Диссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой), страница 8

PDF-файл Диссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой), страница 8 Филология (49443): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой) - PDF, страница 8 (49443) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой". PDF-файл из архива "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Символичным в этой связи можносчитать выбор Толстой эпиграфа к первому рассказу и одноименному сборнику «Назолотом крыльце сидели» — известной детской считалочки, отсылающей к образамсказочных героев: «На золотом крыльце сидели, Царь, царевич, король королевич,Сапожник, портной. Кто ты такой? Говори поскорей, Не задерживай добрых людей!».Этот же прием встретится в заглавии рассказа «Любишь — не любишь»: «любит — нелюбит» — гадание на цветке о взаимности чувств. Или название рассказа «Вышел месяциз тумана» — тоже повторяет начало детской считалочки.37(золотая фигура в часах → Дама времени, дверь → вход в пещеру Аладдина).Образыстановятсяемкими,подвижнымиимногозначными,дополняющимися и развивающимися — образами-мотивами, образамиметафорами, образами-символами.Самобытность индивидуального стиля Толстой определяется егоособойприродой,стремящейся(при)открытьдругую,неявную,носущностную сторону реальности.

Приблизиться к непосредственномувидению мира, свойственному ребенку. Оттого в ее тексте обнаруживаетсяобилие лексики с «визуальной семантикой»: «Смотри <…> вон те, вон те,смотри же!» (с. 16), «увидели позднее» (с. 11), «оглядишься» (с. 13),«полупрозрачные в сумерках, невидимые» (с. 17) и др., а также частоеиспользование наречий со значением «сквозь», «через»: «через сад», «черезсон», «а что там внутри» (с. 9), «дымчатое стекло, за которым <….> махнулплатком наш сад» (с.

18), «сквозь звездопад» (с. 20), «ушел сквозь снежнуюкрупу по звездной лестнице в черную высь» (с. 20) и др.1. Так, авторпоследовательно на разных уровнях поэтики и прежде всего в словевоплощает идею восприятия мира как сложной и многоуровневойдействительности: «через слова видны другие миры»2. Мотив всеединствамира, взаимопроникновения одного в другое формирует представление оцелостности детского мира, неделимости мира ребенка, в противовес мирувзрослому, рушащемуся, «разбивающемуся» как стекло (образ детскогопотемневшего стеклянного калейдоскопа), теряющего свою цельность (ипритягательность).Появление в персонаже Толстой «взрослости» отделяет детскийперсонажотвзрослого,идиллическиймиротмиратрагического(драматического).

В рассказе «На золотом крыльце сидели» образ дяди Паши1Этот прием характерен для всего рассказового творчества Толстой: «смотрел в окно»,«хотелось смотреть и смотреть», «оглядывался в темноту», «через кусты», «через забор»(«Свидание с птицей»), «Смотри скорей, пока не погасло!», «бросить взгляд в звезднуювысь» («Соня»), «смотрят Глаза», «путешествовать взглядом» «через печную трубу»,«сквозь матовое стекло» («Любишь — не любишь») и др.2Толстая Т.

Непальцы и мюмзюки // Толстая Т. Двое. М., 2000. С. 134.38оказывается «промежуточным» между различными мирами. Он словно быперсонаж пограничный, герой-взрослый, но и герой-ребенок одновременно.Отсюда его образ отличает явное (глубинное) несоответствие его внешнегооблика и внутреннего мира. Мотив несовпадения внешнего и внутреннегопозволяет представить образ более емким и содержательным, наполненнымпотаенными смыслами, не видимыми с первого взгляда. Вопрос эпиграфа«Кто ты такой?», относящийся ко всем, в первую очередь оказываетсяориентирован на дядю Пашу: кто он — взрослый или дитя, обычныйбухгалтер или волшебник?Толстая неслучайно называет своего героя дядя Паша (Павел). Впереводе с латинского языка «паулюс» означает «маленький, малый,малыш»1. Эпитет «маленький» применительно к дяде Паше неоднократновстречается в рассказе, становясь его постоянной характеристикой.

