Диссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой". PDF-файл из архива "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Художественный мир современного писателя и проблема коммуникации«писатель-читатель» (на материале рассказов Т. Толстой) // Коммуникативные аспектыязыка и культуры. Томск, 2001. С. 256−261.2Гощило Е. Взрывоопасный мир Татьяны Толстой. С. 214; Об этом также см.:Нефагина Г. Л. Русская проза конца XX века; Колмакова О.
А. Феномен уединенногосознания в прозе Т. Толстой // Вестник Кемеровского гос. ун-та. Кемерово, 2014. № 2 (58).С. 195–197; Малышкина О. Г. Игровые мотивы в романе Т. Толстой «Кысь» // РоманТатьяны Толстой «Кысь». СПб., 2007. С. 59–84; и др.12Цель исследования — выделить и проанализировать ведущие мотивы(комплексы мотивов) с учетом их бытования как в ранней, так и в зрелойпрозеписателя,определитьихидейно-художественноесодержание,сюжетно-образную функцию, метатекстуальный потенциал.Задачи исследования:1)проследитьивыделитьдоминирующиемотивы,формирующие художественный мир прозы Толстой;2)проанализироватьфункциимотивов,ихвнутреннююсемантику и роль в создании единого метатекста Толстой;3)определить семантические варианты выделенных мотивов иописать их сочетаемость;4)выявить принципы организации мотивного комплекса в ихсвязи с идейно-художественным своеобразием произведений;5)охарактеризоватьуровнивзаимосвязимотивоввпроизведениях разных лет и характер их трансформации в различных текстахпрозаика;6)показать особенности поэтики писателя, обусловленныесвоеобразием мотивного комплекса ее произведений.Объектисследования—произведенияТолстойразныхлет,обеспечивающие охват всего ее творчества, от ранних рассказов до романа«Кысь» (2000) — последнего и самого крупного художественногопроизведения писателя.
Помимо романа акцент в работе сделан на рассказы«На золотом крыльце сидели» (1983), «Свидание с птицей» (1983), «Соня»(1984), «Милая Шура» (1985), «Река Оккервиль» (1985), «Факир» (1986) иповесть«Сомнамбулавтумане»(1988).Избранныепроизведенияпредставляются наиболее репрезентативными и значимыми для разныхпериодов творчества Толстой, что позволяет выявить доминантные черты иидеи художественного мира писателя на каждом этапе его развития ипроследить эволюцию выделенных мотивов на протяжении всего творчестваТолстой.13Соответственноисследованияпредмет—ключевыемотивытворчества Татьяны Толстой, их семантические варианты и оппозиционныепары, дополняющие друг друга и образующие единый мотивный комплекспрозы писателя.Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем, чтовпервыепредпринятакомплексамотивов:попыткаспециальногонаучногорассмотрениядетства,памяти,жертвенности,превращения,реальности, творчества, мысли, сна, безумия, смерти — в качестве идейных исюжетно-образных сквозных составляющих произведений Толстой разныхпериодов ее творчества.
При этом изучаемые мотивы рассматриваются какэволюционирующийкомплекс,подверженныйизменениямитрансформациям, но со всей очевидностью демонстрирующий своюцелостность и устойчивость, константность.В основу теоретических и методологических принципов работыположены следующие литературоведческие работы по истории и теориилитературы:С. С. Аверинцева,М. М.
Бахтина,Л. Я. Гинзбург,В. М. Жирмунского, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева, В. И. Тюпы; а такжелитературоведческиетрудыпосовременнойрусскойлитературеипостмодернизму в частности — Н. Л. Лейдермана, М. Н. Липовецкого,Б. Гройса, П. Вайля, А. Гениса, А. Жолковского, В. Курицына, М. Эпштейна,атакжеработыИ. С. Скоропановой,Г.
Л. Нефагиной,Е. Гощило,Т. М. Колядич, Т. Г. Прохоровой, Т. Н. Марковой, О. В. Богдановой и др.Одной из главных категорий изучения художественного произведенияв диссертационном исследовании становится мотив. Основы мотивногоанализа позволяют рассмотреть произведения писателя как систему,обладающую художественной целостностью.Мотив—важнейшаяуниверсалия,широкоприменяемаявсовременном литературоведении. Однако до сих пор нет единого критерияотносительно правильности освоения повествовательных единиц текста, иразные подходы не всегда конкретизируют изучаемый вопрос.14В настоящем диссертационном исследовании не ставится задача найтирешение проблемы теории мотива.
История изучения и развития этогопонятия была прослежена, например, И. В. Силантьевым1. Исследовательвыделил следующие трактовки мотива: семантическая (А. Н. Веселовский,А. Л. Бем, О. М. Фрейденберг), морфологическая (В. Я. Пропп, Б. И. Ярхо),дихотомическая(А. И. Белецкий,семантическая(Е. М. Мелетинский,Д. М. Сегал,А. Л. Бем,Б. Н. Путилов),В. Я. Пропп),С.
Ю. Неклюдов,тематическаяструктурноЕ. С. Новик,(Б. В. Томашевский,В. Б. Шкловский, А. П. Скафтымов), интертекстуальная (Б. М. Гаспаров,А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов), коммуникативная или прагматическая(Ю. В. Шатин, В. И. Тюпа и др.).Важно обратить внимание на фундаментальные определения мотива ина спорные моменты в соотнесении этого понятия с темой, лейтмотивом,сюжетом.Какизвестно,обоснованиипринадлежитособаякатегориирольмотиваА.
