Диссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой". PDF-файл из архива "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
2ОГЛАВЛЕНИЕВведение………………………………………………………………………….3Глава I. Мотивный комплекс ранних рассказов Т. Толстой………….....231.1.Образдетстваврассказе«Назолотомкрыльцесидели»имотивные ряды, его формирующие……………………………………...231.2.Мотив «вечной Сонечки» как развитие мотива жертвенности(на примере рассказа «Соня»)……………………………………………471.3.Инвариантный мотив памяти и вариации его воплощения в рассказе«Милая Шура»…………………………………………………………….591.4.Система бытийных мотивов в рассказе «Река Оккервиль»……………681.5.Мотивы творческой фантазии и имитации в рассказе «Факир»……….92Глава II.
Мотив сна и его семантическое поле на материале повести«Сомнамбула в тумане» ……………………………………………………..112Глава III. Образ-мотив кыси-мысли и сопутствующие мотивы в романе«Кысь»………………………………………………………………………….144Заключение…………………………………………………………………….180Библиография…………………………………………………………………1893ВВЕДЕНИЕРазвитие литературы в России конца XX — начала ХХI веков во всейсовокупности их явлений и фактов характеризуется многообразиемдинамическихтенденций.ТатьянаНикитичнаТолстаязанимаетвпространстве современной русской литературы особое место — картина еехудожественного мира сформировалась непосредственно под влияниемважнейших событий рубежа веков.
Творчество современной писательницыотвечает духу времени и является отражением яркого периода русскойлитературы последних десятилетий. В прозе Толстой проявились общиелитературные тенденции, опосредующие сложный комплекс философскихпредставлений о мире и творческих принципов. Обилие игровых приемов,ирония, деконструкция, интертекстуальность, переосмысление историкокультурных мотивов и другие доминанты литературы постмодернизма сталиопорными точками в поэтики писателя.Художественные произведения Толстой с момента первых публикацийпривлекли к себе особое внимание не только российских, но и зарубежныхкритиков и исследователей1.
Стилевые искания, новые способы воплощенияхарактеров1становятсяглавнойособенностьютекстовпрозаика2.Невзглядова Е. Эта прекрасная жизнь. О рассказах Татьяны Толстой // Аврора. 1986.№ 10; Липовецкий М. Н. «Свободы черная работа»: Об «артистической прозе» новогопоколения // Вопросы литературы. 1989. № 9; Goscilo H. Paradise, Purgatory, and PostMortems in the World of Tat’jana Tolstaja // Indiana Slavic Studies. 1990. № 5; Вайль П.,Генис А. Городок в табакерке // Звезда. 1990. № 8; Курицын В. Четверо из поколениядворников и сторожей // Урал.
1990. № 5; Иванова Н. Неопалимый голубок: «Пошлость»как эстетический феномен // Знамя. 1991. № 8; Жолковский А. В минус первом и в минусвтором зеркале: Т. Толстая, В. Ерофеев ахматовиана и архетипы // Литературноеобозрение. 1995. № 6; Ерофеев Вик. Русские цветы зла. М., 1997; и др.2Чуприн С. Другая проза // Литературная газета. 1989. № 6. 8 февраля; Булин Е. Откройтекниги молодых // Молодая гвардия. 1998.
№ 3; Грекова И. Расточительность таланта //Новый мир. 1998. № 1; Генис А. Рисунки на полях: Татьяна Толстая // Генис А. ИванПетрович умер: Статьи и расследования. М., 1999; Гощило Е. Взрывоопасный мирТатьяны Толстой. Екатеринбург, 2000; Славникова О. Пушкин с маленькой буквы //Новый мир. 2001. № 3; Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русскаялитература: 1950–1990-е годы: в 2 т. М., 2003. Т.
2; Нефагина Г. Л. Русская проза концаXX века: учебное пособие. М., 2003; Богданова О. В. Интертекстуальные связи втворчестве Татьяны Толстой // Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной4Метафоричность, яркость образов, своеобразная игра со словом («словесныйартистизм»), «неожиданность словесных сближений и сцеплений», особыйпоэтически ритмизованный язык произведений Толстой, по мнениюбольшинства исследователей, создают необычный, индивидуализированныйи узнаваемый стиль Толстой, становятся способом авторской «сказочнойэстетизации» действительности1.
Как отмечают А. Генис и П. Вайльметафора в творчестве Толстой выполняет не только изобразительнуюфункцию, но и является важным сюжетообразующим элементом, благодарякоторому обнаруживается множество микросюжетов в рамках одногорассказа2.Е. Гощило, Н. Лейдерман, М.
Липовецкий, анализируя прозу Толстой,делают в своих исследованиях акцент на модернистской эстетике и рядемодернистскихприемовжизнестроительство,(сакрализацияпротивопоставлениеискусства,законовэстетическоеэстетическойигры,отражающей «высшую реальность», логике и законам обыденной жизни),которые отличают характер повествования в произведениях писательницы3.Определяя роль и место ее творчества в рамках современного литературногопостмодернизма, исследователи причисляют Толстую к течению т.н.«необарокко»реализм»)4,(встерминологииегоМ. Эпштейнамногообразными—«метафорическийстилевыми(«поэтическими»)особенностями.Специалистыотмечаютобилиеприемовпоэтическойречивпрозаических текстах Толстой.
Эта особенность поэтики Толстой проявиласьрусской литературы (60–90-е гг. XX в. — начало XXI в.). СПб., 2004; Прохорова Т. Г.Толстая Татьяна Никитична // Русская литература XIX−ХХ веков. Казань, 2006;Беневоленская Н. П. Татьяна Толстая и постмодернизм. СПб., 2008; и др.1Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург,1997. С. 210.2Вайль П., Генис А. Городок в табакерке. С. 148.3Гощило Е. Взрывоопасный мир Татьяны Толстой. С. 91−114; Лейдерман Н. Л.,Липовецкий М.
Н. Современная русская литература. Т. 2. С. 380–400.4Эпштейн М. Н. Литературные движения. Метареализм. Концептуализм. Арьергард //Постмодерн в русской литературе. М.: Высшая школа, 2005. С. 127–196.5в «переносе акцента с целого на деталь и/или фрагмент»1 и как следствие — визбыточности деталей в художественном повествовании, равноправномиспользовании наряду с книжной лексикой слов разговорной, просторечнойлексики2.
И. Грекова одна из первых отметила умение Толстой писать целыепредложения и абзацы только определенной частью речи, создаватьполноценные образы только из прилагательных, существительных, глаголовили местоимений3.Многие исследователи указывают на нарочитую субъективациютекстов Толстой, средствами выражения которой становится чередованиестрого-объективного авторского повествования и субъективной интонации,использование сентенций и риторических вопросов/восклицаний, внутреннихмонологов, перемежающихся повествованием от 3 лица, растворениесобственнойавторскойпозициивовнутреннейречиперсонажей.Синтаксические повторы и параллели, аллитерация и ассонанс, анафоры иобразные сравнения придают тексту ритмическую — поэтическую —организацию как отдельной фразы, так и текста в целом4.Эти особенности поэтики заставили говорить исследователей опроизведениях Толстой не только как о поэтизированной прозе, но ипричислить ее к «артистической», уходящей своими корнями к «игровойпрозе» В.
Набокова, М. Булгакова, Ю. Олеши и др.5.Проза Толстой отражает стремление автора приблизиться к пониманиюключевых вопросов человеческого бытия: жизни и смерти, вечности и1Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. Т. 2. С. 422.Иванова Н. Б. Неопалимый голубок: «пошлость» как эстетический феномен.
С. 219–228;Богданова О. В. Интертекстуальные связи в творчестве Татьяны Толстой. С. 236−237.Исследованию средств художественной выразительности и лексическому аспектутворчества Толстой посвящена диссертация Э. Г. Новиковой: Новикова Э. Г. Малая прозаТатьяны Толстой в лингвопоэтическом аспекте: автореф. дис. … канд.
филол. наук.Томск, 2013.3Грекова И. Расточительность таланта. С. 253.4Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. С. 242;Невзглядова Е. Эта прекрасная жизнь: О рассказах Татьяны Толстой. С. 111−120.5Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. С. 240;Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы. С. 239;Невзглядова Е. Эта прекрасная жизнь: О рассказах Татьяны Толстой. С. 111−112; и др.26быстротекущего времени, мечты и разочарования, любви и жизненныхпотерь; и т.д.
Исследователи отмечают, что, несмотря на постмодернистскуютенденцию к хаотизации, художественный мир произведений Толстойсохраняет представление об иерархичности (полярности) системы: «прошлое— настоящее», «подлинность — мнимость», «добро — зло»1 и т.д.Герой прозы Толстой, по определению критиков, — «маленькийчеловек»2. Обыкновенно это дети, старики, или люди, которые «умеют житьвне времени»3. По словам А.
Гениса, герои Толстой — это «безумцы,умеющие обменивать вымышленную жизнь на настоящую», для которых«единственный способ спастись от разрушительного вихря «настоящей»жизни — не поверить в то, что она (существует) настоящая, вернуться всветлый круг ясных и чистых правил детства»4 или окунуться в мир фантазийи вымыслов. Отсюда пространство, в котором существуют герои рассказов,это или мир детства героя, представленный, например, садом («На золотомкрыльце сидели…», «Свидание с птицей») или мир мечты, воплощенный внеобыкновенной, сказочной жизни («Факир»).
Генис дал определениетематики рассказов Толстой как «бегство в замкнутый мир, отгороженный отпошлой будничности прекрасными метафорическими деталями»5.По мнению исследователей, в этом столкновении (и его вариациях) иформируется главный трагически неразрешимый конфликт прозы Толстой —конфликт между мечтой и реальностью, «детской необузданной фантазией,романтической мечтой о небывалом» и «глубоким ощущением неудачностижизни»6, который формируется сквозным для творчества писателя мотивомразлада мечты и действительности. По мысли критиков и литературоведов,ведущий мотив разлада мечты и действительности в прозе писателя1Богданова О. В.