Имямоделирует облик, характер и социальный статус героя: «маленький, робкий,затюканный» (с. 10), послушный своим женам. Его кротость и смирение вповествовании дополняется обрисовкой эпизодов его жизни. Дядя Паша —бухгалтер, работает в Ленинграде, чтобы успеть из пригорода на работу,встает в пять часов утра и бежит семь километров бегом на «паровичок»(с. 11)2.При наличии почти «говорящего» имени бросается в глаза отсутствиечетко прорисованного индивидуального, неповторимого портрета героя врассказе. В обрисовке дяди Паши главным признаком, как уже было сказано,оказывается лишь эпитет «маленький», хотя он уже «старик: ему пятьдесятлет» (с.

10). Это рождает оксюморонное сочетание «маленький старик» (=состарившийся ребенок), которое обнажает во взрослом герое свойствадетской души. Неслучайно дядя Паша, как ребенок, подобно девочкамгостям, радуется своим сокровищам и восторгается таинству жизни.1Суперанская А. В. Словарь русских имён. М.: Эксмо, 2005. С. 467.Рядом с «маленьким» героем и мир кажется «маленьким» — неслучайно использованиеуменьшительных суффиксов в словах: паровозик, паровичок, ручки, ножки и др.239«Заколдованный принц», «звездный юноша» — оба метафорических образаусиливают и подчеркивают мотив «детскости» персонажа, его молодой ичуткойкпрекрасному(мифо)творчеству,действительностьдуши.явленномувсказочнуюДетскостьвгерояумениифантазиюспособствуетпреобразоватьспомощьюегоскучнуювымыслаивоображения1.В образе дяди Паши намечаются мотивы таинственного, тайного,непознанного и непознаваемого в человеке.

В процессе портретированияписатель усиливает детали и мотивы не внешнего образа, но внутреннего,преобладание смыслового, идейного портрета, выражающего величие«сокровенного» человека. Это таинство души героя открывается в рассказетолько ребенку. В глазах девочки-повествователя (и ее сестры) «маленький»герой дядя Паша преображается в царя Соломона, Халифа, заколдованногопринца,владельцабесчисленныхсокровищ:«караванаверблюдов»,«водопада бархата», «кружева», «ливня фарфора», «золотых рам», серебра(с.

16) и т.д. Мотив сказочности и волшебства маленького дяди-пашиногомира становится точкой отсчета таинства и волшебства мира большого ибезбрежного. Мотивы сказочности, таинственности, загадочности в своейсовокупности создают образ детства толстовского персонажа.В присутствии дяди Паши, Халифа и Соломона, дóлжно проявлятьособое благородство: герою нельзя сказать «простецкое спасибо», надо«благодарю вас» (с. 17).

Он сам есть воплощение благородства: «белаяблагородная голова дяди Паши» (с. 16).1Дядя Паша, хотя и играет роль второстепенного персонажа в рассказе Толстой, однакооказывается несомненно важным образом в художественно системе рассказа, т.к. именноон открывает галерею взрослых героев с детскими чертами и детским мышлением.

Ср.:Соня («Соня»), Женечка («Самая любимая»), Филин («Факир»), Пипка («Огонь и пыль»),Сережа («Спи спокойно, сынок»), Симеонов («Река Оккервиль»), Василий Михайлович(«Круг»), Петерс («Петерс»), Денисов, Лорин папа («Сомнамбула в тумане»), Бенедикт(«Кысь») и др. Например, «Свидание с птицей»: в глазах ребенка Пети Тамила —заколдованная красавица, знающая множество волшебных тайн. Пространство Тамилы, еедом с садом, равно как и «пещера Алладина» дяди Паши, населено магическимипредметами («лекарство от всех зол и страданий» (с.

