы литературы — проблемы добра и зла, проблемы жизни исмерти, вопросы жизненной судьбы человека, его пути в мире и др. Однако,несмотрянафилософичностьзаявленныхвопросов,вцентрехудожественного мира большинства рассказов Толстой, как правило, стоитгерой-ребенок2. Тема детства, так или иначе явленная в ранних рассказах,становится одной из центральных в творчестве писателя в целом.В тех рассказах писателя, где дети не являются главными героями, онииграют определенную роль и оказывают влияние на систему художественнойобразности, на определение ведущей идеи повествования. Например,фрагментарно детские образы появляются в рассказах «Самая любимая»(внук Женечки и ее ученики), «Факир» (дочь Гали), «Чистый лист» (больнойребенок) и др.Рядом с героем-ребенком в системе персонажей ранних рассказовТолстой стоят герои-старики («Милая Шура», «Самая любимая», дядя Пашав «На золотом крыльце сидели» и др.) и герои «ненормальные», «чудики»(«Соня», «Факир», «Ночь», «Огонь и пыль» и др.), те, кто умеет жить «по1Толстая Т.