Н. Веселовскому.ввисследованииотечественномУченыйитеоретическомлитературоведенииопределилмотивкак«простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разныевопросы первобытного ума или бытового наблюдения»2. Основнымикачествами мотива были признаны его неразложимость и повторяемость.Главнымпризнакомнеразложимости,помыслиученого,явиласьсемантическая и эстетическая целостность мотива («образный одночленныйсхематизм»)3.ПоследователиА. Н. Веселовскогоисторонникисемантическойтрактовки мотива А. Л.
Бем, О. М. Фрейденберг углубили идеи ученого,доказав семантическую связь персонажа и мотива: «вся морфология1Силантьев И. В. Поэтика мотива. М., 2004.Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1940.С. 300−307.3Там же.215персонажапредставляетсобойморфологиюсюжетныхмотивов»1.Исследователи дали обоснованную интерпретацию взаимосвязи мотива исюжета: «мотив может развиваться, расти и усложняться, дополняясьдругими мотивами, что, в свою очередь, и рождает сюжетную линию»2.С критикой теории А.
Н. Веселовского о неразложимости мотивавыступил В. Я. Пропп в работе «Морфология сказки» (1928). Исходя из того,что мотив — морфологическая единица повествования, ученый утверждал:мотив «не одночленен и не неразложим», т.е. его можно разбить налогические составляющие (предикат, субъект, объект и т.д.). Пропп сводилмотив к набору простейших логико-смысловых вариативных составляющих.Семантический инвариант мотива он называл функцией действующего лица3.Однако, по мнению литературоведов, абсолютной замены понятий непроизошло, т.к.
«многие варианты функций, перечисленные В. Я. Проппом,являются типичными мотивами»4.ВажнуюрольвосмыслениитеориимотивасыгралиработыМ. М. Бахтина. По мысли ученого, в структуре мотива функционально иэстетически значимы не только его персонаж и действия персонажа, но ипространственно-временные характеристики, т.е. хронотопичность мотива5.Понятие мотива в плане соотнесения его с темой представляет особуюпроблему в литературоведении.
Тематическую трактовку понятия мотив далиученыеБ. В. Томашевский,В. Б. Шкловский,А. П. Скафтымов.Исследователи определяют мотив через категорию темы. Как отмечаетТомашевский, «каждое предложение, в сущности, обладает своим мотивом»6.1Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С. 221−222.Бем А. Л. К уяснению историко-литературных понятий // Известия Отделения русскогоязыка и литературы Академии наук. 1918.
Т. 23. Кн. 1. СПб., 1919. С. 227.3Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. С. 18–40.4Мелетинский Е. М. Семантическая организация мифологического повествования ипроблема создания семиотического указателя мотивов и сюжетов // Учен.
зап. Тартускогогос. ун-та. Вып. 635. Тарту, 1983. С. 121.5Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Литературнокритические статьи. М., 1986. С. 121–291.6Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1931. С. 137.216Такимобразом,«элементарная,неразложимаятематическаяединицапроизведения и есть мотив»1. Мотивы в их причинно-временной связиявляютсяфабулой,а«совокупностьтехжемотивоввтойпоследовательности и связи, в которой они даны в произведении» — сюжетпроизведения2.Всовременномлитературоведениитематическойтрактовкивпонимании мотива придерживаются Г.
В. Краснов и В. Е. Ветловская3.В. Е. Хализев, напротив, трактует мотив как семантически насыщенныйкомпонент произведения, активно причастный его теме и концепции (идее),но им не тождественный4.Длясовременноголитературоведенияокончательнонерешенапроблема соотношения мотива и сюжета. Как отмечает Л. Н. Целкова, этипонятия до сих пор используются «в разных методологических контекстах ис разными целями»5. Однако основополагающими в этом вопросе, по мнениюбольшинства ученых, остаются идеи А. Н. Веселовского, определившегомотив как «клетку» сюжета, т.е. простейшую семантически-целостнуюповествовательную единицу, обусловливающую сюжетное развитие6.По-разному в литературоведческих работах рассматривается связь«мотива» и «лейтмотива».
В отвлеченном виде лейтмотив обыкновенноопределяют как семантический повтор в пределах текста произведения, амотив — как семантический повтор за пределами текста произведения7.Б. М. Гаспаров в рамках интертекстуального подхода, предельно широкотрактуя понятия мотив и лейтмотив, совмещает их как тождественные.1Там же.Там же.3Краснов В. Г.
Мотив в структуре прозаического произведения: К постановке вопроса //Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1980. С. 69–81; Ветловская В. Е. Анализэпического произведения. Проблемы поэтики. СПб., 2002.4Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999. С. 266.5Целкова Л. Н. Мотив // Введение в литературоведение. Литературное произведение:основные понятия и термины. М., 1999. С. 203.6Путилов Б. Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива // Наследие АлександраВеселовского. Исследования и материалы. СПб., 1992. С.
84.7Силантьев И. В. Поэтика мотива. С. 61–62.217Ученый считает, что «некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затеммножество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новыхочертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами»1.Большинствоученыхсходятсявомнении,чтоважнейшимотличительным признаком лейтмотива (в т.ч. мотива) является егоповторяемость в тексте2. И. В. Силантьев, уточняя это положение, полагает,что «признак лейтмотива — его обязательная повторяемость в пределахтекста одного и того же произведения; признак мотива — его обязательнаяповторяемость за пределами текста одного произведения.
При этом вконкретном произведении мотив может выступать в функции лейтмотива,если приобретает ведущий характер в пределах текста этого произведения»3.По мнению В. И. Тюпы, говоря о повторяемости мотивов, следуетвыявлятьповторыхудожественномувнутритекстуальные,целомувего«принадлежащиеэстетическойданномууникальности»,иинтертекстуальные, т.е. «аллюзии, реминисценции, невольные совпадения»4.Краткий обзор различных трактовок понятия мотив показал, чтоединого мнения в современной науке не существует. Большинствосовременных ученых совмещают в своих работах различные интерпретациимотива.