86), яйцо птицы Алконост (с. 89),кольца-талисманы (с. 87), «книги, где буквы не прочесть» (с. 88) и проч.).40Мотивная система создает образ дяди Паши неоднозначным: онбухгалтер и мечтатель, старик и ребенок, он трогателен и величествен, прости сложен одновременно. В одном из интервью об образе своего герояТолстая сказала: «дядя Паша и забитый муж, и счастливый любовник, ибессильный старик <…> Он царь, царевич, король королевич, сапожник,портной <…> Нет ответа “Кто он такой”»1. Мотив непостижимостивнутреннихсокровищчеловеческойдуши,непознаваемостиитаинственности всего мира позволяет художнику в малом увидеть большое, внеприметном — великое, в дяде Паше — Сказочника и Мечтателя.Двойственно и противоречиво в рассказе и восприятие мира в целом.Так, рассказчик, воссоздавая в тексте детские ощущения и впечатления,сводитповествованиекконструированиюособогомира,некоей«мифологизированной» детской реальности.

Но вместе с тем героиняповествователь—взрослыйчеловек.Еепредставленияомирепринципиально отличны от детских, поэтому созданная девочкамигероинями и дядей Пашей сказочная — идиллическая — реальностьпоследовательно самим повествователем разрушается и «разоблачается»2.Постепенное разоблачение детского (сказочного) мировосприятияпрослеживается на протяжении всего повествования присутствием рядаобразов и мотивов, содержащих оценочную коннотацию. Так, созданныйдетскими фантазиями «сказочный» образ Вероники Викентьевны, «белой,пышной»,«золотоволосойЦарицы»,разрушаетсяоднойфразой,наполненной (взрослой) иронией и (детской) трагичностью: «…озябшаяВероника Викентьевна, белая и тяжелая, отдавливала ему <дядя Паше>маленькие теплые ножки» (с.

13). Или: эпизод «фантастического ограбления»1Толстая Т. Тень на закате // Литературная газета. 1986. 23 июля. С. 7.Схожим образом разрушение детского мировоззрения реализуется в рассказе «Свиданиес птицей». Однако носителем взрослой позиции в «Свидании» становится неимплицитный рассказчик, а герой дядя Боря, который безжалостно обнаруживает ненастоящность Тамилы: «пьяные бредни нашей лохматой приятельницы» (с. 97) и др.«Дядя Боря разогнал громким, оскорбительным смехом хрупкие тайны, вышвырнулсказочный сор» (с.

95).241Вероники Викентьевны, владычицы «волшебных угодий», которые героиняохраняет как «Нептун» (с. 12), иронично сведен к натуралистическимподробностям: «сигануть через забор, убить собаку, проползя по битомустеклу, с животом, распоротым колючей проволокой, истекая кровью,изловчиться и слабеющими руками вырвать ус у клубники редкого сорта»(с. 12) и др. Мотив взросления и обретения разумности и рациональностисоприкасается с мотивом таинственности и зыбкости детского мира ипридает повествованию черты драматизма, почти трагизма — детский миррушится, сказка исчезает, мечта превращается в рационализм.Спецификанедолговечности(условности)сказочной(детской)повествовательной манеры Толстой обусловливает сюжетное строениерассказа. В сказочном детском мире процесс освоения окружающего скор ипо-своему необычен.

Неслучайно дядя Паша, «халиф на час» (последнееуказывает на недолговечность, близкий конец героя), в глазах быстроповзрослевшей героини становится дряхлым стариком: «Как ты все-такисдал, дядя Паша! Руки твои набрякли, колени согнулись…» (с. 19). Чудесноепреображение и разоблачение героя происходит стремительно — «посказочному» быстро и «по-жизненному» необратимо.Мотив-образ «волшебного стекла» — призмы, через которую героинявидит и познает мир — опосредует динамику неизбежных изменений вчеловеческой жизни. Подобно узорам калейдоскопа, «жизнь все торопливееменяла стекла в волшебном фонаре» (с.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее